Охота и собирательство калифорнийских индейцев

 http://cowboy.vv.si/
Утром 1911 года жители калифорнийского городка Оровилл нашли у забора городской бойни сгорбленного, изможденного, обессилевшего от голода мужчину. Индеец Иши, или «последний американец», как его с ноткой ностальгии назвал известный популяризатор археологических открытий немецкий журналист и писатель К.Керам, пришел в тот мир, от которого всю свою жизнь пытался скрыться.
Трагедия индейцев Калифорнии началась в середине XIX века, когда разразилась «золотая лихорадка». Под напором золотоискателей они уходили все дальше в малодоступные и глухие места, где с трудом могли найти себе пропитание способами, которые были им известны, – охотой, собирательством и ловлей рыбы. Их ряды быстро редели от болезней, голода и пуль золотоискателей. От большого племени яхи в 1884 году в живых оставалось только пять человек, а в 1908 году Иши остался один. Еще три года он скрывался в лесах, охотился на зверей и собирал съедобные коренья и растения. Однако силы его убывали, и наконец, полуживой, он приполз из каменного века прямо в мир небоскребов и автомашин. Жизнь его была спасена, а он был спасен для науки.               
Антропологам (в США археология, этнология и антропология находятся в тесной взаимосвязи, и в результате там применяется общий для этих наук термин «культурная антропология») А.Креберу, С.Поупу и Томасу Т.Уотерману благодаря Иши удалось проникнуть в тайны языка яхи, секреты охоты и собирательства калифорнийских племен. Индеец Иши щедро заплатил своим друзьям. Ученые смогли наблюдать, как человек каменного века создает наконечники копий и стрел из обсидиана, как под его руками появляются гарпуны, рыбацкие снасти и другие инструменты и оружие. А затем индеец в условиях дикой природы показал ученым, как поступал человек каменного века, чтобы выжить. С помощью лука и стрел он убил птицу, оленя спел им песню и показал обряды охотников. Короче говоря, индеец Иши в значительной мере способствовал развитию экспериментальной археологии.
Благодаря ему и другим посланникам каменного века ученые смогли заставить говорить безмолвные и немногочисленные археологические находки эпохи палеолита и мезолита, то есть того времени, когда люди обеспечивали себе пропитание собирательством и охотой. Мы уже знаем, что они собирали дикорастущие плоды: ягоды, семена, цветы,
яйца птиц, желуди – одним словом, все, что только можно было съесть. В условиях первозданного калифорнийского климата они могли собирательством обеспечивать больше половины своего меню.
Собирательство не требовало многих приспособлений (корзинки из прутьев и коры, раковины для жидкости) и было занятием довольно простым. В большинстве случаев им занимались почти без специальных орудий, и только съедобные корни, клубневые растения и мелких животных нужно было добывать, перекапывая землю с помощью каменных клиньев, копалок из дерева, кости, рогов, кольев и мотыг.
Вышеуказанные ученые установили, что орудия из длинных полых костей с утолщением на конце при вскапывании земли изнашиваются медленнее, чем деревянные, но по сравнению с последними они слишком коротки и легки и в результате мало пригодны для вскапывания. Длинную же деревянную заостренную внизу палку-копалку индеец мог держать обеими руками и таким образом увеличить силу удара, а также использовать ее в качестве рычага. Она оказалась самым эффективным орудием при обработке твердой и влажной лесной почвы, переплетенной корнями кустов и деревьев. Правда, корни нужно было рассекать с помощью рубила. Один мужчина мог за час дубовым колом высотой 2 м и весом 2 кг перекопать участок 60 кв. м на глубину до 20 см. Кол втыкался в землю двумя руками, наносилось три удара под углом 50 градусов, после чего ком земли переворачивался. Приспособив в нижней части кола педаль, экспериментатор смог, используя массу всего тела, погружать острие кола на глубину 35 см. Такой же участок (50 кв. м) он вскапывал за 50 минут, расходуя при этом меньше энергии. Для сравнения – такой же по площади участок современной стальной лопатой вскапывался за такое же время, что и копалкой калифорнийцев и более качественно. Правда, на почвах более твердых рабочее время при применении деревянных орудий увеличивалось в пять, а на дерновом участке – более чем в десять раз. В таких затрудненных условиях выгоднее было работать с помощью ударов, то есть с колом без педали. Острие кольев очень быстро затуплялось. После 60 часов работы кол уменьшался на 10 см. Дубовые колья изнашивались в три раза медленнее, чем березовые. Копалки из рогов, наиболее эффективное применение у калифорнийцев  нашли при разрыхлении верхнего слоя твердой почвы.
Собирательством занимались, как мы знаем, преимущественно дети и женщины. Перед мужчиной стояла другая задача: силой, ловкостью, хитростью и оружием добыть такое количество дичи, которое бы существенно дополнило меню, а там, где это было возможно, полностью бы его обеспечило. Но охоте люди должны были учиться. Калифорнийцы накопили достаточно знаний о поведении некоторых животных и умели использовать эти знания в своих целях. Например, зверей, бегающих со скоростью современного автомобиля, они загоняли до полного изнеможения, двигаясь наперерез животному, учитывая их особенность бежать от преследователя по полукругу.
Индейские охотники, по словам Иши, могли преследовать оленя два дня. Они устраивали свою стоянку вблизи тех мест, где часто проходили стада зверей. Сооружали различные ловушки и таким образом добывали дичь.
Реки давали племенам, проживающим по их берегам, гораздо больше пищи, чем горы или леса. Чаще всего они глушили рыбу соком растений. Снадобья из перетертых трав рыбаки бросали в воду. Наглотавшись отравы, рыбы всплывали  на поверхность мертвыми. Людям есть такую рыбу не вредно, потому что на них этот яд не действует.
У многих охотничьих культур калифорнийских племен существовало поверье об их второй жизни в виде животных и насекомых. Охотники верили, что животные воплощения мужчин. Стать охотником мог только взрослый мужчина, а взрослыми считались те, кто свободно овладел специальным охотничьим языком, который использовался для общения между охотниками соседних племенных групп.
Оружие охоты. Весьма вероятно, что с древнейших времен с целью добычи животных применялись не только сети, ловушки и др., но и прежде всего пробивающее оружие: дротики, копья, гарпуны, бросаемые рукой человека, а с конца палеолита и в мезолите и с помощью различных метательных приспособлений (метатель дротиков, гарпунов, лук). К примеру,  калифорнийский индеец, вес которого составлял 70 кг, после пятиметрового разбега с притупленным копьем весом 2 кг добивался, как показали эксперименты А.Кребера и С.Поупа, силы удара 80 кг. Удар был суммой силы руки, массы оружия и движения тела. Березовыми и буковыми копьями  калифорнийцы пробили насквозь деревянную доску толщиной 10 мм и три слоя кожи оленя. Двухметровыми копьями с кремневыми наконечниками пробили два слоя фанеры, обтянутые сухой коровьей кожей. Кожаный цилиндр (40 Х 80 см), набитый сеном и хворостом, пробивали на глубину до 20 см, а иногда и насквозь.
Заострение одного конца деревянного копья или добавление к нему каменного или костяного наконечника превратило копье в страшное оружие. В момент вхождения в тело животного на наконечнике сосредоточивается энергия в несколько сот килограммов.
Основным элементом этого оружия была тяжелая деревянная рукоятка. На одном ее конце была углублена бороздка, куда калифорнийские охотники вкладывали прямую, закругленную на концах костяную пластинку. На ее свободный конец прикрепляли короткую деревянную палочку.

С этим оружием они приближались к животному и быстро наносили удар в чувствительное место. Затем выдергивали рукоятку, а наконечник с соединительными деталями оставался в теле животного. На рукоятку вновь надевали наконечник и продолжали свое смертоносное дело. В результате им уже не нужно было носить с собой тяжелые рукояти, достаточен был только хороший запас наконечников. Охотники применяли также копья, которые отличались от предшествовавших узкой формой кремневого наконечника. Благодаря этому они вытаскивали из тела животного свое оружие целиком, но, очевидно, не наносили такого тяжелого ранения животному, как копьем с широким наконечником. Действенность обоих видов копий повысилась благодаря применению костяного соединяющего звена. Без него копье не было бы таким эластичным и надежным.
Кости животных, убитых таким способом, свидетельствуют о том, что охотники убивали чаще всего молодых животных. Мы не знаем, почему они поступали именно так, облегчало ли это охоту или было связано с тем, что у молодых животных мягкое мясо.
Действенность копий, дротиков и другого оружия и инструментов калифорнийских племен, сложенных, по крайней мере, из двух частей, в значительной мере зависела от прочности соединений. Наконечники, лезвия и навершия из камня, рога и кости вставляли в желобки и отверстия рукоятей древков из дерева, рога и кости, заклеивали различными смолами и связывали растительными волокнами или сухожилиями животных.
Подобный эффект использовали и индейцы Южной Калифорнии – чумаш, когда в прибрежных водах ловили тунцов, морских окуней и сомов с помощью крючка из раковины, прикрепленного в продольных надрезах шейки к леске из растительных волокон.
Чумаш изготавливали крючки из раковины величиной от одного до шести сантиметров, которые резали, сверлили и точили каменными инструментами. Каждая рыба сначала обкусывала обтрепанные тонкие волокна захвата «лески», которые торчали у нее по бокам пасти. Крючок тем временем под действием натянутой «лески» поворачивался и все глубже врезался в пасть. Это принципиальное отличие от европейского крючка с обратным шипом, который должен попасть рыбе в пасть и зацепиться там. Индейский крючок никогда не вонзается, когда рыба кусает наживку, а, постепенно напрягаясь, позволяет «леске» поворачивать его, в результате чего он крепко входит в челюсти. С такого крючка рыба практически сорваться не может.
С появлением лука значительно улучшилась техника охоты, что подтвердили эксперименты с участием Иши. Он научил доктора С.Поупа искусству лучника, который его применил при проведении обширного сравнительного эксперимента.
Луки калифорнийцы изготавливали из различных пород древесины. Тетивы, как правило, были из кишок диких животных, скрученных между собой в одну. Наконечники  к стрелам крепили волокнами кукурузы. Дальность полета стрел калифорнийских племен на 10–20% больше, чем английских и обычных спортивных. Стрелы индейцы Калифорнии изготавливали из различных пород дерева, самым твердым из которых был орех, далее следовали ясень, сосна и ива. Для выравнивания заготовки стрелы из тростника калифорнийцы использовали раскаленные камни с желобками. Более твердые породы древесины равнялись с помощью нагрева вручную. Ребристые наконечники стрел делали из обсидиана или кремния. Металлические наконечники, плоские, пирамидальной формы вошли в практику с приходом колонизаторов.      
Ни один из наконечников не был столь эффективен, как обсидиановый, волнистое ретушированное острие, которого буквально пробивало тело животного насквозь. Например, бегущего оленя  калифорнийский абориген убивал одной стрелой, пущенной с расстояния 75 метров, причем стрела пробила грудь животного насквозь. Взрослого медведя поражали стрелами, пронзая грудь и сердце с расстояния 40–60 метров.
До нас дошли сведения об искусстве индейских лучников периода завоевания Калифорнии испанцами. Однажды, как писал Лаперуз, пленному индейцу конкистадоры пообещали свободу, если он на расстоянии 150 шагов пробьет кольчугу. Индеец пустил из своего лука тростниковую стрелу с кремневым наконечником, которая пробила кольчугу на глубину двух колец. Испанцы ужаснулись и тут же сменили кольчуги на жилеты, подбитые войлоком.
Другим дальнобойным охотничьим приспособлением калифорнийских племен был атлатль – приспособление, увеличивающее дальность броска дротика или короткого копья. Атлатль ввиду низкой точности дротиков при метании индейцами Калифорнии применялся исключительно на групповой охоте, когда стадо животных индейцы брали в окружение и расстреливали.
Максимальное расстояние, на которое можно было бросить дротик из метателя, – 100 м, попадание же было эффективным до 40 м. Этот вид оружия применялся иногда и при ловле рыбы. Гарпуны, которые бросали с помощью атлатля, давали хорошие результаты, в то время как лучник выстреливая гарпуном, мог ничего и не поймать.
В ходе экспериментов С.Поуп, исследовавший луки и атлатли калифорнийских индейцев, пришел к выводу, что это оружие высокой эффективности, которым можно было убить животное с расстояния от 50 до 100 метров.
Для индивидуальной защиты воинственные племена индейцев Калифорнии (йокут, модок, кламат, олони, квечан, мохаве) использовали кожаные щиты и доспехи. Подвергшиеся испытаниям в процессе научного эксперимента щиты из кожи с трудом пробивались копьями. В них также застревали стрелы. После пятнадцати сильных ударов мечом на внешней стороне кожаного щита калифорнийцев появились только легкие порезы, в то время как дротик с бронзовым наконечником пробивал  металлический и бронзовый щиты испанских конкистадоров насквозь, а меч мавров с первого же удара рассекал их пополам. Результаты эксперимента показали, что кожаные щиты вышеуказанных племен с успехом использовались для защиты воина.
Основные черты хозяйственного уклада калифорнийских охотников и собирателей – это добыча и изготовление всего необходимого для выживания: еды, одежды, материала для сооружения жилья, орудий труда, оружия, посуды, украшений и ритуальных предметов. Даже после навязывания коренным калифорнийцам земледелия охота и собирательство, оставались для многих важным элементом, обеспечивающим их существование.
Доказательство того, что Иши не последний калифорнийский индеец, знавший обычаи и традиции своего народа, – это процесс этнокультурного возрождения народов Калифорнии, который происходит сегодня.

Их дети перенимают традиции своих предков не из книг, а путем живого общения со стариками. Индейцы с раннего возраста учат своих детей с уважением относиться к старшему поколению. И благодаря всему этому их традиции продолжаются.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.