Известно, что цветы могут говорить о разном

* * *

Известно, что цветы могут говорить о разном. Белые – о чистоте и нежности, красные – о страсти и любви, жёлтые – о разлуке, голубые и синие – об интимной близости… Так, по крайней мере, мне говорил Карен, который сидел за последней партой в нашем первом «А» классе.

– Кому что подаришь, то и сбудется, – убеждал он.

Помню, тогда все мальчишки были влюблены в нашу учительницу, которая, казалось, сама только окончила школу. Светловолосая, весёлая, она навсегда завоевала и моё сердце. И я долгими вечерами, лёжа с братом на кровати, мечтал о ней! Сейчас уже не так стыдно в этом признаться!

Потом, как в калейдоскопе, события последовали за событиями. Зимой в сорок втором почтальон принёс нам похоронку. Отец погиб при обороне Севастополя. Я всей трагедии тогда ещё не понимал, но видел, как плакала мама, слышал, как она говорила, что не хочет жить, а её утешала наша хозяйка тётя Ануш, потерявшая на войне мужа.

А время шло, и жизнь продолжалась.

Как-то ранней весной мы с классом ходили в горы собирать подснежники. Весной здесь луга покрывались радугой цветов! Девочки плели венки, украшали себя красными, белыми, голубыми, жёлтыми цветами, старались быть ближе к учительнице. Та что-то им рассказывала, и я слышал, что дети весело смеялись. Я же был занят. Искал среди этого разноцветья только синие цветы. Наконец, собрав большой букет, смущаясь и краснея, подошёл к учительнице и протянул ей голубую прелесть:

– Это вам…

Я боготворил её, а она смеялась и на уроках незаметно дотрагивалась до моей головы, и я был счастлив!

А потом…

Мы всем классом собирали посылку для фронтовиков. Кто-то из девчонок сшил кисет и вышил на нём красными нитками: «Ждём с Победой!». Кто-то принёс два куска хозяйственного мыла. Мама связала шерстяные носки и дала мне, чтобы я отнёс их в школу. А девочка, с которой я сидел за одной партой, принесла кусок ароматного туалетного мыла! Наверное, её родители его сохранили ещё с довоенных времён.

А на следующий день вдруг заболела наша учительница. Подменяющая её пожилая и строгая женщина посоветовала навестить больную.

После уроков мы направились к нашей учительнице. Она жила в небольшой комнатке вместе со своим пятилетним сынишкой. В комнатке стояла кровать, на которой лежала больная, кроватка сына, этажерка с книгами, стол. Посредине – «буржуйка», труба которой выходила в форточку. К полу перед печкой был прибит кусок жести, а рядом лежала кучка дров. В ту зиму стояли сильные морозы.

Мы проведали учительницу, принесли ей подарки, рассказали, что в классе никто за это время не получил плохих отметок…

И вдруг на подоконнике я увидел тот кусок туалетного мыла, который принесла девочка, сидящая со мною за одной партой и очень гордящаяся своим подарком. Мыло издавало приятный запах и было завёрнуто в красную бумажную обёртку.

Мне показалось, что сердце перестало биться, и сославшись на дела, я заторопился домой.

О своём открытии я никому не сказал, но в ту ночь долго крутился и не мог заснуть. Из посылки, которую мы собирали для фронтовиков, она украла кусок туалетного мыла! Я уже тогда понимал, что, если об этом кто-то узнает, воровку обязательно арестуют, а её сынишку отправят в детский дом…

Когда же учительница выздоровела и снова стала проводить уроки, я старался на неё не смотреть. Мне было стыдно за неё… За свою к ней любовь…


Рецензии