Петродворец-Ракета - птица Феникс российской промы

В силу обстоятельств, недавно пришлось столкнуться с уникальнейшей историей  Петродворцового часового завода Ракета.


Не смогла оторваться от экрана ноутбука, пока не перечитала всё, что смогла найти. И, конечно, не смогла удержаться, чтобы не поделиться полученным удовольствием.


Всем, кто хорошо знаком с историей государства Российского,  не обязательно  Карамзина, не составит труда представить нашу Северную Пальмиру времён 20-х годов 18-го столетия. Именно тогда, в 1721 году, было и основано это производство, здание которого до сих пор не просто сохранилось, но и работает в полную силу.


Кто мог основать тогда Петергофскую гранильную фабрику? Кто мог так печься о том, чтобы ювелирные изделия изготавливались из российских камней, обработанных российскими мастерами, и дворцы российской знати декорировались камнем отечественного производства? Конечно, неутомимый и неугомонный Петр Первый  Романов собственной персоной. Царственный предок и представить себе не мог, что его детищу придётся пережить ещё не одно рождение. В этом здании в наше время потомок Романовых, вместе со знаменитыми французскими фамилиями, принял участие в возрождении самых востребованных в СССР часов марки “Ракета”.


Вот уж точно – кровь людская не водица.Но не будем забегать вперёд.


Екатерина, которую принято называть Великой во всех учебниках истории, тоже не оставила без внимания мануфактуру, мастера которой изобрели собственные способы изготовления уникальных мозаик из полудрагоценных камней: лазурита, яшмы, малахита. Сюда приезжали учиться лучшие гранильщики Европы.


Как женщина, Екатерина поспособствовала началу выпуска ювелирных изделий на гранильной фабрике. Корона Екатерины Великой – вот только один из величайших  примеров работы петергофских мастеров. А мозаичный пол Стеклярусного кабинета в Ораниенбаумском Китайском дворце до сих пор заставляет дизайнеров испускать восторженные вздохи. Правда до наших дней сама мозаика не дожила. В 19-м веке её заменили паркетом, зато полностью сохранили рисунок.


Версаль и Сан-Сусси  - вот где сегодня хранятся изделий мастеров из Петергофа. Исаакиевский собор и фонтаны Питера почувствовали на себе их руку.

 
Отечественная война 12-го года диктовала свои условия. Фабрика начала работать во спасение. Медицинские операционные инструменты, клинки сабельные и шпажные, оружие и снаряжение – Петродворцовая мануфактура трудилась изо всех сил. И именно тогда, с наполеоновскими французами, в Россию прибыли предки одного из будущих спасителей этой великой труженицы.


Идём дальше.


Видимо, Богом отмечено это место. Потому что уже во время другой Отечественной войны - Великой, в голодное блокадное время, в почти разрушенном помещении завода продолжали работать 33 мастера. 33 – число ведь знаковое, как возраст Спасителя. Правда, детище Петра в то время называлось ТТК-1. Вот так. Никакой истории и преемственности. Просто точные технические камни.


Как говорится, скоро сказка сказывается... В 1949 году завод отреставрировали.

 
Те, кто понимает, что такое часы, найдут вполне логичным, что на Первом государственном заводе точных технических камней начали изготавливать часы.


Вы когда-нибудь разбивали наручные часы? Не просто роняли, а так – чтобы вдребезги? Помните количество деталей? Винтики, колёсики, уголочки, стрелочки и т. д. разбегаются в разные стороны как букашки. Собрать это снова для среднестатистического человека – невыполнимая задача.


Нет, на заводе не разбивали часы, чтобы снова их собрать. Здесь придумали свой собственный часовой механизм – оригинальный до последней детали. Да ещё и запустили процесс собственного производства этого уникального часового механизма.


Человеку непосвящённому объясняю: непререкаемый швейцарский авторитет в этой области даже сейчас держится всего на нескольких производителях часовых механизмов. Точнее, их чуть меньше пяти ).  Все остальные покупают готовые, где-то за 20$, и дальше уже лепят на них всё, что угодно.


Наши часы тогда назывались Победой. И эта победа снова была неоднозначной. Завод, изготовивший до второй мировой  Кремлёвские звёзды и плиты для мавзолея, снова доказал свою жизнеспособность.


В 1954 году здание снова получает нормальное имя: Петродворцовый часовой завод. А 60-е годы прошлого века –  хроника триумфального шествия новой марки выпускаемых на заводе часов Ракета по Европе. Этот полёт был действительно звёздным! Две золотые медали двух международных Лейпцигских ярмарок и гран-при Экспо-67 в Монреале. Часы шли на экспорт со свистом. 24-х часовая шкала – это было нечто. Выпускались даже часы для слепых. При желании, вы можете найти массу информации, чтобы я не утомляла вас длинным списком названий моделей. Их было больше 20-ти.


Ну, конечно, при всей успешности, даже такое предприятие не могло не ляпнуться носом в лихие 90-е. И ляпнулось. Перечислять последствия?..


В 1995 году в Россию в плехановку приезжает учиться паренёк из Франции, до которого тогда особо никому не было дела. Сам-то он не местный. Ну, отучится – и поминай, как звали этого Жака фон Полье, да к тому же графа. Что он забыл в голодной России, где зарплату в то время иногда выдавали водкой и конфетами?


Бабушка Жака, которая ещё помнила рассказы об эмиграции обрусевшего дворянского французского рода подальше от матросов, выбрасывающих на мостовую рояль Рахманинова, не разговаривала с внуком полгода, узнав о его желании остаться работать в России. Думаю, не нужно говорить, что бабушка и сам Жак – потомки тех самых французских дворян, которые попали в Россию с Наполеоном?


Вот сколько я ломаю голову над этой любовью обрусевших иностранцев к своей второй родине – и никак понять не могу: ну откуда, например,  у Классена столько патриотизма, чтобы своим же соотечественникам доказывать славянское происхождение слова варяг? И ведь доказал же!


Откуда у декабристов, половина из которых носили фамилии явно не славянского происхождения,– успешных, богатых, знатных – столько безрассудства, чтобы, защищая “немытую Россию”, отправиться в ссылку туда, куда и сейчас “не ходят поезда”?


Откуда у моего прадеда-немца, воевавшего в интербригаде против коричневой чумы, брались силы? Ведь знал, что жена с тремя маленькими детьми в ссылке в трудовом лагере Челябинска, а старшая дочь – красавица и отличница не получает не то что полагающейся Сталинской, а вообще никакой стипендии, потому что в графе “национальность” стоит почти приговор: немка.


Почему в Италии свято охраняют православную гробницу Николая Угодника? И ещё бесконечная череда почему и откуда, остающаяся без ответа. Умом, как сказал классик, Россию не понять…


Давайте вернёмся к нашему рассказу.


Итак, какими путями – мне, к сожалению, неведомо, но к 2009 году собралась нескучная компания капиталловкладчиков: князь Ростислав Романов, граф Сергей Пален, граф Жак фон Полье.


Для не очень сведущих в российской истории граждан, хочется прояснить несколько деталей, относящихся к  фамилиям русским и французским.


Предка нашего современника Сергея Палена  - П. А. Палена, военного губернатора столицы на рубеже 18-19 веков, вспоминают чаще всего в связи с историей заговора против Павла Первого в 1801 году. А Ростислав Романов – праправнук того самого Павла Первого по прямой мужской линии. Как вам повороты истории?


О том, что уникальная марка советских часов “Ракета” поднята буквально из руин, о том, что  именитые инвесторы пригласили швейцарских инженеров, постарались сохранить коллектив и  обновили оборудование -  в сети масса информации. И производство уникального советского часового механизма полностью сохранено. Можно так же прочитать  несколько интервью Жака фон Палье, совершенно чудесного 35-ти летнего парня и основного подвижника возрождения престижа российских производителей в этой отрасли.


Кстати, подвижничество в данном случае выражается во вложении конкретных сумм конкретных американских денег в производство. Граф Полье на сегодняшний день – креативный директор марки “Ракета”.


На фоне всего вышесказанного можно простить презентационной коллекцие Петродворцового часового завода “Ракета” часы под названием “Тигр ”, с изображением знаменитого танка, и наличие других символов Третьего Рейха. В конце концов, время берёт своё и вкладчикам сейчас очень нужен западноевропейский рынок, чтобы наконец-то начать зарабатывать.

 
Хочется пожелать такой исторической стабильности всем российским предприятиям, независимо от фамилий отцов-основателей. Конечно, отцам, если они хотят получить хоть что-то похожее, придётся крепко подумать: какой же именно вид деятельности будет настолько интересен потомкам, что ради возрождения одного конкретного предприятия в одном конкретном месте, им - потомкам -  в будущем вдруг захотелось бы менять место жительства, тратить кучу денег и времени и выдерживать бесконечные войны с российской бюрократией.


Рецензии
Жив, значит, курилка...
Хорошо помню этот завод (снаружи правда) в начале 90-х.
С уважением.

Александр Викторович Зайцев   03.09.2015 15:41     Заявить о нарушении
Ну, четыре года назад был жив)
Как-о сейчас не владею уже информацией.
Спасибо за отзыв, Александр Зосимович.

Наталья Галич   03.09.2015 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.