Сказочка 20 Африканская автодорожная пастораль

Страна Нигерия находится посередине Африки, а южная её часть когда-то на короткое время была переименована в Биафру и пыталась отделиться от остальной страны, за что много крови пролилось. С тех 60-х годов в стране установлена военная диктатура и президентами были генералы (до 2000 года). Нефтью богата именно южная часть страны, там сконцентрирована основная масса нуворишей-нефтянников и больше всего  людей христианских вероисповеданий, а северную Нигерию иногда называют халифатом или султанатом (ясно, почему).

Один наш телеканал показал недавно страшную картинку автокатастрофы в Нигерии, снятую не её корреспондентами, сопроводив текстом о том, что, мол, в Нигерии плохие дороги, водители не знают правил, а водительскую лицензию можно купить за 50 долларов. И вот вам результат – то, что произошло: водитель бензовоза не справился с управлением и врезался в автобус, перевозивший солдат. Заживо сгорело… и так далее.

Тут я вспомнил, что по всей южной части Нигерии от Бенин-сити, Шагаму, Иле-Ифе, Ибадана, Ошогбо, Лэйгоса, Илорина я КАТАЛСЯ в течение 4 неполных лет вообще без намека на какое-либо водительское удостоверение, то есть у меня не было и в помине «документов на автомобиль и водительского удостоверения».

Я не могу сказать, что я не имею ВАЩЕ прав и никогда ранее за рулем не сидел: катаюсь я, слава Богу, с 1968 года и права мои вполне нормальные, но я их за ненадобностью в свою поездку в Африку не брал.

Что касается «технического паспорта машины», который у нас есть у всех всегда, то я даже не могу сказать, а нужно ли что-либо подобное в Нигерии. Машина моя там была на самом деле «не моя», а выданная компанией. На бортах большими буквами было написано имя моего хозяина. Это имя в Нигерии знали и знают все люди, поскольку это третий по богатству человек в той стране и сын его – губернатор штата (был,… сейчас сидит в тюрьме за отмывание 5 млрд. долл., но недавно, кажись, выпущен под залог в 30 млн. долл.).

Что касается дорог. Местами там встречаются отличные дороги, например, от Лэйгоса до Шагаму примерно 150 км едешь со средней скоростью 150-160 км по двум встречным полосам с разделительным бетонным забором и в два-четыре ряда. Если поедешь помедленнее, обгоняющие водители дают знаками понять, что у тебя не все дома, а некоторые водители грузовиков, увидев, что ты белый и едешь медленно, намеренно тебя вперёд не выпускают, чтобы ты хорошо разглядел надпись аршинными буквами у них на заднем борту: «Lead or follow or get out of the road  Проезжай вперед или тащись за мной или убирайся с дороги»! Конечно, когда тебе, белому, вершине творения, такое дают почитать, то ты невольно «вырываешься вперед».
 
Кроме этого главного шоссе «Лэйгос-Абуджа» мне часто приходилось ездить по спроектированной американцами и построенной пакистанцами внутриштатной (как у нас, - дороге межобластного значения) дороге между Шагаму и Ибаданом. Движение там однорядное, но дорога проходит в живописных местах среди лесов. По крутизне поворотов и гористой местности дорога эта напоминает крымскую трассу между Алуштой и Ялтой. Удачно выполненные наклоны  поворотов (как на велотреке) позволяет преодолевать крутые повороты, не снижая скорости (120-130 км в час) без всякого взвизгивания колёс. Однако, если на пути попадается огромный грузовик, везущий, скажем прохладительные напитки, то за ним выстраивается очередь в несколько километров, и все «наслаждаются Кока-колой Enjoy Coca-Cola» -- надписью на его бортах.

Таких дорог в Украине до сих пор нет, скоро ли будут – посмотрим….

Что касается окружающего тебя транспорта, то весь он представлен (думаю, что на 85-90%) секонд-хэндом из Бразилии и Японии.

Никаким ежегодным техосмотрам моя автомашина не подвергалась. В среднем я проезжал 1000-1500 км в месяц, а для Пэжо-504 такая «нагрузка» не страшна. Помню, что на третьем году эксплуатации я поинтересовался уровнем масла в двигателе и… не нашел там ни уровня, ни масла. Я обратился к завгару с вопросом, почему нет масла в моторе. Он тут же забрал у меня машину на два дня и потом очень удивлялся, как это я хорошо умею ездить, что так машина хорошо сохранилась.
 
Каждый год в определенное время на дорогах Нигерии появляются люди с длинными досками и вбитыми гвоздями. Они кладут этот ЁЖ на дорогу, чтобы останавливать все автомашины. Это – не техосмотр, а сбор налога на РАДИО внутри машины. Я поинтересовался однажды, кто они, эти люди и какое радио им от меня нужно. Меня, как белого, они очень уважали, поэтому никакого вреда ни мне, ни машине (часто молотком разбивают стекло, если удаётся проскочить мимо гвоздей) не нанесли. Оказывается радио-станции каждого штата получили разрешение от правительства так зарабатывать деньги на вещание. Я спросил у того, которого посчитал начальником, а знает ли он и его «банда», что Иисус сделал со сборщиками налогов, когда вошёл в храм? После этого меня никогда возле моей деревни не останавливали.

На дорогах Нигерии очень много полицейских.
 
Часто они бывают вооружены «нештатным» Калашниковым. Скорее всего – это не «официальные лица», а обычные грабители. Такие в понравившуюся машину сначала стреляют, а потом у тех, кто остался жив спрашивают, "anything for the boys  или what do you have for me : дай чего-нибудь для ребят или что у тебя есть для меня?"  Только один раз мне пришлось с такими встретиться, но была тогда национальная забастовка, и у каждой такой группы был партЕйный активист. Когда ребята уже стали пытаться разбить стекла палками и раскачивать машину, чтобы перевернуть, он их остановил и сказал, что доктор – хороший человек, он лечит наших людей. Меня отпустили.

Настоящие полицейские дают взятку своему начальнику, чтобы их выставили в пикет. Им выдается «оружие» - какие-то ружья с небывало толстыми дулами, ракетницы, огромные револьверы Смит-н-вэссон, конечно же, без патронов. Каждой новой приближающейся к «ребятам» машине они устрашающе показывают свою амуницию (у некоторых из пикетчиков в руках длинная палка; если не остановишься, они твою машину сильно покорёжат). После остановки к тебе приближается только один и, заглядывая в окошко, с удивлением ухмыляется «Ойебу – белый?». У них до сих пор в генетическом коде сохранен образ ОГА-господина: белый н-и-ч-е-г-о физически делать не должен, даже машину водить. После первой такой рекогносцировки следует "anything for the boys  или what do you have for me». Тут надо быстро ответить, уже включив первую передачу и нажимая на газ «Next time», и, пока не подошла вся банда, резко сорваться с места. Этот необычный случай с белым и то, что он ничего не заплатил, ребята расскажут у себя в участке, это «предание» будет передаваться из уст в уста, и пока ты там катаешься, тебе будут приятно улыбаться и брать под козырёк.

Города страны Нигерия – это страшный и только сейчас нами воспринимаемый контраст  между «человеческой» нормальной жизнью и запредельной нищетой. «Одного лишь быть не может – то, ЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ…», а там может…. Вот, например, явление, с которым ты встречаешься, однажды проснувшись утром.

Вчера ещё ничего не предвещало подобного, можно было бы хотя бы полный бак налить.
Из всех тебе знакомых в окружности 70 км бензоколонок только в одной есть бензин, очередь на 2-3 часа при 65 градусах на солнце! Вспоминаешь, что Нигерия входит в ОПЕК….
 
Появляются бензиновые хокеры (ястребы) – они, правда, никогда и не исчезали,
Раньше у них цена была даже ниже, а теперь – цена растет не по дням, а буквально по часом.

Бензиновая мафия – это реальность и, когда по всей стране продавали бытовой керосин для народа, то «случайно» была продана большая партия опасной керосиново-бензиновой смеси.  Погорело большое число народа. Кто его знает, что и как они там смешивают?...

Объездных дорог через города нет. Попав в город, оказываешься в невообразимой «пробке» из машино-человеков. Как проехать?

Если удалось выехать, то радость твоя оказывается недолгой. В центре города Бенин-сити есть абсолютно непреодолимые препятствия, например, когда вся проезжая часть провалилась на глубину до 5 метров.  Выбравшись из западни, лучше пристройся за кем-нибудь из местных и «дуй по главной».

В тропической Нигерии всего два сезона – сухой и дождливый, то есть полгода не выпадает ни одной капли, а остальные полгода – дождь каждый день. Въехать в город Бенин-сити в период дождливого сезона на простой машине можно,… но проблематично.
Лужа там появляется и не высыхает несколько месяцев, количество воды в ней лишь изменяется в большую или меньшую сторону, но всегда при этом воды у вас в машине оказывается по щиколотку (если это Джип – то не более 1-2 ведер).
 
«На луже» появляются постоянные люди, это - не праздные гуляки, которые решили освежиться в потоках не такого уж и теплого ливня, а работники НА ПЕРЕПРАВЕ. Проводить машины по «безопасному руслу» - это их заработок. Если машина переправилась своим ходом – плата одна, если её надо выталкивать – то совсем другая.

Я научился переезжать и за моё пребывание всегда удачно преодолевал данное препятствие. Мне сообщают, что лужа эта на Оре Роуд до сих пор существует, поэтому делюсь секретом: въехав в лужу, переключайтесь на первую скорость, убирайте ногу с акселератора и дайте машине самой выбрать свой режим работы. Выхлопная трубы тогда не наберет воды, хотя и будет в воде находиться. Удачного плаванья вам, жители и гости Бенин-сити, штата Эдо в Нигерии!

А водительскую лицензию у меня таки один раз потребовали предъявить на пункте сбора платы за дорогу при въезде в город Лэйгос. Перед этим Toll-gate всегда была большая очередь.

Подходят два полицейские – один молодой, другой пожилой и с так называемым
Кабиейси (конский хвост, привязанный к палочке из чёрного дерева – показатель принадлежности к традиционному королевскому роду в какой-нибудь деревне). Старший полицейский отдал мне честь под свой лихо нахлобученный берет и выпалил вместе с духом свежевыпитого виски приветствие всем уважаемым служащим моего хозяина (сработала надпись на борту машины). Молодой потребовал показать права. Я сказал всю правду, что нет их со мной, оставил, мол, далеко в Украине, а на машину документы спрашивайте у моего хозяина. Молодой паренек был так удивлён, что приказал мне выйти из машины, на что его сильно подшафе начальник сказал: «Ога, срочно напишите вашим родственникам в ЮКэй, чтобы выслали вам лицензию ДиЭйтчЭлом». Он Украину принял за Соединенное Королевство, это мне помогло, я думаю….

Ошибка телеканала заключалась в том, что они невнимательно следят за курсом иностранных валют – ныне в Нигерии 50 американских долларов – огромная сумма в местной валюте (найрах) и тратить такие АГРОМАДНЫЕ деньги на никому не нужную вещь там никто не будет. Даже благополучные местные богачи и приезжие белые….


Рецензии