Мой Мальчик

                МОЙ   МАЛЬЧИК
       Использовано фото из интернета
Какая  радость  меня  охватывала, когда я  только входил в конюшню, а он  радостно ржал и  начинал  резво  бить копытом  по полу   денника!   Это  так непохоже  на дни нашего первого знакомства. Тогда   я   уже был знаком  с  самым прекрасным в мире созданием с названием конь.Пока  мой папка служил  в  Красной Армии, у  него было их много. На границе  долго у  него был  соловый  жеребец  Пашка.А на одной из застав был противный  верблюд –бактриан Захар, который подчинялся только одному бойцу.Он остальных то кусал, то заплёвывал, зато  никто не возил на себе столько груза, чем этот верблюд.  Во время войны с немцами помню  гнедого жеребца Салюта, а позже   снежного цвета  горячий и вздорный  жеребец с такой ласковой кличкой Родник.  Меня он сразу сбросил. Папиного коновода лягнул в лицо. Правда , бог миловал, Павел Петрович вскоре выздоровел. Крепко Родник вывалял и не раз сбрасывал, так это киноартиста  Черкасова, который в  роли Ивана Грозного пытался сняться  на таком красивом коне… Однако  отец  всегда утверждал, что коня надо любить и он за это платит сполна. И что самый   надёжный  в бою  конь –это    не  жеребец, а кобыла.  Даже  казаки   предпочитали воевать на кобылах.  Уходя в отставку, мой отец получил  царский подарок от комбрига генерала Сологубовского, - у нас появилась своя собственная кобыла  Машка( в паспорте – Машина)  кабардинской селекции. Необычайно ласковая и преданная, легко шла под седлом, также  служила тягловой силой и  была полноправным членом нашей семьи.  Грустно, но отец  нарушил казачий наказ « Саблю, трубку и коня – не доверю никому!» - и был наказан. Сосед попросил коня с повозкою на какую-то поездку и у раззявы украли нашу Машку. Поиски были безрезультативны . Милиция  города Алма-Аты  утверждала, что нежерёбую кобылку непременно съели…Тогда мы тяжело перенесли утрату  постоянно натыкаясь на седло,  щётки, скребки, брезентовую торбу… А мне было горше  всех  - летом я спал у открытого  окна. За окном  был Машкин загон и денник. Она гуляла , подходила к окну и ласково теребила мои волосы на голове своими мягкими и тёплыми губами… Как няня нежно будила меня. А я баловал её всякими    угощениями , она ела сахар, морковку, яблоки . А если я ел вишню, она подходила и просила свою порцию. Не взирая на оскомину, она ела ягоды, но потом  скалилась , словно смеясь… И вот такое чудо мы потеряли! А она  в тот роковой день, словно чувствуя , положила мне на плечо голову и как-то жалобно вздохнула…
    Через пару лет мы переехали жить на Кавказ  и  та грустная история  еще не утратила  боли. А тут ещё мы поселились  около ипподрома. Поэтому наша мужская  половина семьи   кавалериста  без   походов на ипподром не  обходилась. Там папа  вновь встретил своих  соратников. Директором  юношеского конно-спортивного клуба оказался  бывший командир сабельного эскадрона  из отцовского полка. Встреча так встреча! Они долго вспоминали, как они воевали и бедовали зимой сорок второго года.  А я  забежал в конюшню и стал  рассматривать  клубных скакунов.   Образцовый порядок в конюшне говорил   о многом  даже мне – мальчишке. А кони в денниках  были истинные  красавцы
Особенно  поразил  меня     золотистого  цвета конёк в   деннике  с табличкой, где крупно  красовалось его  имя –«Мальчик».  Мелкоту я читать не стал, потому что  главное для знакомства уже есть. Он тоже  заметил меня и   стал скалить зубы. Ну понятно, пришёл незнакомец!  Я  уже знал, что конь   неохотно идёт на контакт  с чужаком и  будет пугать его и  даже попробует укусить. Но я –то знал куда иду и как разговаривать с конём. Вот я и стал спокойным  и ласковым голосом знакомиться с ним.  А Мальчик  внимательно рассматривал меня….  Не  зная последствия, я плавно приближался к его морде и не       делал  резких движений, как раньше меня учили кавалеристы  седьмого полка  в  46 году. Синеватые  сливы конских глаз  злобы не излучали, а проявляли весёлый интерес… А  моя  « хитрая»  лакомая  морковка  положила  начало нашей дружбе. Почему  «хитрая» ?  Я хорошо знал, что   лошадям    очень нравится -  если  скоблёную ножиком морковку  хорошо  обвалять  в семенах тмина, то она «схрумтит»   её мгновенно и попросит ещё!   Так и случилось! Когда Мальчик покончил с первой морковкой и увидел другую, то потянулся и  изогнул свою лебединую шею, высунувшись за жерди. Вот тогда, дал ему вторую и стал ласково гладить коня  по шелковистой  шее и  нежно разговаривать с  моим новым другом… Ну , а когда  мы пообвыклись, я уже  не мог оторваться  от него.  Я гладил его и говорил ему ласковые слова: « Ты посмотри какой ты красавец! Мальчик!»  А он , словно понимая, довольный всхрапывал  и  губами касался  моей руки. Теперь я точно был уверен, что мы подружимся. Я, наконец, осмелился  шагнуть в денник. Следуя  науке , преподанной отцом, я вошёл , протянутой рукою обозначил  своё пространство и жеребец отступил к стенке  и уступил мне проход. На стене висела  вся амуниция коня. Оттуда я снял две нужные вещи – щётку и скребок. Мне известно, что нравится коню и я стал  гладить щёткою     ноги скакуна – они очень любят, когда их массируют. Мне это дело знакомо и Мальчику понравилось тоже. Теперь я смело крутился вокруг него , доставляя   моему другу  массу удовольствия   Он  довольно встряхивал своей шелковисто –золотой кожей  и благодарно  косил на меня глазом. За этим занятием  и застали меня отец  и его боевой побратим. Помню , отец  сказал тогда: « А мы с тобою точно угадали, куда Борька полезет – конечно к Мальчику!» Они смеялись и разговаривали, не мешая  мне управляться  с  моим новым другом.  Не помню, сколько времени мы провели вместе, но уходя я ещё несколько раз погладил эту нежную морду. А он,расставаясь удивленно заржал, словно спрашивая: «Куда же ты?»  И я  ласково пообещал, что приду завтра…. Приду – сказано  мягко:  я  скакал к нему  галопом! Последних  два  года школы , образно сказать  были  выброшены под  хвост  коню , а именно  Мальчику.Завистники из класса предрекали , что я стану  второгодником.  А вот дулю вам! С   горем пополам переползал из класса в класс,  совсем не беспокоясь об этом.  Это были два  счастливых года  моей дружбы  с конём.  Конюшня  клуба  незаметно  заменила  дом,-здесь я и уроки делать  наловчился…Папу  с дядей Колей(директором клуба)   спаяла ещё военная дружба и общие  интересы. Оба были заядлыми охотниками.   У дяди Коли  была пара охотничьих собак, которыми он очень дорожил. Когда  я увидел их, то стал «ныть» отцу – «Вот бы и нам завести   хорошую собаку!»  Вопрос решился быстро: взамен щенку отец снял клинок в серебряных ножнах с ковра и отдал  его дяде Коле. Слишком дорогая плата! В чём была наша выгода?  У нас появилась  охотничья собака  и право   в  любое время  седлать Мальчика и выезжать куда мне захочется.   Проверив  моё владение конём в манеже и на конкуре, мне дали вольную волю. На  первых  порах  местные  клубные старожилы  - штатные  конюхи и наездники   меня в упор не видели:   пришёл по блату.  Однако заметили, что  я пришёл не кататься.   Когда   я  вывозил тачками конский навоз   всей конюшни, задавал корм  не только Мальчику, то лёд неприятия вмиг  растаял. А когда все увидали, как я сам седлал  Мальчика, выводил его  на манеж или бесстрашно  шёл на любое препятствие  конкура, то наездники стали моими друзьями и советчиками. А потом признали моё  безраздельное  право  на дружбу  с Мальчиком.  Пока  я с ним дружил,  - другого   седока   он   к себе не подпускал.
         Самые  благостные  времена для нас  наступали  весною, когда природа расцветала    пышными  травами, тенистыми лесами   и  журчащими  потоками  от тающих ледников Кавказа.  Вот и отправлялись мы с другом через город  к горным лесам поближе к альпийским лугам.  Ведь я хорошо знал, что надо коню, чтобы он был резв и здоров:  прекрасный зелёный  корм и  талая чистая вода. Что более полезного можно ещё предложить ?   И  мы  отправлялись  туда, где  много осота, чебреца, душицы, дикого цикория и богородской травы   Один только месяц  такой кормёжки    сразу  заметили все клубные:   Мальчик стал  весел и горяч, кожа лоснилась и хвост с гривою блестели необычайным  здоровьем.
       А  после нескольких приключений  мы уже чувствовали себя единым   целым.  Помню,-  мы миновали поселок Долинское, пробились через  лесную чащу и  тихим шагом  выезжали на опушку.  Тишину  и спокойствие  наше  взорвала   стайка   куропаток. Эти птицы, внезапно потревоженные, поднимаются  в воздух  необычайно шумно и громко.  Мальчик такого не ожидал  , испугался и встал на дыбы.  Меня  выручила моя реакция, ведь конь пошёл  бешенной  скачкой…. Крепко держа   поводья  и управляя  шлюссами* и шенкелями**, я ровным и спокойным голосом начал успокаивать скакуна ,разговаривая с ним, весело смеясь… Услышав меня,  Мальчик  успокоился, перешел на рысь и вскоре  пошёл тихо и спокойно.  Выехав  на простор, я спешился, угостил  жеребца  заготовленной  морковкой  и, лаская друга,  повёл его в поводу…  А потом отпустил его  и пошёл вперед. Мальчик  постоял , постоял, а потом двинулся  вслед за мною.   Потом я стал с ним дурачиться:   шёл-шёл, а затем останавливался. Мальчнк  поначалу останавливался  около меня и клал морду на плечо. А потом, заметив мою  новую остановку, подходил и мордою  ласково подталкивал меня : мол, хватит дурачиться! Я смеялся, обнимал его и гладил.
        Второй случай    меня   поразил  необычайно: проезжая  мимо  незнакомого аула, мы остановились  по нужде.  Неожиданно  от последних  саклей  на нас   бросились две  кавказские овчарки. Я  ещё  не успел  сообразить как поступить,   животное  оказалось на этот раз решительнее и умнее. Мальчик  поскакал к ним , мастерски, по-боксёрски  саданул передними копытами  обоих псов и обратил их  в  бегство.   Поэтому,  невольно с восторгом расцеловал в морду   отважного  коня.  Такое  у меня случилось впервые! 
Наши   поездки  по просторам  Кабарды     продолжались  уже и в холодные дни, тем более  папа,  увидев  нашу дружбу и скитания,подарил мне  папаху и бурку моего  роста.Теперь нам   и непогода была не страшна. В  слякотную  погоду  бурка становилась  надёжной попоной для  скакуна. 
        Когда начался  второй год нашей дружбы,  Мальчик  спас меня от  неминуемой  гибели. Случилось это   во время водопоя   возле обрыва, нависающего над речкой Нальчик. Мальчик стоял наполовину  в воде в маленькой   запрудке, а я  нежился под лучами солнца  и опирался на тёплый валун. Тепло и тишина  сморили меня и я  малость  вздремнул.   Однако  резкие толчки мордою и тревожное  ржание Мальчика пробудило меня. Обняв морду я гладил его, восхищаясь : «Пришёл , дружок?»  Но конь  ухватил меня за  одежду и стал властно тянуть меня к себе  очень настойчиво. Пришлось пойти за конём, ещё не понимая  причины.   Ответ  пришёл сам собой  -  мы отошли  от места  буквально десяток метров, как на место, где я задремал,  рухнула многотонная  глыба, отколовшаяся от обрыва… Ну как конь   это почувствовал? А  ещё  в книгах я читал, что кони не очень умные  животные. После того случая не согласен с этим!  Особенно, когда дружба настоящая!
    


*шлюсс  - Контакт с конём посредством внутренней части бедра

          **шенкель – управление конём частью ноги от колена до щиколотки


Рецензии
Борис, в названии надо бы Мальчика с большой буквы писать, это же имя. А так рассказ понравился очень, я, к сожалению, от лошадей далек, только полтора года назад верхом проехался на Карпатах. Как раз вчера я упомянул Дика Френсиса и его "лошадиные" детективы. Почему "лошадиные"? В прошлом профессиональный жокей, Френсис на всю жизнь сохранил любовь к благородным животным и в каждом из полсотни его детективов они участвуют. То в них жокей главный герой, то бывший жокей, то тренер, то владелец, то ветеринар, но кони - обязательный фон его произведений, а я их почти все прочел. Горячо рекомендую!

Михаил Бортников   27.12.2018 13:08     Заявить о нарушении
исправил, друг мой! Благодарю тебя! Последнее время неряшливо редактировал, обещаю исправиться...

Борис Ящук   27.12.2018 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.