Чернобыль

Из «Лицедеи».

А ещё случился Чернобыль, 26 апреля 1986-го года.
Построенная в красивейших заповедных местах Полесья, атомная станция взорвалась, похоронив под своими обломками десятки деревень и два города, вынудив население бежать от своих родовых мест и могил предков в другие, пусть и не чуждые, но отдалённые, края.
Когда это произошло, ещё долго окрестное население пребывало в неведении, хотя грозным ощущением беды был буквально пронизан воздух. Вечерние солнечные закаты приобрели вдруг нереальный холодный  розовый цвет, воздух стал пронзительно прозрачным и стылым. 
Несколько дней событие обростало слухами о пожаре и взрыве на АЭС. К 1-му Мая всё ещё никто из населения не владел достоверной информацией и люди только гадали: отменят или не отменят первомайскую демонстрацию в Киеве?
«Раковая опухоль» разложения правящей верхушки КПСС, всеобщее разгильдяйство и воровство не могли не привести к чернобыльской трагедии. Выводы правительственной комиссии только подтвердили это.
Началась трагедия из элементарного намерения руководства АЭС провести учения для технического персонала по предотвращению аварийных ситуаций на станции.
Выясняли как будет себя вести реактор на критических режимах мощности. Его охладили и заглушили графитом. Выработка энергии почти полностью прекратилась. Потом поступила команда срочно выводить реактор на рабочий режим. Ко всему прочему, отключили основной генератор компрессора охлаждения реактивного контура.
Уже давно современные учёные производят эксперименты мирового масштаба надеясь на авось, не просчитав и не поняв последствий подобных действий.
Произошла катастрофа.
Около полуночи был получен приказ на остановку циркуляционных насосов охлаждения рабочего кожуха реактора с одновременным поднятием графитовых стержней-замедлителей цепной реакции урановых элементов на одном из двух блоков станции.
Поднятие стержней и ускорение цепной реакции привело к резкому всплеску мощности реактора, повышению температуры, перегреву теплообменника (воды) в защитной рубашке контура (из-за отключения насосов циркуляции) и выработки большого количества пара. Созданное паром избыточное давление и полученная парогазовая смесь блокировали поступление в систему охлаждения реактора воды от спешно включенных насосов и парообразование стремительно продолжилось.
Потом уже началась паника среди технического персонала. Вместо постепенного опускания графитовых стержней в рабочую зону реактора, для замедления процесса деления урана, последовал аварийный их вброс туда.  Бушующий огненный смерч буквально срезал стержни с держателей и они целиком рухнули в недра реактора.
Цепная реакция АЭС полностью вышла из под контроля человека и превратилась в реакцию атомной бомбы, со всеми вытекающими последствиями. Раскалённый пар нашёл выход, произошёл ужасный взрыв, пожар и выброс в атмосферу радиактивных остатков расплавленного графита и других компонентов реактора. Учёные потом подсчитали что от этой аварии образовалось в 90 раз больше радиактивных элементов, чем от атомного взрыва в Хиросиме.
Радиактивное облако, под влиянием ветра, через Белоруссию, северо-запад России и Прибалтику достигло северной Европы и Скандинавии. Потом ветер переменился, радиация распространилась в юго-восточном направлении и захватила всю Украину.
Тогдашний руководитель Украины, В.В.Щербицкий, по указанию М.Горбачёва, долго пытался скрыть масштабы аварии от международной общественности и своего народа.
Однако экстренную эвакуацию окрестного населения, к чести руководства, начали 2-го мая; пусть с опозданием, но не дожидаясь отмашки из центра.
Со всех близлежащих автопредприятий согнали огромное количество автобусов для вывоза людей. Их доставляли к родственникам, проживавшим вне зоны радиактивного загрязнения, селили в палатках, пионерлагерях, в зданиях школ и общежитиях. Позже в деревнях развернулась огромная стройка, для обеспечения пострадавших жильём, в которой участвовала вся республика.
Только ничто не смогло заменить беженцам их малую родину.
Когда сразу после аварии В.Щербицкий обратился к М.Горбачёву с просьбой об эвакуации Чернобыля и Припяти, то тот обещал подумать, а потом долго выказывал своё возмущение Рыжкову и Лигачёву: «Вечно эти хохлы паникуют!».
Накануне 1-го мая Щербицкий снова звонит в Москву и сообщает Горбачёву что решил отменить демонстрацию в Киеве. На что тот резко отреагировал: «Проведёшь! В городе не должно быть паники!».
Утром в Кремле опять прозвучал звонок из Киева с той же просьбой, на что последовал ультиматум: «Сорвёшь демонстрацию – положишь партбилет!».
Из-за этого звонка В.Щербицкий на 30мин задержался с выходом на трибуну и все вокруг забеспокоились. Но демонстрация состоялась и на трибуне молча стоял подавленный 1-й секретарь ЦК КП Украины с семьёй и внуком Володей. Он так и не вывез из Киева никого из своих близких, хотя тогда возможность эвакуации Киева была очень реальной и всё зависело от того, смогут ли быстро «заглушить» аварийный реактор.
Ценой нескольких сот жизней пожарных и военных это удалось сделать, но зона вокруг реактора, радиусом в 30км, стала экологической пустыней.
Лет через восемь после катастрофы автору довелось проехать по заброшенным деревням к пос.Народичи, бывшему районному центру на границе зоны отселения.
Впечатление оказалось жутким, как-будто довелось стать свидетелем конца света.
Целые деревни (добротные дома, школы, магазины, церкви) обезлюдели; памятники, погосты, сады оказались заброшенными; нигде  не осталось домашних животных и птиц.  Деревни напоминали декорации к фильму ужасов. Дома в упор глядели мёртвыми глазницами окон на редких проезжих, словно обвиняя людей в их страшных грехах. Красивейшие места обитания счастливых когда-то людей  теперь несли им лишь болезни и смерть. Разум просто отказывался осознавать и принимать подобное положение вещей.
Только лишь в Народичах ещё теплилась жизнь, работали госучреждения, магазины, школы и кое-какие предприятия. Но и здесь не покидало впечатление иллюзорности и недолговечности этого бытия, напоминавшего больше кошмарное сновидение.
По шоссейной дороге, связывающей посёлок с «миром», едва ли проезжало 1-2 автомобиля в час, везде на обочине торчали таблички, предупреждающие о радиактивности и запрещающие съезд с основного шоссе на обочину и примыкающие просёлки.
Психологический прессинг впечатлений от увиденного было столь сильным, что пришлось испытать настоящую радость, когда мы убрались из этого фантасмагорического мира и попали в конце-концов на оживлённую трассу Брест – Киев. Долго ещё казалось после этого  будто-бы довелось невольно заглянуть краешком глаза в преисподнюю и увидеть конец света..   
Опять технические блага цвилизации невольно вошли в противоречие со здравым смыслом и сохранением человеческой души.
Душе в очередной раз приказано молчать.
А нынешние предприимчивые хозяева жизни человеческое горе превратили в источник валютных поступлений. Теперь состоятельных зарубежных туристов возят за деньги в зону отчуждения, в созданный Полесский радиационно-экологический заповедник, где показывают символ распада СССР –  пустынные радиактивные Чернобыль и Припять, а также пытающихся возвратиться в деревни, к могилам предков, аборигенов.
Зов своей малой родины продолжает звучать в сердцах людей. Многие, невзирая на опасности, возвращаются  сейчас в эти благословенные места, веря что Бог и матушка-земля защит их  от всех бед и напастей.
Ведь знали же полесские края и другие времена.


Рецензии
Да, нет! Эксперимент не был инициативой руководства станции, а был предложен Головным институтом "Гидропроект". Вина руководства станции в том, что она на него легко согласилась, без должного согласования программы эксперимента с институтом.

Роман Заблудший   08.02.2018 10:48     Заявить о нарушении