Петро Дениско. Сказки для Иванка. Про барсучонка

«Про барсучонка Полосатика»

С украинского

Эта история началась давно, ещё в старом лесу, населённом множеством обитателей. Жизнь лесных зверей не такая уж длинная, хорошо, что есть деревья, эти молчаливые свидетели, которые многое повидали и слыхали. Всё, что узнали они за сотни лет, впиталось в их ветви, в кору и даже в корни. Вот если бы расспросить столетние дерева про лесные приключения, – представляете, сколько тогда открылось бы интересных историй! Вот послушайте одну маленькую, мне её поведала старая груша…

Посреди леса высилась гора. На её южном, солнечном склоне между белоногими берёзками росла большая груша с густой кроной, свисавшей до земли. Недалеко из-под камушка струился ручей. Вода быстро скатывалась вниз по глубокой размытой канаве. Место было такое удобное, поэтому барсучиха вырыла себе под грушей нору. Барсучьи норы – самые лучшие. Это настоящие подземные дворцы. Даже покинутые, они не остаются пустыми, их потом заселяют лисы, еноты и даже волки.

На голове и шее у барсуков заметны светлые и тёмные полоски, поэтому они похожи на полосатиков. Кое-кто говорит, что барсуки ленивые, и от постоянного лежания на полосатой перине полоски отпечатались на их шкурке и не сходят всю жизнь. Но это неправда. Спят барсуки только холодной зимой, когда завывает вьюга-метелица и наметает вокруг сугробы. А до зимы они вынуждены трудиться, перелопачивать крепкими когтями много земли, везде рыскать, чтобы вдоволь запастись едой и не голодать в зиму. Полосатый наряд делает барсука незаметным во время его охоты при полной луне или в тени деревьев.

Вот под конец зимы под грушей появился на свет маленький барсучонок. А как только солнышко растопило снег, и он небольшими ручейками сбежал в долину, юный Полосатик впервые вылез на свет Божий. Множество незнакомых запахов и звуков окружило него, глаза ослепило солнце. Детские лапки были ещё слабые, барсучонок часто падал на склоне и скатывался вниз, пока не упирался в куст или в дерево. Потом приходилось скоренько возвращаться в нору, потому что ему становилось страшно.

Весенней порой, когда берёзки перестали пускать сладкую слезу и на тонких веточках появились серёжки и листики, барсучью семью покинул отец. Он уже давненько не приносил домой еду, часто пропадал где-то, а потом и вовсе исчез. Полосатику ещё хотелось поиграть, да братиков и сестричек у него не было, поэтому без папы стало совсем тоскливо. Всегда занятой маме было не до него, и она сердито стряхивала малыша, который то и дело залезал ей на спину.

Через два месяца мама стала чаще брать Полосатика на ночную охоту. Так постепенно барсучонок научился понимать тонкости лесной жизни. Он уже знал, как отличать запах врагов на тропинках, как выкопать из-под земли мышь или жука и как скорее вернуться в нору в случае опасности.

Лето выдалось жарким, дожди обходили лес стороной. Трава завяла, небольшие водоёмы высохли, а большие обмелели, вода в них стала мутной и невкусной. Поэтому к широкому ручью на водопой ходило много зверей, слетались птицы. Вначале сентября пожелтели и осыпались листья на молодых липах, а потом не выдержали зноя берёзки. Они тоже быстро сбросили листву. Мама-барсучиха заносила листья в нору, заталкивала в подземные запасники, хотя до зимы было ещё далеко.

Тихое, размеренное барсучье житье оборвалось однажды утром, когда Полосатик и мама возвращались с водопоя. Внезапно путь им перегородили два молодых волка. Серые считали, что всё в лесу принадлежит только им, и источник холодной воды – тоже. Страшный рык вылетел из разинутых злых пастей. Какие страшные у волка зубы!

Силы были неравные, но мама отчаянно защищала сына, и они успели-таки добежать до дома. Пострадавший в схватке барсучонок выздоровел, а вот мама от многочисленных волчьих укусов расхворалась, и вскоре её не стало. Какой жестокой стороной повернулась лесная жизнь к Полосатику! Оставшись один-одинёшенек, поначалу он боялся вылезать из норы. Но постепенно голод вынудил его выйти на охоту.

Так в ежедневных заботах пробегали дни. Чем ближе дело шло к зиме, тем сильнее барсучонку хотелось есть. Уже посыпались спелые плоды с груши, закатываясь в нору. Мягенькие, улежавшиеся, они очень нравились нашему герою.

Как-то раз Полосатик забрался на гору. Деревья, защищаясь от постоянных ветров, здесь собрались стайками вокруг полянок. Вокруг росло много кустов тёрна, шиповника, боярышника. Ещё летом с мамой ходили они сюда за ароматной земляникой. И тогда мама рассказала, что на самом верху горы, вдали от лесной суеты, живёт его дед и что он совсем белый, а не полосатый, как они. Барсучонок стал частенько бывать на горе, однако встретились они с дедом только один раз, когда выпал первый снег. Встретились на полянке. Полосатика обдало таким знакомым и родным запахом, но он не отважился подойти ближе. Выбеленный длинной жизнью дед был почти незаметен на снегу. Они немного постояли, посмотрели друг на друга и разошлись по норам.

Вскоре морозы сковали землю в крепкую броню, подули северные ветры. Полосатик залез поглубже в нору и уснул, укутавшись берёзовыми листьями.

Зимой лесная жизнь замирает у большинства обитателей. Но только не у волков. В феврале в их стае начинается пора веселья. Это сопровождается громкими песнями – многоголосым завыванием. Волчьи песни и голод разбудили барсучонка. На дворе намело сугробы снега, но уже ощутимо потеплело. Полосатик вылез наверх, пошёл к ручью напиться и увидел там много волчьих следов. Ему снова стало страшно. Да и в памяти ещё не стерлись оскаленные волчьи зубы. После воды голод ещё больше дал о себе знать, и барсучьи лапы быстренько понесли зверька в гору. Наконец он добрался до вершины. Небесное светило заливало землю могучим потоком, который отражался от снега тысячами маленьких солнц.

В терновых кустах ягоды уже лежали на земле. Их любили птицы, наелся всласть и Полосатик…

Короткий зимний день закончился, барсучонку нужно было поспешить домой. Но он наткнулся на следы дедушки, а они вели в противоположную сторону, и малыш пошёл по этим следам. Там, на вершине горы, под поваленной елью, они встретились во второй раз.

И когда лунной застуженной ночью вновь разнеслось над лесом то устрашающее волчье завывание, Полосатик его уже не слышал. Он, как ребёнок, крепко спал, прислонившись к совсем белой, широкой и тёплой спине своего дедушки…

Такая вот история. Ночной лес полнится тихими мелодиями: стонами, всхлипами, гулом, шелестом и шорохами, скрипом да разными постукиваниями. И груша продолжала шептать что-то себе под нос да упрямо рисовать растопыренной ладошкой узоры на снегу.


Рецензии
Отличная, жизнеутверждающая сказка! Вот и звери готовы прийти на помощь в трудной ситуации. Это здорово.

Ночной лес полнится тихими мелодиями: стонами, всхлипами, гулом, шелестом и шорохами, скрипом да разными постукиваниями. Вот и я прилягу под эти звуки на теплой кровати, чтоб поспасть до утра...

Муса Галимов   20.09.2021 22:10     Заявить о нарушении
Ну вот и хорошо. Не зря писалась сказка, раз Муса её прочёл и пошёл себе, как барсучонок, спать в тёплую постельку и смотреть радостные сны...
С добрым утром, Муса!

Анна Дудка   21.09.2021 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.