Георгий Степанович Жженов
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК - АКТЕР - ПИСАТЕЛЬ - ИНТЕЛЛИГЕНТ
Эти фрагменты моих воспоминаний были написаны раньше.
Опубликовать их меня побудила газетная статья про ограбление его квартиры.
В жизни каждого человека есть знакомства с людьми, которые так или иначе
оказывают на человека большое воздействие. В моей жизни таких знакомств было
не мало, но самыми яркими и значительными были несколько.
Это народный артист Украины Ростислав Ивицкий, художник Леонид Стиль,
писатель Виктор Платонович Некрасов, актер и режиссер Ролан Быков и
народный артист СССР Георгий Степанович Жженов.
С Георгием Степановичем связанны замечательные, незабываемые страницы моей жизни.
Каждая новая встреча с ним, а их было немало, становилась своеобразным духовным праздником, к этому
постоянно добавлялись его роли в театре и кино. Это знакомство, я не знаю имею ли я право сказать - дружба,
продолжалось до самого моего отъезда в Америку. Редкие телефонные звонки уже никак нельзя сравнить с
тем уникальным явлением, каким были наши с ним встречи в Москве и Киеве.
О Георгии Степановиче известно очень много.
За свою долгую - уникальную жизнь, он оставил огромный массив рукотворных,
неизгладимых следов.
Это его многочисленные образы, созданные в кино за более 70-ти лет, это часто незабываемые образы в
театральных спектаклях, в том числе и в Московском театре Моссовета, это и написанные им книги и многое другое,
что так или иначе оставляет в человеческой памяти неизгладимые следы. Его знала вся страна, его любила
вся страна. И я даже не знаю, каким надо быть человек, чтобы не разделять такого к нему отношения.
Что же я могу к этому всему еще добавить нового. Только то, что называется личным восприятием, личным
виденьем вблизи человека, которого многие знают на расстоянии.
Мое знакомство с Георгием Степановичем произошло случайно, как и многие важные
события моей жизни.
Однажды мне домой позвонила моя знакомая из киевского Дома Кино. В те годы (1974-1980) я был, можно
так сказать, завсегдатай в Доме Кино. Она работала в Бюро по пропаганде советского киноискусства.
Звонит и говорит
- Саша, когда ты нужен, тебя не найдешь.
Я куда то уезжал из Киева.
- А что случилось? - Спрашиваю я.
Оказалось следующее. В Киев выступать в Доме Кино приезжал Георгий Степанович.
Интерьеры в киевском Доме Кино были оформлены художественной керамикой. Оформлением интерьеров занималась
керамическая мастерская на территории Софийского заповедника. Я был знаком с этой мастерской, иногда там
обжигал свои небольшие изделия - обереги, дружил с этими замечательными мастерами, помогал им заканчивать
оформление Дома Кино в день открытия. На четвертом этаже рядом со входом в зрительный зал находилась небольшая
комната - холл, стены, которой были украшены керамическими берегами. Это было очень
захватывающее зрелище.
Эти обереги, во время своего пребывания в Доме Кино и увидел Георгий Степанович. Они ему очень понравились.
И наверно, кто-то ему сказал обо мне. Почему обо мне? До этого, когда в 1975 году в Киев приезжал с премьерой
своего кинофильма « Автомобиль Скрипка и собака Клякса » Ролан Быков, меня попросили те несколько дней,
которые Ролан Быков будет в Киеве, быть его гидом, показать ему Киев. Я провел для него и его жены Елены Санаевой
несколько экскурсий. А после экскурсии в Софийском соборе завел их к всеобщей радости в
керамическую мастерскую.
Художники - керамисты были очень рады принимать Ролана Быкова и Елену Санаеву, а он был в восторге от того,
что увидел в этой мастерской и от многочисленных подарков которые они ему сделали, и он конечно всем в Доме Кино
об этом рассказывал. Вот и вспомнили в Доме кино тот случай. Но меня к моему и их сожалению в это время
не оказалось в Киеве. Иначе бы мое знакомство с Георгием Степановичем состоялось раньше. Ну а как говорят
в народе - лучше позже, чем никогда. Вот Лариса и говорит мне, что Георгий Степанович просил, что бы для него,
если можно, сделать такие обереги, и дала мне его московский телефон.
Созвонившись с Георгием Степановичем, я выяснил, что бы он хотел и сколько оберегов.
Я сейчас уже не помню,
когда была озвучена информация, что обереги будут украшать камин в интерьере на даче, при разговоре по
телефону или уже в Москве, когда я их привез. Я решил сам сделать для Георгия Степановича эти обереги,
а не просить их в мастерской. Глина у меня была дома и я постепенно их сделал.
Поясню, что такое Обереги. Это небольшие сделанные из глины, покрытые цветной глазурью символические
изображения разных добрых сил природы, покровительствующие человеку - оберегающие его. Отсюда и название Обереги.
В древности славяне широко пользовались этими изображениями, делая их из простых доступных материалов:
дерева, глины, на все случаи жизни. Это были своеобразные амулеты. Сегодня это рудименты одного из элементов
древних языческих обрядов у славян.
Получились очень своеобразные обереги, отличавшиеся от тех, что делали в софийской мастерской.
Когда я приехал в Москву и созвонился с Георгием Степановичем, он пригласил меня приехать к нему домой.
С трепетом я шел в этот дом, к этому уникальному человеку. Двери мне открыл сам Георгий Степанович.
Мы поздоровались, познакомились и на много лет подружились, и с ним, и с его очаровательной женой Лидией Петровной,
и с талантливой дочерью Юлией. Каждый раз приезжая в Москву, я обязательно старался попасть к Жженовым в гости,
к сожалению, это не всегда получалось, о чем я теперь могу только сожалеть. Каждый час проведенный с этим
человеком был наполнен какой – то необъяснимой энергией, исходившей от него. Он любил слушать, умел слушать
собеседника. Он умел очень точно высказать мысль и практически никогда не стремился к примитивным выводам,
характеристикам, эмоциональным бытового-кухонного философствования сентенциям. Что меня в нем всегда поражало,
что пройдя через все 7 кругов советского ада, он не стал ни озлобленным, ни подавленным, ни воинствующим антисоветчиком.
Он остался еобыкновенно добрым - но настоящему интеллигентным человеком. Даже своё несогласие с чем-то
или с каким - то мнением, он высказывал очень красиво, спокойно, не скорбительно.
В 1979 году я был в Москве и как всегда пришел к нему в гости. Жженнов в тот день вернулся вечером после
очередной съемки в кинофильме Экипаж. Рассказывая о съемке очень возмущался, он не мог понять и смириться со
сценой, когда его дочь по фильму бежит в туалет, а камера снимает, как ей становиться плохо и её рвет.
Зачем это нужно - говорил он, неужели нельзя иначе показать, что она забеременела.
Самым большим счастьем для меня были те случаи, когда я мог остаться у них на ночь.
Тогда с Георгием Степановичем можно было наговориться вдоволь.
6 апреля 1984 года я был на его спектакле в Театре им. Моссовета.. Это был, если я не ошибаюсь, спектакль
на троих актеров, по пьесе Теннесси Уильямса « Царствие земное ». Играли Георгий Степанович Жженнов,
Валентина Иларионовна Талызина и Геннадий Бортников. Американская драматургия на советской сцене всегда
была проблемой и проблемой во многих аспектах. Но главное в этом спектакле было, то, как он был сыгран.
Больше всего досталось Георгию Степановичу. Его герой - Цыпленок был в самой сложной ситуации, чем другие
два героя. На сцене он находился практически неотлучно и зритель все время видел его в состоянии психологического
напряжения. Профессиональным языком можно сказать, что это было сто процентное попадание в образ,
не в какой-то абстрактный, а именно тот, что был создан драматургом.
Актерской особенностью Георгия Степановича было то, что он не стремился изображать внешне своего героя,
он изображал его характер, его индивидуальную особенность, которая и отличает разных людей друг от друга.
Семнадцать лет страшных жизненных испытаний, тот уникальный жизненный опыт, который он в результате этого
приобрел, избавили его от примитивных кино и театральной показухи и штампов. Почему все его образы, кого бы он
не играл, то-ли немецкого шпиона, советского милиционера, американского губернатора и так далее вызывают к
нему симпатию и признание. В любой обстановке он чувствует себя уверенно, и в милицейском мотоцикле, и губернаторском
доме, и в военных окопах. Везде перед зрителем настоящая правда жизни и он ее носитель. Ему веришь безоговорочно.
Это относиться и к общению в жизни. Он не говорит пустых, легковесных фраз. Это я замечал всегда, когда с
ним общался. Слово не воробей, полностью относится к Георгию Степановичу.
Как это объяснить, что бы было понятно. Недавно я просмотрел документальный фильм и в нем сцену разговора
Георгия Степановича, прехавшего в Сибирь, с писателем Астафьевым. Меня поразило, как мудро и интеллигентно
вел себя и разговаривал этот, мягко говоря, очень обиженный советской властью человек. Рядом с мудрым,
философичным Георгием Степановичем, «рафинированный» писатель Астафьев выглядел каким-то провинциальным озлобленным
неудачником. Прошу прощения, но это кадры документальные и реакция на них вполне объективная.
О том, что он сидел 17 лет было известно, иногда он рассказывал некоторые эпизоды, но первые подробности
об этом я узнал из подаренной мне его книжки, вышедшей в библиотеке Огонек №33 в 1988 году, « Омчагская долина » .
На книжке он написал с присущим ему юмором посвящение - « Саша. С пожеланием успеха в делах экономических и
творческих. Не теряй шила в заднице.»
Самое длительное время общения с Георгием Степановичем бывало, когда он приезжал в Киев для выступлений в
Доме Кино или на гастроли с театром Моссовета. Вот тогда я мог с ним и наговориться и нагуляться по Киеву.
На гастроли в Киев он приехал вместе с Юлей, которая тоже уже играла в этом театре.
Помню, как однажды в Москве он мне рассказывал, как Юля никому в семье ничего не говоря, поступила в школу -
студию МХАТа. До этого она уже занималась один или два курса в московском университете. Летом во время каникул,
не говоря ничего дома, взяла и сдала экзамены в студию МХАТа. Дома узнали об этом, когда уже все закончилось.
Я водил их в Киево-Печерскую Лавру, провел экскурсии по пещерам, в Софию Киевскую, на Владимирскую горку,
к домику Булгакова М.А. и много других мест. Это было лето, время вишни, из которой на Украине делают фантастические
вареники. Это не такие, как обычно варят, а такие, которые готовятся из специального теста на пару.
Помню как на день рождения Юли, если я не ошибаюсь, я пошел на Бессарабский рынок, купил несколько килограмм вишни,
принес в ресторан гостиницы Москва, в которой тогда жили артисты театра Моссовета и попросил знакомых поваров сделать
именно такие, классические украинские вареники. В ресторане мне приготовили их, они знали для кого делают.
Получилось вкусное угощение.
Очень приятно было получать от Жженовых в конце декабря каждого года, поздравительную открытку.
Чаще писала их Лидия Петровна, в тексте, я всегда слышал ее своеобразный голос. С ней у меня сложились
очень теплые и доверительные отношения. Она преподавала в ГИТИСе на курсах, где готовили актеров для разных республик,
по названиям которых и назывались студии-курсы. Несколько раз Лидия Петровна привозила своих студентов во время
каникул в Киев на экскурсии. Я для них организовывал обслуживание, экскурсии, что бы это было недорого для студентов.
Актеры во многих республиках бывшего союза могут сейчас с благодарностью вспоминать заботу этой доброй женщины.
Многие годы я получал эти поздравления к Новому Году. У меня сохранились некоторые эти открытки.
Я храню их, как дорогие реликвии.
В 1993 году перед моей поездкой в гости в Америку я ночевал у Георгия Степановича. Как всегда поужинали,
кажется очень скромно выпили и разговаривали. Он спрашивал, как дела на Украине, что происходит, какая обстановка
в незалежной Украине. Очень сдержанно, без эмоций, он сказал, что возможно Ельцин даст России то, что ей не хватало.
Во время моего приезда в Москву в 1997 году я уже знал, что буду уезжать в Америку. Я проведал Георгия Степановича
и он мне тогда подарил еще одну свою книгу –« Я послал тебе черную розу ».
Но когда в 1998 году я был у Георгия Степановича перед моим отъездом в Америку мнение у него о Ельцине
было уже другое, хотя он в свойственной ему манере, не делать абстрактных заключений, был сдержан.
Та наша последняя встреча была для меня очень важной. Я специально приехал в Москву попрощаться с ним перед
моим отъездом. У меня в Москве осталось очень много знакомых - приятелей, но на таком духовном уровне был
только он. Ему тогда было 83 года. Я утром, когда проснулся, был ошарашен. Он зашел в гостиную, где я спал
на диване, присел на корточки возле меня и стал у меня спрашивать о завтраке и планах на день.
После разговора, так же быстро поднялся. В 83 года он имея стройную фигуру, был совершенно полноценен физически,
с ясным рассудком. Живой, энергичный, он всегда вызывал у меня восхищение. Иногда невольно ловишь себя на мысли,
дожить бы вообще до таких лет, а при этом еще и быть в такой форме.
Помню, как однажды, после окончания съемок фильма « Возвращение Резидента », это было в 1982 году,
он вернулся из поездки и рассказывал, что ради экономии средств съемки проводили в Восточной Европе и денег
на дублеров - водителей, тем более за границей, не было и он сам вел машину во всех эпизодах с автомобильной погоней.
Ему тогда было 68 лет.
В тот последний мой приезд к нему мы разговаривали о разных обстоятельствах, о сложившейся ситуации на
пост-советском пространстве. Он спрашивал мое мнение и отношение к некоторым вопросам. Н
На прощанье я снял небольшой фрагмент на мою видео камеру.
Вот таким каким я видел его тогда, в тот день, он и остался в моей памяти.
Таким он и останется в ней навсегда.
Бессмертие - это тогда, когда тебя помнят, вспоминают добрыми словами.
И вот я прочитал в газете о том, что его квартиру обокрали. Не ограбили, там в его квартире и грабить
то нечего. У него никогда не было никаких особых ценностей в виде произведений искусства или антиквара.
Его квартиру, в которой его дух живет и сегодня просто обокрали, унесли его Награды. Скажите пожалуйста,
у кого же, у какого подонка могла подняться рука вынести из квартиры награды такого человека.
Среди всех его наград самым дорогим был орден Ленина, который сейчас на черном рынке коллекционеров стоит всего то
1000-1500 долларов, а за ворованный и того не дадут. Награды Георгия Степановича, это было единственное то,
что Родина сумела дать этому человеку за то, что он безвинно осужденный 17 лет работал на нее в Сибирских лагерях,
за то, что всю свою зрелую жизнь он посвятил творчеству, которое самым непосредственным образом служило воспитанию
у советского - русского человека чувства собственного достоинства, чувства Российского патриотизма, чувства гордости
за свою Родину. Его герои, его образы, его творчество всегда были духовными борцами, и не за дешевый социализм,
а за настоящий человеческий патриотизм. Вот и отплатили наши «патриоты» своему герою. Неужели эти люди,
после этого могут спокойно жить, спать. Это как раз то, что дала России Ельценская демократия -
неуважение к памяти, неуважение к старости, не уважение к своему прошлому. Неужели на Руси не осталось ничего
святого, неужели так коротка человеческая память, что всего через 4 года можно осквернить память о таком человеке.
Четыре года ни у одного чиновника вообще и от искусства вчастности, не возникло мысли проявить хотя бы минимальное
внимание, заботу о его могиле. Неужели за свою долгую службу Родине, он не заслужил от нее самый простой бонус,
самый простой знак благодарности - простое человеческое надгробие на его могиле.
Какая же Россия собирается вырасти на полностью истлевшем пепелище памяти?!!
П.С.
Георгий Степанович Жжёнов
22 марта 1915, Петроград — 8 декабря 2005, Москва
Актёр театра и кино
Заслуженный артист РСФСР (1969)
Народный артист РСФСР
Народный артист СССР
Лауреат Государственной премии РСФСР
Лауреат премии им. Довженко
Лауреат премии КГБ СССР
Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и
ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Сегодня на могиле актера уже установлен мемориальный памятник, но когда писалась эта статья памятника еще не было.
Свидетельство о публикации №211101400321