В круге времени часть 32

- Я же говорил, что не ты один совершаешь странные поступки, - Тит выразительно посмотрел на друга, потом повернулся к Фелиции, - а как ты из Геркуланума перебралась в Помпеи? Они же находится с другой стороны Везувия, наша страна тебе не знакома, да и расстояние между городами неблизкое, его надо еще суметь пройти.
- Хирам оставил свой корабль разгружаться. Но никому не доверил драгоценный пурпур, и сам под охраной отвез его в Помпеи покупателю. А меня отвел в храм Исиды, и рассказал что-то настоятелю. Там я и осталась. Под именем Фелиции. Это было год назад. Когда ты, - тут ее глаза с теплотой посмотрели на Феликса, - нашел меня, я словно другим человеком стала. Память сразу вернула все, что было века назад. Я долго не знала, как с этим жить. Они перевезли меня в другое место и убеждали оговорить тебя перед судьями. Потом угрожали. Я так и не согласилась. А потом пришел злой человек, убил сторожа, который хорошо ко мне относился. Я думала, что тоже погибну, вначале он в чем-то явно сомневался, но потом назвал твое давнее имя, и провел меня через город еще до того, как день обратился в ночь. А сейчас я здесь, значит, богиня не обманула.
- Это был Аппий, - вступил в беседу Феликс, - напрасно ты его боялась, он добросовестно исполнил мой приказ. И получил за это хорошую награду. Кстати, Тит, может, пригласим его сюда?
- Он на моей вилле, - пожал плечами Лукреций, - ему хорошо уплачено, и с вчерашнего вечера он приходит в себя после трудного дня. Вином и едой я его не ограничивал, рабыням тоже приказано ни в чем ему не отказывать. Не думаю, что он предпочтет побеседовать с тобой.
- Что ж, он свой отдых заслужил честно сделанной работой. Как ты думаешь, скоро все продолжится? – друг многозначительно посмотрел на Тита.
- Для этого нужно разобраться, что происходит. Если ты не против, можно попробовать это сделать прямо сейчас, - философ уселся в неудобную позу, чтобы комфорт не отвлекал его от логических умозаключений и продолжил, - У нас есть враг. Его до недавнего времени считали всемогущим. Но ваш пример показал, что это не так. Следовательно, у нас есть и защита, о которой мы вообще ничего не знаем. Чем вы опасны для НЕГО? По-отдельности вы проживали жизни, и не подвергались нападениям. Действия начинались только после того, как ваша встреча становилась возможной. Значит, опасность вы представляете только вместе. Чем могут быть опасны мужчина и женщина, безобидные вдалеке друг от друга? Сами по себе – как и прежде, ничем.  А вот если у вас родится младенец – думаю, что именно это заставляет ЕГО нервничать. Над Феликсом оружие богов не властно. Ему надо бояться только человека. Припомни, Фелиция, а у тебя были случаи, когда ты выживала в невозможной ситуации?
- Да. Меня и посвятили богине из-за этого. Я была еще ребенком, и мы с соседскими детьми иногда купались во время грозы. Молния убила трех человек вокруг меня. А я стояла между ними, и меня не тронуло. После этого к родителям пришел провидец, и сказал, что их ребенок, то есть я, оставлена в живых только пока она совершает служение небесным покровителям города. Они, хотя и любили меня, но побоялись ослушаться, и привели в храм.
- Тогда все сходится. Все, что ты, Феликс, рассказал, правда. Боги не способны уничтожать существ, себе подобных. Твоя женщина тоже носительница благородной крови, и потому жива. Теперь вспомни легенду Платона о двух половинках. Чего так боялся Зевс? Беспокойного и недостойного поведения людей? Нет. Люди ему безразличны. Он начал действовать, лишь, когда два героя попытались отодвинуть его от управления миром. А с чего бы им его подвигать? По какому праву? Сами по себе вдвоем они представляли небольшую силу. Если бы их притязания не поддержало большинство из пантеона богов, оба были обречены. Получается что, во-первых, у них было основание в пользу своих посягательств на власть. И, во-вторых, пантеон не слишком-то ценит своего главу, и не пойдет на смерть за него. Какие у них могли быть доводы? Для богов единственное имеющее значение обстоятельство – право рождения. И я уверен, оно у героев было. И потому Зевс, или под каким именем его знали тогда, развязал ту войну. Чтобы устранить совершенных конкурентов. И смешать все, что можно. Нет работающей беспристрастной системы определения старшинства, нет и претендентов на престол. А нет контроля – следи сам, и вовремя убирай, кого сочтешь опасным. Во всех людях течет божественная кровь, у кого-то много, у кого-то мало. А у кого-то, крайне редко – слишком много. И в силу этого, среди человечества тысячелетиями появлялись претенденты с чистой кровью, но слышал ли ты о ком-нибудь из них? И пока ваш младенец не заявит свои права на царство перед пантеоном, и боги его не признают – ничего не прекратилось и не прекратится. Это будет долгий путь, изматывающая борьба. Оцени свои силы, сумеешь ли ты его пройти до конца. Может, пока не поздно, вам разлучиться, и не посягать на божественное достоинство?
Наступило долгое молчание. Тит погрузился в свои размышления. Только что нашедшие друг друга половинки молча с тоской смотрели глаза в глаза. Никто не отваживался принять решение. Оно могло стоить всем жизни. Первым продолжил разговор Феликс.
- Сейчас иди назад едва ли не опаснее, чем вперед к цели. Мы же живы. Значит, у нас есть и защита, которая не позволяет ЕМУ просто раздавить нас. И потом, столько времени ждать, найти свою половину, чтобы добровольно оставить?! Я пройду этот путь, - он слегка запнулся, и, глядя на Фелицию, поправился, - мы пройдем этот путь до конца. И знаешь, Тит, ничего еще не предопределено. Мне кажется, что редкие люди и события притягивают друг друга.
И в этом он был прав. Редкие люди действительно притягивали редкие события. Подтверждения долго ждать не пришлось…

***
Сатурн тысячелетиями регулярно встречался с могучим сыном. Но сейчас отец с удивлением и печалью разглядывал его, словно видел в первый раз. Собственно так и было. Он видел сына в первый раз после начала исполнения пророчества Нинти. И, глядя на владыку, ловил себя на мысли, что смотрится в зеркало. Но не сейчас, а давным-давно, когда еще только отходил от власти и передавал ее наследнику. А вернее, когда тот сам забрал у отца право управлять миром.
Юпитер был не похож на себя. Не осталось и малого следа спокойствия и величавости, по которым всегда безошибочно его можно было выделить его из всего пантеона. На лице отражались глубочайшая печаль, растерянность и тревога. И еще что-то, названия чему Сатурн не знал, и никогда не наблюдал на лицах богов. У людей, напротив, такое выражение часто появлялось в минуты смертельной опасности, когда изменять что-либо уже поздно. У воина – перед битвой, из которой он не выходил живым. У моряка – далеко от земли, когда корабль вместе с командой наверняка тонул. А у благородного патриция Феликса (а Сатурн о происхождении рода Феликса, в отличие от самого Феликса, знал) – на следующую ночь после счастливого избавления из рук служителей Юпитера. Сразу после того, как он проводил прекрасную гостью. Но пока это было лишь наблюдение…
- Что привело тебя, Сын, на этот раз? – вопрос был задан из вежливости, лишь чтобы начать беседу, и ответа не требовал. Ответа и не последовало.
- Ты все видел Отец. Этот мир начинает становиться нам неподвластным. Ты помнишь, чем такое заканчивалось раньше? – Юпитер впервые за много тысячелетий посмотрел на отца взглядом, словно из далекой-далекой поры, когда еще только начинал вступать в мир, а родители казались самыми надежными защитниками и все знающими мудрецами.
- Нет, Сын. Такое помнить нельзя. Такое можно только предотвратить. Или другой вариант – от такого можно попытаться спастись бегством. Выбирай, что тебе больше по душе, - он разговаривал с сыном задумчивым тоном мудреца.
- Что мне по душе ты знаешь. Вопрос в другом. Не получится ли так, что все мои усилия по поддержанию векового порядка окажутся тщетными? Может, тот младенец должен придти в мир? И все мои мероприятия заранее обречены?
- Неизменного ничего нет. Совершенный правитель всегда смещается более совершенным. Скольких соперников ты устранил за время владычества?
- Много, Отец.
- Пробуй убирать их и дальше. Но происшедшее означает одно. Мы слишком задержались у власти над этим миром. И закостенели. А жизнь требует развития. И мир больше нас не принимает. Пока это выражается в отдельных необычных событиях, отрицающих нашу власть. Но вскоре такие события могут пойти потоком. Поток сметет все на пути. И нас тоже. Сможем ли мы противостать высшим законам? Есть ли смысл жертвовать собой ради власти? Сейчас ли, или через век, или через два, но новый правитель готов придти под солнце. И начать новую эру, где нас нет. Закон крови показывает, что он появится у людей. А может их появится много и сразу по всей земле. Не можем же мы, в конце концов, истребить всех младенцев на планете?!
- Когда-то мне это почти удалось, - Юпитер вспомнил опыт Потопа, - и мы в еще силе устроить нечто подобное.
- Не думаю. Недавнее затмение произошло с твоим участием?! – Сатурн взглянул на сына, тот молчал, -  И не думай про еще один Потоп. Уже заработали силы, которые нам неподвластны. Они тебя уничтожат с той же легкостью, с которой ты когда-то устранял претендентов. А я не желаю твоей смерти. Сейчас ты можешь только немного продлить время своего правления. А потом вовремя уйти.
- Так я и сделаю. Пока есть средства, буду держаться у власти. А там посмотрим, может уходить и не придется.
И тень надежды мелькнула на его лице…


Рецензии