Смерть. Время. Вечность

+++

...Нам обещано Откровением: времени больше не будет.
Что такое ВРЕМЯ?
"Быть может, следует признать тот факт,
что время – это одно из понятий,
которое определить невозможно"
(Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1977. Вып. 1, 2. С.87).
Здесь, конечно, сказано опрометчиво,
ибо времени ставит предел (о-предел-яет его) пространство,
как правому ставит предел – левое, и наоборот.

"Важно понимать, что физике сегодняшнего дня неизвестно,
что такое энергия" (там же. С. 74).
"Нужно признать, что несмотря на совместные усилия
физиков и философов, математиков и логиков,
не достигнуто никакого
окончательного прояснения понятия массы"
(Джеммер М. Понятие массы в классич. и соврем. физике.
М., 1967. С. 230). И так далее.

 Современной науке неизвестно, что такое
время, энергия, масса.
Правда, сегодня некоторые вполне учёные мужи
уже способны понять, что правое есть правое
лишь в соотношении с левым (и наоборот).

Точно так же современная наука уразумела в начале ХХ века,
что время есть время лишь в соотношении с пространством.
Сегодня принято писать так: пространство-время.
Впрочем, уже Галилей пришёл к триединой формуле
"пространство/время = скорость".

И в этом случае, как и в любом другом,
истина не может быть выражена одним односторонним термином,
но лишь совокупностью трёх и более,
объединённых в некую формулу.
Точно так же выглядит суть дела
и в христианском богословии:
предопределение/предвидение = промысл Божий.

 Итак, когда пытаешься выяснить,
что такое некий абстрактный (односторонний,
как одна сторона монеты) термин,
необходимо узнать сначала, а что представляет его отрицание.

 Если есть время, то что такое не-время?
В данном случае не-время есть пространство,
с которым время соотносится.
Что такое не-пространство? Это время.

Пространство и время – это некие предикаты
(логические сказуемые) какого-то субъекта (подлежащего),
как два любых соотносящихся термина:
орёл и решка, правое и левое, верх и низ, энергия и масса. 
И т. д. Всё это обратные термины:
если пространство = s, а время = t, то  s = 1/t,
тогда как t = 1/s.

 Мы привыкли отождествлять время и движение,
но движется "не-время", то есть настоящее.
Движется настоящее, которое есть не-время во времени.
Время же есть относительный покой земной коры, её ландшафта.
Тут даже и литераторы способны нечто видеть:
"ВРЕМЯ только кажется быстро текущей РЕКОЙ.
Оно скорее неподвижный, бескрайний ландшафт,
а движется взгляд, его созерцающий" (Торнтон Уайлдер).

 ...Надо бы хоть что-то сказать ещё и о вечности,
ибо можно сказать и так: не-время – это вечность.

"Как показал блаж. Августин, … будущее
непрестанно становится прошлым,
и мы никогда не можем уловить во времени настоящее.
Первое мгновение неделимо, его даже нельзя назвать
бесконечно кратким, оно – вне временного измерения:
это – момент-грань… Есть не время, а грань,
тем самым – прорыв в вечность.
Настоящее без измерения, без длительности
являет собой присутствие вечности"
(Лосский Вл. Догматическое богословие//Мистич. богословие.
Киев, 1991. С.289).

 Итак,  мгновение настоящего – вне времени.
Что такое настоящее? Антиномия:
1)настоящее есть миг,
2)настоящее есть не-миг, то есть вечность.

 Как видим, появились два полюса понятия,
так что теперь можно говорить о понятии "вечность-миг"
(как раньше мы говорили о пространстве-времени).
Вечность-миг есть так, что её нет, т. е. вечность
снята (ауфхебен).
Где снята? Во времени.
Так что в данном случае было бы правильней писать
"миг (вечность)"… В скобки заключено то, что снято.

 Выше мы утверждали: не-время – это пространство,
а теперь не-время – это вечность… Как же так?
Вечность (миг) становится соотношением
"пространство/время" = скорость (инерция).
То, что в мире ином есть вечность-миг,
в мире нашем становится соотношением пространства и времени.

 Путь-дорога и вечность-миг… Дорога дана вся сразу,
одновременно – как пространство.
А путь предстоит преодолеть. Преодолеть инерцию пути…
Для этого нужна хотя бы самая малюсенькая скорость.
Ахиллес догонит черепаху, если Зенон перестанет
отрывать пространство от времени, левое от правого…
Мы же знаем: реально лишь пространство-время,
а не один из этих терминов в отрыве от другого.

 Чтобы познакомиться с вечностью,
которая не снята во времени,
каждому из нас надобно уйти из пространства-времени,
то есть телесно умереть
(но даже и это – не факт).

Наши тела "состоят" преимущественно из времени
(пространство – в знаменателе).
Если оперировать размерностями физических величин,
то квадрат времени – это масса,
время в четвёртой степени – электрическая величина,
время в восьмой степени –  вещество (мы знаем, что в веществе поле снято; теперь уж термин "снятие" приобретает физический смысл).

 Можно предположить, что Адам и Ева
были созданы с телами на основе электромагнитного поля
("тело из света"), где акцент НЕ на время,
массу, электричество,
но на пространство (одновременность), энергию, магнетизм (всё это в числителе).
Однако грехопадение наших прародителей
изменило падшую телесность
(мы получили "ризы кожаные"),
произошла инверсия: s/t - t/s, E/m - m/E и т.д.
Мы поменяли "тело из света" на тело из вещества.

 После смерти тела сего каждый из нас
снова получит тело из света,
только вот какой это будет свет:
солнечный или адски-подземный?

Когда речь идёт о Солнце, то каждый знает,
что вещество здесь становится светом.
Можно предположить, что в центре Земли
свет становится веществом,
т.е. совершается обратный процесс
(масса Земли со временем возрастает, Земля "разбухает",
материки "разъезжаются";
наш известный астрофизик Н. Козырев, изучив
большой фактический материал, пришёл к выводу,
что за последние 250 – 300 млн. лет
масса Земли выросла в 8 раз).

Наверное, бессмертной душе было бы мучительно
облечься в подземный пламень –
в то поле, которое становится веществом.
Если эта гипотеза верна,
то подземное существование ада
приобретает черты вовсе не метафорические.

 Эта гипотеза, впрочем, оставляет наши души
в пространственно-временном мире до Страшного суда
(после которого "времени больше не будет",
а значит – и тел не будет, сотканных из времени).
Поэтому чуть выше и появилось утверждение:
переход в вечность
сразу после смерти нашего земного тела –
не факт.

+++

Вот одна из возможных иллюстраций -- цитата из книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело":

"Весь мир живых существ, даже вся природа являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?

Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физических условиях, какие существуют на звездах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплотные духи нуждаются в определенных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут существовать формы телесности совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отличающимся от земных?

 

И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами ("Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный" - Пс. 103, 4).

 

Если так ясен закон развития и совершенствования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты, что дух, впервые явленный в человеке, но проявляющийся и в простейших существах в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во вселенной.

Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон:

 

"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный",

 

 то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, возможность бесконечного совершенствования духа. А для этого необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его совершенства. Не может быть, чтобы закон бесконечного совершенствования духа в приближении к совершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа человеческого.

Если совершенна (неуничтожима) материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего.

 

Господь Иисус Христос прямо засвидетельствовал о бессмертии человеческом: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин. II, 26).

 

"Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную" (Ин. 5, 24).

 

А о том, что человек есть только первая ступень духовности, определенно говорит апостол Иаков:

"Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак. 1, 18).

 

Так же и Павел: "Мы сами, имея начаток Духа..." (Рим. 8, 23)".

 
+++


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.