О гастролях Садальского в Ставрополе

13 октября в Ставрополе показали антрепризный спектакль «Валенки» с участием С.Садальского, Т.Васильевой и О.Тумайкиной. Накануне актеры вместе со своим продюссером приехали из Краснодара, где играли тот же спектакль. А днем С.Садальский встретился с журналистами. Состоялся интересный разговор о современном театре и кино, немного о политике и, конечно, о жизни и планах актера на будущее.
С.Садальский начинал актерскую карьеру в «Современнике», играл на этой сцене  с 1973 по 1981 год, известным стал по фильмам  «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные» Э.Рязанова, «Две стрелы» А.Суриковой и другим. И все же наибольший успех выпал Садальскому в телефильме «Место встречи изменить нельзя», хотя как он сам признается в одном из интервью, упоминание роли Кирпича восторга в нем давно не вызывает. Зато остались воспоминания о работе с В.Высоцким. Кстати, именно благодаря ему, его советам, как считает  Станислав Юрьевич, роль Кирпича удалась. И еще – говоря о Высоцком, он подтвердил, что великий актер понимал: он эпоха, с коллегами держался отстраненно и далеко не каждого подпускал к себе. Так что те, кто пытаются спустя годы навязаться в друзья к Высоцкому и называют его панибратски «Вова», просто утешают, видимо, себя несбывшимися фантазиями. «Он держал дистанцию и никогда к себе не подпускал, - рассказал актер. - Он понимал про себя, что он личность, что он лидер, что он эпоха. И когда мне говорят: «Ой, Вовка! да, Вовка!» - неправда! С ним нельзя было дружить. Это такая харизма, это такая личность была… он понимал себе цену». Тепло отозвался Садальский и о другом своем партнере по этому фильму – о Конкине, который владеет языком, умеет быть точным в роли… Просто так случилось, что один – Высоцкий – был уже знаменит, обласкан за границей (целовался с Ярузельским, Живковым…), другой же – Конкин - только начинал, и ему было сложно соперничать. 
 После ухода из «Современника», лишь спустя 20 лет Садальский вернулся на театральные подмостки и теперь с успехом играет в антрепризных спектаклях. Что не удивительно, ведь он замечательный характерный артист, иронично играет комедийные, гротескные роли. До недавнего времени у него было 5 антреприз, теперь осталось 4, после размолвки с Л.Удовиченко, которая не простила Садальскому интервью на ее 50-летие. Актер сожалеет об этом и считает случившееся чистым недоразумением. Зато неизменной и верной партнершей С.Садальского в антрепризах стала Татьяна Васильева, которую он считает незаслуженно обделенной вниманием со стороны киношников, телевидения, прессы. Он очень тепло вспоминал о ее работах в театре Сатиры, где она играла с А.Мироновым в «Оптимистической комедии» и срывала бурные овации. Вспомнил и похвалы ей от Лили Брик – той самой легендарной музы Маяковского, мнение которой об искусстве так ценили многие ее современники, и которых она до конца дней удивляла не только своим вкусом к жизни, умением быть элегантной в свои 80, но и своим свежим, точным взглядом на события в стране и мире. И действительно, вечером в спектакле «Валенки» Т.Васильева как всегда была хороша в незатейливой роли «обманутой жены» - играла талантливо, держала внимание зала, срывала апплодисменты!  Но в душе рождалось сожаление – ну почему ее, одну из сильных наших актрис, «не замечают» режиссеры театров и кино, почему ей приходится ездить по провинции с антрепризными пьесками, скажем мягко – не гениальных драматургов – и тем зарабатывать на жизнь? А ведь она способна играть и Мольера (например, она прекрасно смотрится в дуэте с О.Ефремовым в фильме «Мнимый больной»), и современные комедии, и мелодрамы…
Собственно ответ на это дал сам Садальский – сейчас век непрофессионалов, и именно они  определяют нашу жизнь. Что в политике (в здравоохранении  рулит Голикова, не имеющая медицинского образования, в образовании – Фурсенко, ставший министром за соседство по даче кооператива «Озеро», министерством обороны – бывший мебельный бизнесмен…), что в искусстве, которым рулят продюссеры. Как говорится – «кого танцую, того и снимаю!..» С этим связана и коррупция… и он уверен: «при этой власти – она непобедима!» В тонкости актер вдаваться не стал, но очень ловко «обыграл» вечером в «Валенках» пристрастие Медведева-президента к ай-фонам. Этот выпад старопольские зрители (ну совсем как в советские времена) мгновенно оценили всплеском аплодисментов.
Кстати, как пример страны, победившей коррупцию, Садальский привел Грузию. О его пристрастии к президенту Саакашвили давно известно, - как к руководителю, который сумел искоренить бюрократизм чиновников и сделать улицы городов безопасными. Чего о России пока не скажешь, это верно. Ведь даже прогуляться вечером в парке краевого центра или городов-курортов – сомнительное удовольствие, связанное с риском для жизни и кошелька. Однако Садальский практически не знаком с грузинскими коллегами, (за исключением безвременно ушедшей замечательной актрисы Софико Чиаурели, у которой он познакомился с ее Театром одного актера). Ведь звание народного актера Грузии он получил за симпатии к президенту республики, а не за актерские работы связанные со страной. Не знает или не хочет вникать он и в реальные проблемы народа, которому симпатизирует. А ведь их немало и они намного серьезнее, чем бюрократия и коррупция, увы. Но это – отдельный разговор, к спектаклю «Валенки» отношения не имеющий… Зато это прямо имеет отношение к востребованности Садальского на отечественном ТВ - за  симпатии к Саакашвили его лишили эфира некоторые ведущие телеканалы. А это не есть хорошо для самого актера. Даже его давняя протеже Тина Канделаки от него отвернулась и требует, чтобы в статьях их имена и близко не стояли. Но Садальский хоть и сожалеет о человеческой неблагодарности (скажем, больше в душе), все же симпатизирует ей как талантливой ведущей, умеющей импровизировать и удерживать внимание зрителя. Тем не менее, осадок, думается, остался… (В свою очередь, он упрекает Канделаки за подписанное письмо против Ходорковского. Ей это действо, кстати, многие ставят в вину. Потому что нельзя человека, сидящего в тюрьме – каким бы дурным ты его ни считал, публично лягать, топить… некрасиво это, считает Станислав Юрьевич).  Не приглашают Садальского в последнее время сниматься и кинорежиссеры. В связи с этим журналисты не обошли вниманием его критическое отношение к последним фильмам Н.Михалкова. Садальский на это честно ответил – и признание дорогого стоит – несмотря на то, что он считает Никиту Сергеевича разрушителем, человеком, который разрушил Фонд культуры в Москве, человеком, который умеет приспосабливаться к ситуации, он крупный режиссер и если б позвал сниматься – побежал бы не рассуждая. Ну, а раз не зовет, тогда «ату его!», признался Садальский. Пока же с большим кино – напряженка… и просвет - в отдаленной перспективе.   
 Хотя Станислав Юрьевич – большой оптимист и на самом деле добряк. Он уверен, что в стране много молодых талантливых людей, которые могут стать достойной сменой стареющему и уходящему актерскому поколению, начинавшему в советское время. Просто не все могут толкаться локтями и «лезть без мыла», как , например, Цекало… А вот И.Ургант ему по душе, и не только потому что Садальский ездил с гастролями по стране с его бабушкой – известной питерской актрисой. В нем он чувствует крепкую актерскую школу. А Садальский высоко ценит школу Станиславского, ведь он учился у знаменитых мхатовцев – одна Ольга Андровская чего стоит! Да и партнерами у него были не только Высоцкий, но и  легендарные «старухи» - Целиковская, Раневская, Маркова и др. Они нежно к нему относились и хотя именно с их подачи к нему прилипло прозвище «короля скандалов» - понимали, что за этой раздражающей эпатажностью кроется добрейшая, нежная и ранимая душа. Но эта же эпатажность и резкость оценок коллег - отпугнула от него многих, пожалуй, даже слишком многих. Впрочем, это не помешало Садальскому выпустить биографическую книгу «Король скандала» (гонорар за нее был всего 7 тыс. рублей!), вести рубрику «Скандальские новости» в «Экспресс-газете». Занятие журналистикой отточило его перо, и теперь его журнал в интернете стал одним из популярнейших, а самому ему присвоили звание «народный блоггер».
Остается только сказать, что может быть поэтому ему понятен «маленький человек» с его простыми бытовыми проблемами. Его незадачливый торговец валенками Борис из привезенного спектакля «Валенки» (пьеса словацкого драматурга Миро Гаврана, поставленна режиссером Устюговым), вызывает симпатии, хотя главный персонаж и смешон и трагичен одновременно. Бизнес идет не так хорошо, как бы хотелось. Неудачи  преследуют Бориса. Внешне же у него – «все как у людей»: есть и жена, и дети, и любовница.  Но дети выросли и он им уже не нужен, жена, за время его командировок с любовницей по городам и весям страны, отвыкла от него, у нее своя жизнь, есть и «бой-френд».  Поэтому когда любовница бросает его и он возвращается в семью – он там лишний. Поэтому жена заставляет  бывшую любовницу вернуться к прежним отношениям с ее мужем.   Женщины заключают между собой как бы деловое соглашение… в неведении только валенок-муж. В самом деле, персонаж Садальского - эдакий тюлень, одушевленный валенок, инертный, жадный и жалкий. В результате он теряет двух когда-то таких преданных ему женщин, совершенно разных по характеру, но столь решительно желающих теперь избавиться и стать счастливыми без него.  Конец пьесы для героя в старопольском театре был трагическим: герой Садальского умирает от сердечного приступа. По его признанию за кулисами, он каждый раз сомневается  - убить или не убить героя в конце пьесы, ведь автор на самом деле оставляет его живым. И мне кажется, что это правильно – потому что жить гораздо труднее, а убедить зрителя и обосновать это сценическими средствами не так-то просто. Потому что каждый делает свой выбор ежедневно и  - живет дальше, несмотря на ошибки и грехи.
Спектакль очень понравился ставропольцам, как и дополнительное третье отделение, подаренное публике актерами. Они спели несколько песен, Садальский успел при этом покритиковать губернатора за состояние сцены, на которой он и в прошлом году спотыкался и требовал ремонта… и где в доказательство тут же, зацепившись за колдобину, едва не упала и Т.Васильева. Садальский, шутя даже пригрозил наслать на Гаевского болезнь - не смертельную, но опасную. Сидевшая в 4 ряду министр культуры покрылась красными пятнами, а директор театра напротив, побледнел как смерть. Бог знает, чем это ему аукнется! Садальский же упрямо пару раз повторил свое обращение губернатору и даже попросил в честь губернаторши исполнить песню… которую и спела с ироничным предисловием О.Тумайкина, чем окончательно вызвала полное неудовольствие высокопоставленного чиновника от культуры, покинувшей театр не дождавшись окончания действа. Ну, а зрители – проводили своего любимца такими аплодисментами, какие чиновникам не дождаться никогда. Вот только бы это не сказалось в дальнейшем – ведь могут и отказать Садальскому от нашей сцены. Но старые времена сгинули и теперь только зритель решает кого ему смотреть и кому устраивать овации!

 
 


Рецензии