Эволюция мировоззрения

                Эволюция  мировоззрения.
Прежде всего, я хочу о себе сказать, что я стопроцентный атеист. Хотя, как то в разговоре, где я выразил свои взгляды,  меня поправили, мне объяснили, что я неверующий, поскольку понятие атеист носит воинствующий характер, а я к религии отношусь с уважением и не только никакого противодействия ей не оказываю, а даже считаю ее нужным, и полезным для человека институтом.

        Мне понравился ответ Эльдара Рязанова на вопрос – верит ли он в Бога. Он ответил, что считает себя неверующим человеком, но не по своему  убеждению, а по своей религиозной неграмотности, поскольку его всю жизнь не подпускали к религии. Это полностью соответствует и моему отношению к вере в Бога.  К  такому толерантному отношению к религии я пришел не сразу. В молодости я, наверное, был все-таки атеистом.


Лет в 16 или 17, я прочел работу Фридриха Энгельса  «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».  Я был в восторге, от  доходчивого,  доказательного и наглядного  обоснования  точки зрения автора. Наверное,  я тогда был больше в восторге от самого себя, что я читаю труды великих мыслителей, и даже что-то понимаю. Действительно, как все просто, взяла обезьяна палку, сбила с дерева банан, чем положила начало понятия - орудие производства. А применение орудия производства  прерогатива человека, то есть обезьяна переступила в этот момент границу между животным и человеком. А что – очень логично, и главное, очень понятно.

         Затем шли десятилетия, накапливался жизненный опыт, прочитывались новые книги, выслушивались другие мысли, проводились дискуссии, как с единомышленниками, так и противниками.  И начали появляться мысли отвергающие простоту Ф. Энгельса. Все-таки, наверное, человек отличается от животного не только способом добычи пищи, но и некоторыми моральными установлениями и даже запретами, отсутствующими у животных.   

       Например,  обратим внимание на поведение  собак, которые осуществляют исполнение любых своих потребностей на глазах окружающих их других собак, собственных щенков и  любых других живых существ.  Поедание пищи любые животные осуществляют в одиночку, не думая о голодных собратьях стоящих рядом.  То есть животные выполняют любую функцию, сообразуясь только со своей личной потребностью, их не интересует, какое впечатление они производят на окружающих.   

        Человек всегда выполняет любое действие с учетом того впечатления, которое он произведет на других людей.  Мне думается, что это и есть основа духовности, по которой действует правило – мало ли что мне хочется, все равно я не должен некоторые вещи делать, поскольку меня осудят другие. При этом заметим, что слова: дух, душа, духовенство, духовность - однокорневые.

Когда возникли эти «табу», эти запреты, эти чувства, оказавшиеся выше сиюминутных желаний? Мне кажется, это произошло тогда, когда человек признал, что существует какая-то сила нематериального характера, которая имеет над ним власть и которая накажет его за нарушение этого табу. Назвать ее можно по всякому: фетиш, божок, идол, дух (отсюда духовность).  Таким образом, теперь я считаю, что не дурацкая палка  превратила обезьяну в человека,  а первый идол, которого человек обожествил, и который стал прообразом  современной религии.   

       Религия  постоянно развивалась, становилась более фундаментальной ( не путать с исламским фундаментализмом). Многие законы, давшие возможность существования и развития человечества вошли в жизнь под эгидой религии. Например, нашими дальними предками был открыт закон, запрещающий родственные браки. Открытие его можно считать гениальной догадкой, поскольку теоретически этот закон был подтвержден только в наше время, после открытия генетических законов. А удалось осуществить выполнение этого закона только с помощью религии. А может быть, это и было главной причиной развития человека, как мыслящего существа.

       Понятие  «таинство брака» также позволило людям отойти от животного мира. И сейчас, нарушая этот закон, мы видим, как движемся в обратную сторону. Конечно, развитие «средств производства», играло роль в прогрессе человечества, но это было вторичным. Вот такие мысли подвигнули меня  на выступление против такого авторитета, как Фридрих Энгельс. Причем я умышленно не упомянул ни одной существующей религии – ни христианства, ни ислама, ни иудаизма, ни буддизма.


Рецензии
"Звездный час электрознергетики" я у вас не нашел. Прочитал этот очерк. Наверно, вы правы: религиозное сознание - одно из важнейших "проявлений человечности". Но является ли это сознание неким сверхчувственным постижением действительности, или же это просто дефект человеческой психики? Мне кажется, вопрос немаловажный. Если ответ на него даст наука, это станет еще одним сильным ударом по религии. Хотя и не смертельным. Она уже много их пережила (от того же Энгельса).

Константин Рыжов   18.10.2021 20:58     Заявить о нарушении
На второй странице "Звездный час Энергетики", По существу у Вас те же события, но более подробно.

Артем Кресин   18.10.2021 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.