Эти непрактичные русские...

 ...Наверное, непрактичность русских можно истолковать так:
приверженность прежде всего духовным интересам –
сокровищам небесным (в ущерб сокровищам земным).

 А если уж нет духовных интересов,
то лучше, мол, в пьянку вверх ногами,
чем сидеть и деньги копить, мошну набивать,
скупать яхты, футбольные клубы
и прочие аксессуары внешне успешной жизни.

 Этим мы, к счастью, отличаемся от тех же англо-саксов,
коих духовно поработили торгаши и ростовщики.
Закат Европы, её смерть… духовная смерть.
Тут я мог бы сослаться на Шпенглера, Тойнби
и прочих западных знаменитостей, но лучше помяну
нашего русского православного человека:

"Нужно лишь ясно сознавать, что столь прославляемая ныне
западная цивилизация есть не что иное,
как стремление к абсолютной полноте наслаждения СОКРОВИЩАМИ НА ЗЕМЛЕ.
И так наз. прогресс –
отыскание всё более совершенных средств
к овладению такими сокровищами.

 …Следует лишь уточнить,
что к земному относятся не только непосредственные материальные блага
и связанные с ними чувственные наслаждения,
но и порою отказ от исключительно материальных ценностей
ради, напр., земной власти
(вспомним внешний аскетизм многих тиранов и деспотов),
славы, тяги к самоутверждению в обществе и т.п.
Даже то, что иным представляется принадлежностью
чисто духовной сферы, – также может стать ценностью чисто земною.

 Например, эстетические переживания,
превращаемые в самоцель –
ради эгоистического душевного наслаждения.
Или любовь, понимаемая как обладание
(не в физиологическом только,
а и в нравственном смысле).

Даже нравственные поиски, когда они совершаются
ради отыскания средств для более благополучного земного обустройства, –
и они могут оказаться бездуховными в своей основе.
Так случилось со Львом Толстым, например,
отвергшим мысль о спасении, а из всего учения Христа
воспринявшим лишь моральные постулаты,
которые он хотел именно приспособить
для устроения общественного бытия,
но ценность которых в отрыве от Божественного Откровения
оказалась весьма сомнительной.

Сокровищем земным может оказаться в умах людей и Церковь Христова,
когда её начинают рассматривать, подобно иным политикам-прагматикам,
лишь как средство, пригодное для использования
в борьбе за власть"
(М.М.Дунаев. Православие и русская литература.
М., 2001. Ч. I – II. С. 11 – 12).

+++


Рецензии
да, нельзя понять нашей литературы, не учитывая ее Евангельских корней. паззл никак тогда не складывается... а попался в своё время учебник Лебедева, где он как раз с этой точки зрения её рассматривает - и всё встало на свои места!..
а это русское дурошлепство во имя не-суеты мне всегда было свойственно :)))

с ув.,
ри

Русский Инвалид   10.11.2011 23:12     Заявить о нарушении
Хорошо сказано, Алёна:
"... во имя не-суеты"...
)))

Борис Пинаев   11.11.2011 01:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.