Валентионки

Мария Алексеевна Роднова учительствовала в Красном Береге ещё до войны. Муж её в 1938 году был репрессирован и сослан в Сибирь. Была возможность поехать к нему в ссылку. Но Мария Алексеевна побоялась везти в такую дальнюю дорогу маленького сына Виталика. Спустя год. Она вышла замуж за другого учителя , Ивана Никитича Валентионка. а ещё через год родила ему сына Лёню. Когда грянула война, Иван Никитич, как все порядочные люди, ушёл защищать Родину.
Мария Алексеевна в войну оставалась на оккупированной территории. К счастью женщину с двумя крошечными детьми, один из которых только учился ходить и говорить, не тронули. Так она дождалась освобождения, конца войны и возвращения мужа с фронта. В 1946 году родился младший сын, Александр, а Ивана Никитича Валентионка назначили директором Богушевской СШ.
Он приступил к руководству школой, одновременно преподавая химию. А Мария Алексеевна , оставив младших сыновей на попечении матери (старший уже пошёл в школу), преподавала в средних классах русский язык и литературу.
         Жизнь двигалась понемногу. Старший сын Виталий Роднов после окончания школы поступил в БГУ на Геофак, Лёна Валентионок после седьмого класса поступил в физкультурный техникум. Мальчик увлекался лыжами, лёгкой атлетикой, принимал активно участие в соревнованиях районного, областного и республиканского масштаба, занимал призовые места. Поэтому и поступление и учёба для него особого труда не представляли. Работать ему пришлось в родной школе. Невысокого росточка, Леонид Иванович напоминал больше отца – худенький, подвижный.
Сейчас, став учителем, продолжил выступления в составе сборной команды района, области. Вошёл в состав сборной команды БССР по лёгкой атлетике. Спокойный и немногословный, привыкший прислушиваться к мнению старших, особого внимания на себя не обращал. Находился в тени родителей. Он пришёл в школу, когда  Ивана Никитича уже назначили директором вечерней школы. Коллектив учителей принял его вполне благожелательно. Были рады его приходу в школу все, кромке Т.А. Затоненко, жены нового директора. Она инстинктивно чувствовала , что за молчанием Л.И. Валентионенко кроется протест её жёсткости, если не сказать жестокости. Трудно пришлось бы нашему Лёнечке, если бы ни мама.  Мария Алексеевна не привыкла молча сносить обиды и парировала любую атаку Тамары Антоновны. С отъездом четы Затоненок и приходом И.И. Шилько. В школе наступила тишина, «военные действия» прекратились. Но Мария Алексеевна поняла, что среднее специальное образование хорошо для мальчика, А Лёне шёл уже 24-й год. И он поступает учиться заочно на исторический факультет Университета. Получив диплом историка, Леонид Иванович уходит в Королинскую оздоровительную школу, где доработал до самой пенсии.
     Неожиданным для всех стало его участие в ансамбле «Медуница». У него оказался достаточно приятного  тембра голос, отличное чувство юмора, и он вошёл в женский состав ансамбля вполне органично. В народный театр он пошёл уже после выхода на пенсию. Сыграв Писарчука в «Пинской шляхте» В.И.Дудина-Мартинкевича, роль, состоящую буквально из двух фраз, он обнаружил просто-таки комедийный талант. Каждый жест, каждое слово зал встречал оглушительным смехом. После спектакля на тихого и незаметного Леонида Ивановича, скромного учителя истории, жители Богушевска взглянули совсем другими глазами. Но слава кружит голову, и поведение нашего Лёнечки заметно изменилось. Когда встал вопрос о его участии в спектакле «Павлинка» по Я.Купала, Леонид Иванович «встал в позу». Пришёл другой исполнитель. Но это не пошло на пользу ни спектаклю. Ни самому Л.И.Валентионку. После он жалел, пытался вернуться в коллектив, но «разбитый стакан не склеишь». Но когда он скоропостижно ушёл, проститься с ним пришли все участники, отдавая дань его таланту.


Рецензии