Эволюция мировоззрения
Прежде всего, я хочу о себе сказать, что я стопроцентный атеист. Хотя, как то в разговоре, где я выразил свои взгляды, меня поправили, мне объяснили, что я неверующий, поскольку понятие атеист носит воинствующий характер, а я к религии отношусь с уважением и не только никакого противодействия ей не оказываю, а даже считаю ее нужным, и полезным для человека институтом.
Мне понравился ответ Эльдара Рязанова на вопрос – верит ли он в Бога. Он ответил, что считает себя неверующим человеком, но не по своему убеждению, а по своей религиозной неграмотности, поскольку его всю жизнь не подпускали к религии. Это полностью соответствует и моему отношению к вере в Бога. К такому толерантному отношению к религии я пришел не сразу. В молодости я, наверное, был все-таки атеистом.
Лет в 16 или 17, я прочел работу Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Я был в восторге, от доходчивого, доказательного и наглядного обоснования точки зрения автора. Наверное, я тогда был больше в восторге от самого себя, что я читаю труды великих мыслителей, и даже что-то понимаю. Действительно, как все просто, взяла обезьяна палку, сбила с дерева банан, чем положила начало понятия - орудие производства. А применение орудия производства прерогатива человека, то есть обезьяна переступила в этот момент границу между животным и человеком. А что – очень логично, и главное, очень понятно.
Затем шли десятилетия, накапливался жизненный опыт, прочитывались новые книги, выслушивались другие мысли, проводились дискуссии, как с единомышленниками, так и противниками. И начали появляться мысли отвергающие простоту Ф. Энгельса. Все-таки, наверное, человек отличается от животного не только способом добычи пищи, но и некоторыми моральными установлениями и даже запретами, отсутствующими у животных.
Например, обратим внимание на поведение собак, которые осуществляют исполнение любых своих потребностей на глазах окружающих их других собак, собственных щенков и любых других живых существ. Поедание пищи любые животные осуществляют в одиночку, не думая о голодных собратьях стоящих рядом. То есть животные выполняют любую функцию, сообразуясь только со своей личной потребностью, их не интересует, какое впечатление они производят на окружающих.
Человек всегда выполняет любое действие с учетом того впечатления, которое он произведет на других людей. Мне думается, что это и есть основа духовности, по которой действует правило – мало ли что мне хочется, все равно я не должен некоторые вещи делать, поскольку меня осудят другие. При этом заметим, что слова: дух, душа, духовенство, духовность - однокорневые.
Когда возникли эти «табу», эти запреты, эти чувства, оказавшиеся выше сиюминутных желаний? Мне кажется, это произошло тогда, когда человек признал, что существует какая-то сила нематериального характера, которая имеет над ним власть и которая накажет его за нарушение этого табу. Назвать ее можно по всякому: фетиш, божок, идол, дух (отсюда духовность). Таким образом, теперь я считаю, что не дурацкая палка превратила обезьяну в человека, а первый идол, которого человек обожествил, и который стал прообразом современной религии.
Религия постоянно развивалась, становилась более фундаментальной ( не путать с исламским фундаментализмом). Многие законы, давшие возможность существования и развития человечества вошли в жизнь под эгидой религии. Например, нашими дальними предками был открыт закон, запрещающий родственные браки. Открытие его можно считать гениальной догадкой, поскольку теоретически этот закон был подтвержден только в наше время, после открытия генетических законов. А удалось осуществить выполнение этого закона только с помощью религии. А может быть, это и было главной причиной развития человека, как мыслящего существа.
Понятие «таинство брака» также позволило людям отойти от животного мира. И сейчас, нарушая этот закон, мы видим, как движемся в обратную сторону. Конечно, развитие «средств производства», играло роль в прогрессе человечества, но это было вторичным. Вот такие мысли подвигнули меня на выступление против такого авторитета, как Фридрих Энгельс. Причем я умышленно не упомянул ни одной существующей религии – ни христианства, ни ислама, ни иудаизма, ни буддизма.
Свидетельство о публикации №211101300873
Константин Рыжов 18.10.2021 20:58 Заявить о нарушении
Артем Кресин 18.10.2021 21:28 Заявить о нарушении