Крещение закрепощение

КРЕЩЕНИЕ=заКРЕпоЩЕНИЕ

   В заголовке между этими двумя словами знак равенства поставлен не случайно. По моему убеждению, они схожи не только по звучанию и написанию. Они ещё несут и одинаковую смысловую нагрузку, одинаковы по своему внутреннему содержанию. Что хорошо видно из российской истории. До принятия Руси христианства, до её крещения такое явление как рабство или крепостничество не имело массового, повсеместного распространения на землях славян. Только с крещения Руси начинается закрепощение её народа. И хотя многие историки утверждают, что предпосылки крепостничества зародились ещё до крещения, что социальное неравенство уже тогда имело быть место. Но факт остаётся фактом: крепостничество появилось на русской земле вместе с христианством. И не просто появилось, а юридически оформилось. (Русская правда, Судебник 1497 г., статья 57 которого, ограничивающая право крестьянского перехода, так и называется «О христианском отказе», Соборное уложение 1649 г. и многие другие указы). В русском языке закрепились и получали всё большее распространение такие слова как закуп, смерд, холоп, обозначавшие неравноправные слои населения. И церковь этому никак не мешала. Наоборот, всячески поддерживала, т. к. сама пользовалась рабским трудом закрепощённых крестьян.  Видимо, Библия и заложенные в ней этические нормы позволяли церкви не просто мириться с этим позорным явлением, но и никак не противодействовать ему и даже стать одним из крупнейших эксплуататоров крестьянства.  К каждому монастырю и храму были прикреплены крестьяне, которые обязаны были содержать и кормить находящихся в них святых отцов. Паразитируя таким образом на теле крестьянства несколько веков, церковь  за всё это время официально (да и фактически) ни разу не занимала твёрдой, жёсткой и принципиальной отрицательной политики по отношению к крепостничеству, ни разу не пыталась хоть чем-то помочь и защитить закрепощённые сословия, ни разу не препятствовала ужесточению и всё большему распространению крепостничества.  Всё принимала и всё благословляла святая церковь, не забывая предавать анафеме бунтовавших время от времени крестьян.
   Объяснения появления, утверждения  и столь долгого существования крепостничества на Руси можно сколь угодно много искать в экономических, социальных, исторических или во множестве других факторах и причинах, но это всё не будет отражать одной очень важной, на мой взгляд, особенности. Приняв христианство, назвавшись христианами, русский народ принял статус и название рабов Божьих. Что неизменно должно было поменять и поменяло его психологию. Статус раба пусть и Божьего обязывает и приучает  человека к определённому поведению, к его униженному и зависимому положению, к утрате им свободы, меняет на корню его мышление. Что отлично видно из учения христианства. Оно постоянно твердит о смирении, покорности и терпении (Бог терпел и нам велел). Все эти качества присущи и характеризуют исключительно раба. Приучившись и смирившись с мыслью о божьем рабстве (о рабстве духовном), русский народ обрёк себя и на рабство фактическое (рабство физическое). Ещё бы! Если ты раб Божий, то почему не можешь быть им и в жизни. Девизом крепостничества, всей его эпохи, можно смело сделать выдержку из помещичьего указа, определяющего повинности крестьян: « Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и всё что вы имеете, является моим». Порабощение, закрепощение духа неизменно ведёт и к порабощению и закрепощению человека. Нарекая себя рабом Божьим, человек и ощущает себя таковым, но уже здесь на грешной земле. Называя и мысля себя рабом Божьим, человек унижает и оскорбляет своё достоинство, это противно его природе – независимой и свободной по своей сути. Любая мысль – материальна, любое слово имеет силу. Перефразируя известную поговорку можно сказать: в свободном теле (человеке) – свободный дух. И здесь можно поставить знак равенства: свободный дух=свободный человек. Только отказавшись именовать себя рабом, человек сможет по-настоящему освободиться. И если уж в начале было слово, то вряд ли это слово было РАБ.


Рецензии
приветствую вас, Свободный человек! только чуть шире мой вгляд. любое государство несможет существовать без подчинения власти, как это не прискорбно. религия любая для подчинения, а церковь это помощник правительства. меня все время называют богохульником, но я всегда остаюсь свободной от чужих догм. подчинить женщину это первая задача библии. жить ради бога, а не для себя, вторая. любить бога, а не себя и свое отражение в детях, это третья задача церкви. чем мусульманство лучше? будизм? иудаизм? если бы я хотела поклонятся, то смогла бы только Природе. язычество без жертвоприношений тоже не существовало. так что я просто живу с Любовью Свободно и счастливо.
чего и вам желаю. а общество только начинает задумываться о свободе личности, но большая часть не созрела нести ответственость за себя, а не возлагать все на бога. Рада знакомству.

Вершок   30.01.2015 04:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вершок! Конечно же любая власть это насилие над личностью. Это надо признать. Мы все подчинены законам государства нравятся они нам или нет. Главное не переходить разумные границы этого самого насилия. Спасибо за рецензию! Кстати, я тоже из Иркутска. Так что рад землячке!

Саня Байкал   01.02.2015 17:42   Заявить о нарушении
а сейчас вы в другом городе проживаете? я посетила клуб Зеленая лампа и немного разочаровалась. писатели все пенсионеры. опять приходится на сайте общаться. а хочется в живую

Вершок   02.02.2015 05:33   Заявить о нарушении
Я не коренной иркутянин, но сейчас живу в Иркутске. А что за клуб "Зеленая лампа", никогда не слышал (не в 130 квартале?), хотя если честно никогда не интересовался лит. клубами, пишу скорее для себя.

Саня Байкал   03.02.2015 11:40   Заявить о нарушении
Давайте пообщаемся через mail. одноклассники или фэсбук. o.verb@mail.ru. вербовская ольга

Вершок   03.02.2015 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.