Начало пути продолжение 2

Нельзя не вспомнить добрым словом Степана Антоненко старшего по возрасту сослуживца. Он работал в соседнем кабинете, внимательно относился ко мне, передавал свой опыт, о чем я хочу рассказать.
Осенью 1941 года, весьма для нас тяжелого - первого года В.О.В., Степану было поручено арестовать за совершение тяжкого преступления военнослужащего вооруженного пистолетом, который (по имеющимся данным) ждал этого и готов был оказать вооруженное сопротивление. Чтобы этого не случилось, Степан, пригласивший меня на эту операцию, думал, как бы ее провести быстро и успешно. Было рассмотрено несколько вариантов предстоящего захвата и разоружения преступника, но все они не подходили, так как не исключали вооруженного сопротивления с его стороны. Степан решил пойти на хитрость и на определенный оперативный риск, а точнее использовать то обстоятельство, что ранее лично был знаком с этим человеком. Он позвонил ему на службу и спокойным голосом сказал, что проездом на одну из «точек» хотел бы на пару минут заскочить к нему, повидаться. Тот дал согласие и назначил встречу в своем кабинете. В назначенное время Степан вместе со мной зашел к нему, как старый знакомый «тепло» поздоровался и представил ему меня, как своего коллегу. По предложению хозяина мы присели у его стола, любезно поговорили по якобы интересовавшим нас вопросам и таким образом усыпили его бдительность. После этого Степан попросил проводить нас в одно из подразделений, на что наш собеседник охотно согласился и стал одевать шинель. На улице было прохладно. Когда он всунул руки в рукава, и возможность движения рук стала, ограничена, Степан объявил ему об аресте, а я, как об этом условились ранее, быстро расстегнул его кобуру и изъял пистолет. Таким образом, операция прошла без крови. По ее окончании арестованный (в принципе не глупый человек) хотя и грустью, но положительно оценил наши действия, заявив, что давно ожидал ареста и готов был сопротивляться, но не вышло.
Не подумав о том, на что способен вооруженный преступник, решивший не сдаваться властям, теперь некоторые могут сказать: «Уж, не такой сложной была операция, чтобы говорить о ней». Я же считаю, что именно о ее простоте, приведшей к разоружению преступника и нужно сказать. Участвуя в этой операции, я понял, что в единоборстве с вооруженным преступником следует действовать быстро, уверенно и обдуманно. За многолетнюю службу в органах госбезопасности мне много раз приходилось изымать огнестрельное оружие у лиц незаконно его хранивших. В их числе были бандиты и другие опасные преступники, готовые в любой момент пустить его в дело. Успешному изъятию оружия без потерь и крови способствовал первый урок, полученный при изъятии пистолета у военнослужащего вместе со Степаном Антоненко.
Урок, полученный от Степана, мне скоро пригодился…
Однажды вечером, осенью 1941 года я по делам службы шел по малолюдной, неосвещенной улице. Вдруг совершенно неожиданно, как приведение, в 2-3 метрах предо мной возник мужчина с револьвером в руках. Он, что-то непонятно бормоча, произвел выстрел в мою сторону, но пуля прошла мимо, не задев меня. Видя такое положение, и не ожидая следующего выстрела, я подскочил к мужчине, сбил его с ног, несмотря на сопротивление, обезоружил и задержал его. Задержанным оказался местный милиционер, одетый в гражданскую одежду. Он находился в пьяном состоянии. В данном случае он был опасен для окружающих…
С какой целью и в кого стрелял, в последствии он объяснить не мог. Народная мудрость гласит, что с оружием шутить нельзя, а он пошутил, да неудачно, за что понес соответствующее наказание.
Значительно позднее тревогу и беспокойство вызвало похищение из испытательного блиндажа двух боевых автоматов системы Калашникова и большое количество патронов к ним. Розыску автоматов и их похитителей придавалось большое значение, так как это грозное оружие могло быть использовано в преступных целях, и вызвать человеческие жертвы. Принятыми мерами похитители были найдены. Им оказались два 17-ти летних паренька. Один из них показал, что автомат находится у него дома. Но после вызова к нам друзья должны были его перепрятать. Этот автомат впоследствии был обнаружен и изъят в стоге сена, находившемся в поле, в четырех километрах от проезжей дороги. Как было установлено, второй автомат был у другого паренька такого же возраста, проживавшего в одной из подмосковных деревень. Будучи вызванным, к следователю этот паренек не отрицал, что автомат находится у него, но не хотел указать место его хранения, настойчиво требовал, чтобы ему самому разрешили взять автомат и передать нам. В целях безопасности ему не разрешили сделать это. После долгих уговоров паренек указал место хранения автомата, и он без особого труда был мною изъят. Впоследствии стало известно, что паренек не хотел показывать, где хранится автомат потому, что своим  друзьям дал слово произвести автоматную очередь по сотрудникам, которые придут его изымать. Поэтому оружие изымать нужно самому или другим сотрудникам, участвующим в операции по его изъятию, и ни в коем случае не позволять брать в руки его владельцу, родственникам и друзьям последнего.
Не обошлось дело и без казуса…
Однажды у меня в качестве «трофея» оказался небольшой пятизарядный револьвер иностранной марки…
Пожилой сослуживец В.В. в это время вернулся из командировки. Он достал из кобуры тоже трофейный пистолет и стал хвалить его боевые качества. Я в свою очередь решил удивить всех присутствующих в комнате своим оружием. С серьезным видом, обращаясь к В.В., я сказал: «Ну, что это за оружие? Вот у меня оружие, так оружие», и достал свой револьвер. В.В. и другие товарищи окружили меня (мой револьвер явно произвел на них впечатление) и стали просить дать им подержать в руках мое оружие. Я с напускной важностью поднял револьвер вверх, отомкнул чеку и высыпал из барабана на письменный стол с бумагой патроны. По своей халатности не пересчитал патроны и не проверил барабан, в результате один из патронов остался в барабане. Сказав, что оружие в году один раз стреляет без патронов я начал нажимать на спусковой крючок. При первом нажиме выстрела не произошло, при втором тоже, а в третьем случае для всех неожиданно прозвучал выстрел. Присутствовавшие вздрогнули, на их лицах было удивление. Когда же поняли, что вредных последствий не произошло, стали шутить и смеяться. Один Петр Абрамович долго не мог придти в себя. Он побледнел…. Потом позвонил домой и сказал жене, что его якобы чуть не убили случайно, хотя выстрел был произведен в противоположную от него сторону. В.В. на это его действие отозвался грубой шуткой, сказав: «Петр Абрамович! Не скажешь ли ты, почему так «ароматно» запахло?» Эта шутка вызвала громкий смех…
Вскоре раздался звонок начальника, который потребовал объяснить, что за стрельба была в комнате? Мне как виновнику происшествия пришлось пойти к нему, и доложить все как было. Начальник отобрал у меня револьвер, крепко пожурил и обещал наложить взыскание, но намерение свое не выполнил, так как я вскоре провел очень сложную работу, за которую меня нужно было поощрить…


Рецензии