Когда я родился, меня окружали любящие люди

* * *

Когда я родился, меня окружали любящие люди. Помню улыбки и ласку, радость и счастье, что я есть, что я любим, что нам так хорошо вместе! На белом небе сияло солнышко, было морозно, и мама, укутав меня в одеяльце, катала на саночках.

Потом у меня появились друзья и недруги. С друзьями мы залазили в чужие сады и воровали яблоки, ходили на речку глушить негашёной известью рыбу. Шла война. Есть было нечего, и мы из рогаток стреляли в птиц, потом их ощипывали и жарили на костре. Что может быть прекрасней и вкуснее тех наших трофеев?!

Потом друзья становились просто приятелями, или даже знакомыми, коллегами, партнёрами, а недруги или исчезали из моей жизни, или становились врагами. Сплетничали, устраивали всякие каверзы, дрались, писали анонимки.

Я старался не замечать того, что они делали. Научился прощать. Я злопамятным не был, быстро забывал плохое. Помнил долго, иногда всю жизнь, то хорошее, что связано с тем или иным человеком.

И в самом деле, в жизни должны быть и друзья, чтобы было с кем пировать, как говорил Симонов, и враги, чтобы было с кем враждовать! И если нет кого-либо из них, значит, жизнь становится неполной.

Впрочем, друзья легко могут переходить в стан недругов. Тогда человек для меня перестаёт существовать, я его не замечаю.

Говорят, что хорошо, когда у человека много друзей. Но это означает, что у него их нет, потому что много друзей не бывает! И плохо, когда у него нет врагов. Это означает, что человек не имеет своей позиции, не умеет её отстаивать. У него нет своего мнения.

Но с возрастом меньше становится и друзей, и врагов. Кто-то исчезает из жизни в связи с переездом в другой город или в другую страну, а кто-то и вообще ушёл в иной мир! Это происходит незаметно, и потом, когда это начинаешь осознавать, вдруг понимаешь, что рядом с тобой уже никого нет.

У детей и внуков своя жизнь. Им мои переживания не понять! Разве думал я, что доживу до таких лет?! Впрочем, тогда я об этом не думал: жил как жилось. Тогда у меня было всё: и друзья, и недруги. Жизнь была наполненной и многоцветной, яркой и многоголосой. Но так как-то получилось, что из этой радуги вдруг исчезла сначала одна краска, потом другая… И полифоническое звучание жизни стало беднее.

Я понял, что старею.

Стал цепляться за жизнь. Где-то вычитал, что нужно менять свои дела, увлечения…

Менял, увлекался… а неумолимое время, несмотря ни на что, ни на секунду не замедляло свой ход!

Постепенно вокруг меня образовывалась пустота. Уходили друзья, исчезли куда-то и враги. Кому я нужен, старый и трухлявый гриб?!

Когда-то я мог как-то влиять на то, что происходит вокруг. Сегодня – могу лишь наблюдать. Понимаю, что, по старости лет, уже сильно отстал.

Происходящее иногда меня радует, но чаще – огорчает. Но изменить ситуацию я не могу. Вокруг меня пустота. Безвоздушное пространство, в котором и звука не слышно. Нет никого. Вот и лечу в космосе в полном одиночестве… Нет, слукавил. Рядом со мною… Впрочем, и это не так. Те, кто рядом, давно стали частью меня. Поэтому чувствую себя в полном одиночестве.

Одно только известно мне наверняка: это направление моего движения! А так, кричи, не кричи, меня всё равно никто не услышит!

Ау! – кричу я, и сам себя не слышу, а в ответ тишина.

Ау!..


Рецензии