3. Как Слава учил темнотушку быть воспитанным

      Сегодня темнотушка пришёл к Славе рано. Славик сидел спокойно за своим письменным столом. Радостный темнотушка запрыгнул на стол. Он улыбнулся Славе всей своей широкой улыбкой. Чунька был готов, что Слава сейчас обнимет его и от радости подбросит вверх как мячик. Но Славик спокойно посмотрел на темнотушку и сказал: «Здравствуй, Чунька!». От удивления темнотушка раскрыл рот. Его уши сникли. А хвостик, который только что вилял, как у щенка, вяло лежал на столе.
-Не понял! – удивлённо произнёс темнотушка, - а где радостное «Ура»? Где визги удовольствия оттого, что я пришёл? Ты что мне не - не - не рад?
- Я тебе очень рад, - улыбнулся Слава - но я сегодня воспитанный. И кричать от радости не буду. Воспитанные мальчики не кричат.
Темнотушка сел от Славиных слов.
- Ты заболел?
Чунька перебрался на плечо к Славе. Ушами он потрогал лоб мальчика. Лоб был обычный.
- Да не болею я. Я сегодня воспитанный.
- Какой? Какой?
- Вос - пи - тан - ный.
- Ну, значит, больной.
- Сам ты больной. У нас сегодня в садике был день воспитанных детей. И я обещал, что до конца дня буду воспитанным. А воспитанные дети не обманывают взрослых. Тут Славик тяжело вздохнул. Так что если обещал, буду воспитанным.
- А - а - а, - многозначительно произнёс Чунька.
- А зачем?
- Что зачем? Что тебе сейчас не понятно? - удивился Славик.
Чунька ходил по столу. Он держал руки за спиной и размышлял.
- Зачем быть воспитанным? Вот ты сейчас воспитанный?
- Да. Стараюсь таким быть.
- Ты воспитанный. Но ты грустишь. Значит, быть воспитанным - это грустно. А я не люблю быть грустным. Значит, я не буду воспитанным.
- Вот чудо – темнота, - ответил ему Слава.
Чунька его перебил.
- Я не темнота, я темнотушка.
- Да темнотушка ты, темнотушка. А темнота ты, потому что опять не понял.
- Чего не понял?
- Быть воспитанным - это не грустно. Воспитанные дети правильно ведут себя дома и в садике. Знают, что можно делать, а что нельзя. А грустный я, потому что забыл, во что играют воспитанные дети.
- Мы что сегодня играть не будем? Воспитанным светушкам нельзя играть?
- Можно. Но я забыл, во что можно играть воспитанным мальчикам. Помню, что воспитанные дети играют тихо и спокойно, чтобы других детей случайно не задеть.
- Точно, - согласился Чунька, - значит, я не воспитанный. Я когда играю, всегда кого - то задеваю.
- Вот. Вот, - продолжил Слава, - а ещё можно случайно себя поранить.
- Это, значит, если я буду воспитанным, то я не буду бегать? - удивился Чунька.
- Бегать можно. Но не в комнате, а на стадионе и на площадке. И воспитанные детки бегают спокойно.
- Это как? - удивился ещё больше темнотушка.
- Не знаю. Нам воспитательница сказала, чтобы мы на площадке бегали спокойно. А как это, она нам не сказала.
Тут темнотушка задумался.
- А она вам и не покажет.
- Это почему.
- Потому что она воспитанная.
- Точно, - согласился Славик, - если она будет показывать нам, как бегают спокойно, то люди подумают, что воспитательница невоспитанная. А она у нас воспитанная. А воспитанные воспитательницы ведут себя воспитанно. Теперь понятно.
- И мне понятно. Мы сегодня будем играть воспитанно, - произнёс с досадой Чунька, - бегать мы не будем.
- Нет, - подтвердил Слава.
- Кричать мы не будем.
- Нет.
- Прыгать мы не будем.
- Нет.
- А висеть мне на люстре можно?
- Нет.
- А почему?
- Что почему?
- Почему мне нельзя висеть на люстре?
- Как почему? - удивился Слава.
- Я же не давал обещание быть воспитанным.
Слава посмотрел на люстру.
- А если она упадёт?
Чунька задумался.
- Тогда упаду и я.
Он ещё немножко помолчал и закончил свою мысль.
- Воспитанные светушки на люстре не висят.
- Воспитанные дети вообще нигде не висят.Хотя на турниках висеть можно. Только воспитанные ребята спрашивают у взрослых разрешение, чтобы повисеть на турниках.
Темнотушка вздохнул. Он вспомнил, что часто не спрашивает у мамы и папы разрешения. И они потом на него очень сердятся.
- Разрешения у взрослых нужно всегда спрашивать.
- И не только у взрослых, - продолжил Слава.
Он  достал  из ящика письменного стола две конфеты и положил их на стол.
- Вот я положил  две конфеты. Что ты сейчас хочешь сделать?
Чунька с улыбкой посмотрел на конфеты.
- Взять и скушать их.
- Но это же не твои конфеты.
- А - а – а, - догадался Чунька, - Слава, дай мне конфету.
Слава одёрнул друга.
- Ты просишь неправильно.
Чунька согласился и попросил ещё раз.
- Слава, дай мне вон ту, красную, конфету.
- Эх ты, какой невоспитанный. Воспитанные детки просят вежливо. Говорят: «Пожалуйста»!
Темнотушка почёсывал своим ухом за рожками. Он был озадачен. Как вежливо попросить конфету? И он додумался.
- Слава, дай мне, пожалуйста, вон те две конфеты!
Теперь удивился Слава. Он не ожидал, что темнотушка попросит обе конфеты. Воспитанный Славик с досадой посмотрел на Чуньку и протянул ему конфеты.
- На, угощайся.
Темнотушка взял конфеты. И тут же одну отдал  Славе.
- Угощайся! Я воспитанный и угощаю своего друга.
Славик хотел засмеяться и запрыгать от радости. Но вспомнил, что он сегодня воспитанный.
     Друзья ели конфеты и радовались. Славик радовался, что Чунька поделился с ним конфетами. А Чунька радовался, что у его друга были эти конфеты.
    Теперь на столе лежали фантики. Чунька взял их в руки и собрался с ними что-то сделать. Славик погрозил ему пальцем.
- Нет! Нет! Кидать нельзя! Их надо выкидывать в мусорку.
Чунька прижал фантики к себе. Он посмотрел на красный фантик, потом на синий. Лицо Чуньки озарилось его загадочной улыбкой.
- А воспитанным деткам можно из фантиков делать самолётики?
- Не знаю.
Славик начал вспоминать всё, что говорила воспитательница о воспитанных детках.
- Нам говорили, что надо слушаться взрослых.
- Это я уже слышал, - проговорил темнотушка.
Своими ушами он уже разглаживал фантики, чтобы они были ровными и гладкими.
Славик продолжал вспоминать.
- Нельзя пачкаться. Нужно выглядеть опрятно и мыть руки перед едой.
Тут Чунька посмотрел на свои ручки.
- Значит, я иногда воспитанный, а иногда нет.
Слава вспомнил ещё, что воспитанные детки, когда кушают, не разговаривают за столом. Не ломают игрушки и стоят спокойно, когда с ними разговаривают взрослые. Не обижают других детишек, сами убирают свою кровать. Не обзываются и не говорят плохие слова. Не обманывают и не прячутся от воспитателя. Слава вспомнил всё или почти всё. Ничего о самолётиках из фантиков он не слышал. Ну, а если он не слышал, значит, в садике не говорили, что воспитанным детям нельзя делать из фантиков самолётики. Получается, что воспитанные детки делают самолётики из фантиков. Пока Славик рассуждал обо всём этом, его друг сделал два удивительных самолётика. Один синий, другой красный.
- Я полетел.
С этими словами темнотушка запустил синий самолётик. И это чудо с крыльями плавно опустилось на диван. Славик запустил красный самолётик на шкаф.
- Ты полетел на базу, а я полетел на Луну.
- Куда? - переспросил Чунька.
- Куда? Куда? На Луну. Там лунатики живут.
Славин самолётик совершил посадку на шкафу, и Славику пришлось ставить стул, чтобы достать свой самолётик.
- Я тоже хочу на Луну к лунатикам, к лунатикам, к лунатикам, - прыгая на диване, повторял Чунька.
Свой самолётик он запустил с дивана на шкаф.
      Так весь вечер два самолётика летали с базы на Луну. С Луны вокруг Солнца на базу. Кстати, Солнцем была люстра. А ещё Славик и темнотушка бесстрашно пролетали сквозь большую пещеру, что разместилась под письменным столом. Потом они спасли жителей подкроватного города.
      За окном стало темнеть. В комнату к Славе заглянула мама. Она не увидела Чуньку. Чунька быстро спрятался под шкафом. Оттуда он наблюдал, как воспитанный Слава сам разобрал свою кровать и пожелал спокойной ночи маме. Мама выключила свет. В комнате стало темно. Темнотушка запрыгнул к Славику на кровать. У Славы под подушкой для друга лежал синий карандаш. Чунька взял карандаш и сказал: « Спасибо». Ведь воспитанные детки и воспитанные темнотушки всегда говорят «Спасибо».
- Я думал, что быть воспитанным очень скучно, - сказал Чунька, - а оказалось наоборот - весело.
- Конечно, весело. Только надо играть воспитанно, - уже зевая, ответил Слава.
     Славик засыпал, а Чунька пошёл домой.


Рецензии