Социализм и спецслужбы
Взраставший на толстовстве и социал-демократическом движении широких народных масс социализм, который мог бы победить мирным путем, был насильственно подменен военным коммунизмом, введенным в условиях затянувшейся и не особо удачливой войны агентами обеих воюющих сторон (убийство Распутина и февральская революция – дело рук англичан, а Октябрьская – немцев), равно ненавидящих Россию. Поэтому наш недозревший естественный социализм получил с самого начала насильственную спецслужбистскую – чекистскую - прививку, которая и оказалась роковой для мирового социалистического движения. Царская охранка поспешила поменять декорации , чтобы остаться наверху, хотя ей и пришлось изрядно мутировать под флагом компартии.
Однако народная составляющая русского социализма была действительно сильна и социализм победил именно с опорой на нее – противоположная, колчаковская, составляющая не имела успеха в народе, который предпочел большевистскую орду русско-фашистскому орднунгу. Так, Иван Грозный (и Московское царство) был свой, народный царь и народное царство, а Николай Первый (и вообще петербургские правители) – порождение неметчины.
Сила народной составляющей социализма была основой пресловутого народного энтузиазма 1930-х годов. Но не могущий душевно принять насильственно введенный социализм платоновский персонаж, не поддавшийся мороку всеобщего энтузиазма, уже тоскует по утраченному смыслу и в нем зерно грядущего распада. Народ напрягает силы, но духовно и душевно не вполне готов, смиряясь под плетью чекистской охранки, принимая социализм как афишу режима, но не принимая нутром его сути, абсурдизируя его.
Бердяев в «Истоках и смысле русского коммунизма» пророчески писал об опасности мещанско-буржуазной реставрации в России, потому что соответствующее сознание не только не преодолено после октябрьской революции, но и инкубируется за счет уничтожения религиозно-духовной основы общества и прямолинейной ограниченности социалистической пропаганды, порученной грубым и примитивным людям, осуществляющим власть в стране.
И все же у социализма в России был исторический шанс демократический перерасти спецслужбистский свой характер - возможность этого ощущалась примерно в 1987-88 годах, потом все померкло в пучине самой черной реакции и общественного разложения. Россия была отброшена далеко назад, а буржуазный Запад с вливанием свежей крови получил новый импульс развития.
В 1991 г. пророчество Бердяева сбылось – власть захватили коммунисты-перерожденцы и приватизировали общенародную госсобственность, вывозя капитал за рубеж под контроль своих хозяев и вдохновителей. Конечно же, именно перманентно мутировавшие спецслужбы провели переворот, и тот «капитализм», что они построили, имеет соответствующий оттенок. Отрадно только некоторое его изменение в последний десяток лет, вырастание в нем народной составляющей, понимание, что Запад с его псевдолиберальным орднунгом – не панацея, а наш собственный порядок должен иметь немалую толику «Орды» и ее понятий, а коррупция в нижних слоях общества - это не всегда негатив, а иногда позитивный протест против антинародного бюрократического деспотизма новой власти.
Недавно по наитию пересмотрел сериал «Бригада», где играет плеяда лучших актеров, среди которых супермен советского кино Николай Еременко. Съемка многих эпизодов проводилась в наукограде Дубна, городе, сыгравшем в моей личной судьбе важную роль (определив направления моей профессиональной научной деятельности).
Можно ли рассматривать этот сериал как попытку перебросить мост от кумиров конца советской эпохи к героям дня 90-х? Трудно сказать, но христианизирующий братков Еременко там очень хорош и органичен. Интересно и то, что главный герой А. Белый, по необходимости сотрудничающий со спецслужбами, ставил свои понятия выше обязательств перед "конторой". В этом народность его образа. Но то же самое можно сказать и о его враге безумном «опере Володе», который напрямую был ставленником спецслужб, игравших на его негативных страстях.
Главный вопрос, который остается после просмотра сериала: смог ли бы депутат Белый, этот взращенный народом бандит, в случае если бы он реально пришел к власти, облагодетельствовать избирателей? Что конкретно он предложил бы им, на кого сделал бы ставку? Дал бы долю в разбойничьей прибыли? А, может быть, учредил братский народный социализм, основанный на своих понятиях о воле и чести?
В фильме этот вопрос был снят «опером Володей», но по существу он остался открытым. И мечта о народном социализме, который может победить только мирным путем, тоже никуда не делась. Наверное, не спецслужбы и не бандиты, а что-то качественно новое должно возникнуть в обществе. Наукограды, вам слово.
Свидетельство о публикации №211101500752