6 гл. - Ад бывает разным

Глава 6. АД БЫВАЕТ РАЗНЫМ


Домой идти не хотелось, и он еще долго гулял в парке. Когда требовательно зазвонил телефон в кармане куртки, недовольно посмотрел на дисплей.
- Да?
- Где ты шляешься, черт бы тебя побрал?! – голос жены прозвучал резко.
- Скоро буду! – он отключился, вздохнул: счастливое очарование осталось только в сердце, сейчас начнется серый, как промозглый осенний питерский дождь, домашний вечер.
- Ну? – вылетела в коридор навстречу ему Лариса. – И где ты был весь день? Дома дел полно, а он шляется неизвестно где!
- Где надо, там и был. А дела могла бы и сама переделать.
- Вот ты как заговорил?! – она стояла, сложив руки на груди. – Что, бабу завел?
- Не твое дело! – выдохнул он и ушел в комнату, стараясь избежать привычного скандала.
- Что значит, не мое дело?! – она влетела вслед за ним, как разъяренная фурия. – Я все-таки пока твоя жена!
- Пока еще, – он стоял у окна, спиной к ней.
- Что значит, пока еще?
- А то и значит!.. Все, Лариса, я больше не хочу жить в этом … содоме. Надоело! Поняла?! Все! Я подаю на развод.

Она вдруг притихла и молча наблюдала, как он стелет себе отдельно на диване в гостиной, затем ушла в спальню, и он услышал ее плач, который впервые за много лет был ему безразличен. Немного выждав и поняв, что муж не придет ее утешать, вышла в комнату, но мужа там не было. Саша на кухне пил чай, снова стоя возле окна и глядя в парк, словно силясь разглядеть давно улетевший в теплый дом призрак в синем пальто.
-  Ты это серьезно? – тихо спросила она.
- О чем ты? – он не поворачивался, и она завелась.
- О чем?! Обо всем! Или ты думаешь, я тебе лучшие годы жизни отдала, а теперь меня можно пинком под зад?
- Это… – Саша повел рукой, – ты называешь жизнью?.. Нет, Лариса, это не жизнь, а … помойка какая-то… с одной ложью. Сама знаешь, я тебя не люблю, и ты меня никогда не любила.
- Ты! Сволочь!.. – возмущенно выдохнула жена, покраснев от не найденных, но наверняка злых, слов. – Ты!..
- А что я? – он резко развернулся к ней, и она замолчала – такими пустыми, чужими и страшными  были сейчас его глаза. – Я хочу нормальную семью, хочу, чтобы меня встречали с улыбкой, а не матом, хочу, чтобы ждали, детей, в конец-концов, хочу!!
- А как же я? – вдруг непривычно тихо спросила она, вспомнив свою убогую маленькую, нет, крохотную однокомнатную квартиру, где после последних жильцов, которых она втайне от мужа пустила на год пожить, остался полный развал.
- Не знаю!.. У тебя есть свое жилье! Не на улицу пойдешь.
- Но… там ремонт надо делать…
- Денег на ремонт я тебе дам… и на новую мебель… некоторую.
- А вот никуда я отсюда не тронусь! – в ее голове появились привычные ржавые нотки.
- Перестань этот спектакль! – Саша поставил пустую чашку на стол.
- Спектакль?! – Лариса схватила чашку и с силой разбила ее о мраморный пол.

Он молча прошел по осколкам, захрустевшим под его ногами, как раковины слизняков,  сел на диван в комнате. Она влетела следом за ним.
- Сядь, – вдруг тихо сказал он и похлопал по дивану ладонью.
- Саш… - она резко остановилась, как-то сникла, словно мгновенно увяв, почти неслышно опустилась рядом.
- Лариса, семьи у нас никогда не было… и не будет. Давай расстанемся по-хорошему… Завтра воскресенье, я помогу тебе собрать вещи, оплачу такси… и дам денег на ремонт и мебель… кое-какую. В противном случае, не получишь ничего.

И от того, что он сказал это все спокойно, тихо, как давно решенное, она поняла – вместе они больше жить не будут.
- С паршивой овцы хоть шерсти клок! – злобно прошипела она.
- Вот и договорились.
- Саш, может… попрощаемся? – Лариса кивнула в сторону спальни. – Не хочешь?
- Не хочу. Я давно тебя не хочу, разве ты не заметила?
- Точно, бабу завел! – в ярости вскочила она и, шмыгнув носом, ушла в спальню.

А он с наслаждением вытянулся на диване, и ощущение детской ладошки в его руке согрело сердце. Он вспомнил, как они с Владиком кормили уток на пруду, как бегали по дорожкам в парке… и глаза Алисы – сияющие, добрые, лучистые – тоже вспомнил. Так и уснул с блаженной улыбкой на лице, не слыша, как тяжело вздыхает в соседней комнате Лариса.

Утром он проснулся первым, с удовольствием проглотил яичницу, которую сделал сам, выпил кофе с капелькой корицы и тертым шоколадом.
- Саша, – жена стояла на пороге кухни в распахнутом халате, надетом на голое тело, – может, мы попробуем начать все с начала?

Он отвернулся, передернув плечами. Сама мысль о близости с ней вызывала только чувство брезгливости, и она, поняв это, запахнула с ядерной усмешкой халат, развела растворимой бурды под названием "кофе", почти залпом выпила, поеживаясь от гадостного ощущения во рту, а потом молча складывала свои вещи в чемоданы и сумки.
- Чего вылупился? – привычно заорала она. – Деньги давай!

Он молча достал из портмоне банковскую карту:
- Держи!
- Что это ты мне суешь?
- Здесь пятьсот тысяч, на ремонт и мебель вполне хватит.
- Козел! А пин-код?
- А пин-код я тебе назову, когда мы напишем заявление о разводе.
- Идиот, такси вызывай!

Он помог отнести вещи вниз, и, глядя на отъезжающую машину с желтыми цифрами на красных бортах, ощутил вдруг странную легкость, словно к нему привязали тысячу разноцветных воздушных шариков, улыбнулся, влетая в подъезд. Затем долго прибирался в квартире, складывая разбросанные Ларисой вещи так, как хотелось ему, а не ей, выбросил из ванной забытый женой тюбик губной помады в мусорное ведро, постелил на кровати чистое белье, старое положил в пакет для помойки. Подушки Лариса забрала. Не беда! Сейчас сходит в магазин, купит новые, да и пледа на кровати тоже не оказалось, и полотенец – она забрала все, что только смогла.

Саша набрал номер Алисы. Та отозвалась не сразу.
- Саша? Привет! А я на кухне была, не услышала звонка.
- Алиса, тут такое дело… Скажи, пожалуйста, а где у нас здесь можно купить… ну белье постельное, подушки и… так, по мелочам?
- Совсем близко ничего нет. Надо в «Максидом» ехать.
- Ты извини за дурацкую просьбу… но… не поможешь?
- Господи, Саш, ты меня пугаешь! Что случилось?
- Я… с женой расстался… Она уехала и все, что могла, забрала, включая одеяла и подушки.
- Помогу, конечно, только я с Владиком будут.
- Конечно, с Владиком, а как же еще? – удивился он. – Через сколько встретимся?
- Давай через полчаса… возле твоего подъезда.
- Все, договорились!

Когда Алиса увидела его, сияющего, выходящего из подъезда, почему-то обрадовалась.
- Привет, Алиса! Привет, Владик! - Саша призывно помахал ладонью, боясь, что грудная клетка взорвется от обилия свежего воздуха.
- Здравствуйте, дядя Саша! – Владик кинулся к нему, схватил за руку.
- Алиса, спасибо, что согласилась помочь.
- Да ладно, чего там! Пойдемте на остановку.
- Зачем на остановку? Вон у меня машина стоит, – и он указал на серебристый «Ниссан».

Владик восторженно устраивался на заднем сидении и потом всю дорогу смотрел в окно. Обычно в магазинах он начинал быстро капризничать, но сейчас терпеливо ходил со взрослыми. Подумаешь – немножко потерпеть! Зато обратно снова на машине! Он даже помог засунуть в багажник какие-то свертки, замечая, как переглядывается мама с дядей Сашей. Но почему-то эти торопливые взгляды, теплые и какие-то... сахарные что ли... его абсолютно не тревожили. Он словно чувствовал мамину радость, и для него это было самое приятное впечатление... после поездки на машине, конечно.

Потом они отнесли пакет в квартиру Саши, и Владик настороженно осматривался, словно котенок в новом доме, и долго не хотел уходить. Но мама была непреклонна, пришлось прекратить вздохи.
- Дядя Саша, – уже стоя в дверях, вдруг спросил Владик. – А где ваша жена?
- Нету, – развел руками тот.
- Дело житейское, – Владик пожал протянутую Сашину руку.
- Я тоже так думаю, – Саша улыбнулся, и Алиса почему-то вдруг смутилась, заторопилась.

А потом он долго раскладывал вещи, полюбовался новым пледом, который выбрала Алиса, даже погладил его мягкий ворс, чувствуя, как ласкает он ладони.

Впервые за последнее время спал, как убитый, утром поднялся легко, с удовольствием выпил кофе, потянулся и побежал на остановку автобуса в надежде, что успеет, и они с Алисой и Таирой поедут вместе. Но те, видимо, уехали раньше. Все дорогу он улыбался, чувствуя себя так… необычно! На входе в бизнес-центр увидел подруг – те привычно курили.
- Привет, девчонки! – обнял обеих за плечи, широко улыбнулся.
- Привет, начальник! – Таира смотрела на него удивленно. – Чего это ты сияешь с утра?
- Так… Я теперь свободный человек!
- Неужто пилу свою выгнал?
- Ну почему выгнал?... просто расстались. Вот и все!
- Нет, ты правда, Саш? – Таира округлила глаза.
- Правда… подумал – а чего я жду? Когда жизнь пройдет? – он погрустнел. – Нет, не хочу больше ждать! Жить хочу по-настоящему, всерьез… и сейчас! У вас с Алисой, вон, мальчишки какие чудесные!
- Да, ладно, ты – мужик молодой, и у тебя все будет. Верно, Алиса? – Таира подтолкнула плечом подругу, почему-то смущенно молчавшую.
- Верно, – тихо сказала она, отвернула лицо. – Нам пора, опоздаем.
- Да, девчонки, пошли! – и Саша, смеясь, потащил их в здание. – Мне надо сегодня многое успеть до обеда.
- А чего это такая спешка? – с интересом посмотрела на него Таира.
- Да мы с женой в ЗАГС идем… заявление на развод подавать…
- И что она у тебя так, без боя, согласилась?
- Не просто, и бой был… чашек… Но у нее все-таки оказалось достаточно здравого смысла… чтобы согласится на мое предложение.
- Вот как? – Таира улыбнулась. – Никогда бы не подумала, что ты можешь быть таким…
- Каким?
- Не знаю! – и они втроем рассмеялись.
- Ну а ты когда в суд пойдешь? – повернулась к Алисе подруга.
- Да я еще не все документы подготовила… К нотариусу вот надо…
- Алиса, нотариус сидит на первом этаже.
- Я знаю, сегодня схожу… Да и еще кое-что надо, – она почему-то стеснялась Саши. – Таира, давай потом об этом поговорим.
- А! – подруга, наконец, сообразила. – Ну ладно, потом, так потом.

Не глядя на Сашу, Алиса направилась к себе, торопливо достала из сумки документы, сделала ксерокопии, сложила все в папку и, дождавшись десяти часов, спустилась к нотариусу, осторожно постучала в тяжелую металлическую дверь:
- Петр Иванович, можно?
- Заходите, Алиса, у меня есть немного времени.
- Да мне только документы заверить.
- Давайте… так, а паспорт ваш?
- Там, в папочке.
- Нашел. Подождите секунду, я сверю документы… так, вот здесь в журнале распишитесь. Денюшки принесли?
- Конечно!
- Славненько… ну вот, Алиса, ваши документики, можете их забирать.
- Спасибо, Петр Иванович!
- Приходите еще.

Она, опустив голову, подошла к лифту, нажала кнопку вызова. В своем кабинете разложила заверенные нотариусом документы, долго смотрела на них, потом тряхнула головой, собрала все бумаги и убрала в сумку. Остались только справки из жилконторы.
- Алиса, ты где пропадала? – на пороге стояла Таира. – Я тебе обзвонилась!
- К нотариусу ходила.
- А! Угощай кофе! Слушай, ты так и не рассказала – тебе Дашкевич звонил?
- Кто? Дашкевич? Звонил… Вчера днем.
- Ну? – Таира нетерпеливо облокотилась о стол.
- В общем, заманчиво, конечно.
- Что заманчиво-то?
- Он предложил мне должность заместителя генерального директора по развитию.
- Ух ты! – Таира замерла, восхищенно глядя на подругу. – А по деньгам?
- Здесь нам это даже не снилось! Оклад в три раза больше плюс премии.
- Ну ни фига себе!
- Вот и я о том же. И без испытательного срока.
- Да какой испытательный срок, ты с ним столько лет работала!
- Он то же самое сказал…  И еще… но это между нами пока… тебе он тоже скоро позвонит…
- Да ты что?! – шепотом воскликнула Таира.
- В общем, он хочет несколько человек перетащить к себе, все-таки, если честно, мы – его команда.
- Подожди… а… Саша?
- И его тоже.
- Правда?! Слушай, здорово! Нет, правда, здорово!
- Ну вот, все, что знала, рассказала.
- Классно! Черт, меня даже заколбасило!.. Подожди, а ты уже дала согласие?
- Конечно! Но заявление здесь я напишу после того, как Малинин мне премию выплатит. Ты же его знаешь!
- Да уж! Кстати, Ролик с Сашей уже уехали в банк, так что после обеда кредитные деньги будут у нас на счете, и ты получишь свою премию.
- Хотелось бы верить!
- В суд-то когда пойдешь?
- Да вот в жилконторе справки возьму сегодня вечером, так что, наверно… завтра.
- Ты давай не тяни, ждать у моря погоды нечего, погоду надо самой делать!
- Сама понимаю… Знаешь, все как во сне… Если б раньше знать!
- Ага, сказала! Если бы да кабы, да росли бы во рту грибы, да был бы это не рот, а огород! Хочешь, я в суд с тобой поеду?
- Да ну, что я маленькая девочка что ли?
- Тоже верно….. Ладно, я пошла работать… Подожди… так ты сегодня раньше уйдешь?
- Ну да, мне же в жилконтролу надо успеть.
- И то верно! Тебе ж ни у кого отпрашиваться не надо, сказала, что в банк – и гуляй.
- Думаю, что сразу после обеда свалю. Там же, как всегда, очереди.
- Да уж, у нас как что, так очереди. Ладно, в обед заскочу.

И Таира убежала. Алиса полистала бумаги, подправила данные в таблице, распечатала, долго сверяла цифры, пока не стали слезиться от напряжения глаза. Еще раз проверила документы для суда, аккуратно застегнула «молнию» на сумке, так и сидела с ней не коленях, пока Таира не позвала обедать.
- Чего киснешь-то? – доедая салат, спросила та у Алисы в кафе.
- Да вот… о жизни думаю… Слушай, а если Степан в суд не придет?
- А куда он денется? Хотя… он может… Ну перенесут заседание на другой день… Да, не очень хорошо, конечно, но я не думаю, что он такой козел. Точно, к кому-то жить пошел, вот та-то и поторопит его. А вообще, все на усмотрении судьи.



Всю дорогу до жилконторы в голове Алисы назойливо билось: «Мать-одиночка…» И дело не в штампе в паспорте. Сколько женщин находятся в официальном браке, а живут… выживают сами по себе? Разве последнее время в ее жизни было не так же? Бессонные ночи у постели больного ребенка, когда папашка кутил в кабаке, одинокая кровать при живом-то муже… и много чего еще. «Просто тебе страшно! – сказало сердце. – Страшно, что в твоем паспорте появится еще один безликий штамп, который подтвердит, что ты теперь одна!.. Но ты не одна, у тебя есть сынишка, которому ты нужна!» Алиса заново прокручивала короткие, слишком короткие минуты счастливой жизни со Степаном, но они всплывали редкими маленькими серебряными рыбками среди непроглядной стремнины реки. «Даже вспомнить-то нечего! – подумала расстроено. – Столько лет совместной жизни, а вспомнить нечего!»

Вот последняя бумажка легла в папку документов для суда, и Алиса, тяжело вздохнув, пошла в сторону дома. В сумочке зазвонил телефон, нехотя глянула, но тут же оживилась – Саша Стриженов.
- Да? – спросила, не успев спрятать удивление.
- Алиса, привет. Слушай… ты только не отказывай сразу… пойдем кофе выпьем?
- Куда? Чего выпьем?
- Кофе… в кафе… Вон, справа от тебя. Видишь?

Она повернула голову – действительно, кафе.
- А ты где?
- Сзади, – он стоял за ее спиной, смеющийся и смущенный.
- А как… – Алиса развела руками, забыв отключить телефон.
- Так получилось… – он покраснел. – Да ждал я тебя! Ты же говорила, что в жилконтору поедешь после обеда.
- Да? Ну ладно, давай зайдем, если ненадолго.

Он прижал одну руку к груди, вторую вытянул в направлении двери кафе.
- Ну что, все в порядке? – Саша смотрел на нее поверх чашки кофе.
- Ты о чем? – она отвела взгляд.
- О документах.
- Да, все в порядке, завтра поеду в суд… с утра… А у тебя как?
- Да нормально, написали заявление о разводе… Знаешь, как-то странно – она приехала, а в сердце пусто, будто столько лет и не были женаты. Вот пока ждал ее, подумал, а ведь даже вспомнить нечего.
- Действительно, странно… Я тоже об этом думала.
- Алис, у тебя есть чудесный мальчишка.
- Ну да…
- Перестань грустить! Тебе хоть есть, с кем поговорить вечером… Ты извини, что-то я слегка расклеился. Отвык уже, что кто-то может вот так, с улыбкой, слушать бред, который я несу.
- Это не бред… это… просто боль.
- Наверно… Спасибо тебе! – он взял ее руку, поцеловал, и она смутилась. – Ну что, пойдем домой?
- Пошли, Владик заждался уже.

Он помог ей надеть пальто, чуть прижав к себе за плечи, она вдруг замерла, затаив дыхание, но он уже отпустил ее. По улице шли неторопливо, всю дорогу о чем-то разговаривая, иногда - торопливо, словно боясь замолчать хоть на секунду, то и дело касались друг друга руками. Возле подъезда Таиры Саша вдруг привлек ее к себе и робко поцеловал в щеку, махнул рукой и, резко развернувшись, ушел. Она влетела в подъезд, дотронулась пальцами до щеки, где прикоснулись его губы, и с улыбкой вошла в лифт.

А вечером Алиса позвонила маме, сначала долго расспрашивала о здоровье, делах, потом тихо сказала:
- Мам… Я подаю на развод со Степаном.
- Что ты делаешь? – мама явно опешила. – Я не поняла.
- Я подаю на развод… Завтра утром везу документы в суд.
- Слава богу! – вдруг облегченно выдохнула та. – Ну наконец-то! Это, конечно, плохо, так говорить, но я рада, что ты  решилась на этот шаг.

Ее голос изменился, стал непривычно мягким, пропали резкие нотки, издевка, что-то появилось в нем новое, теплота что ли.
- Только мне почему-то страшно, – честно сказала Алиса.
- Доченька, жизнь менять всегда страшно. Уж поверь мне. Ничего! Все будет хорошо, справимся!
- Мне очень хочется верить в это, – тихо сказала Алиса. – Мам…
- Что, моя хорошая?
- Я люблю тебя, мамочка!
- Я тоже люблю тебя, моя девочка, – и в ее голосе Алиса услышала слезы.

Она потом еще долго сидела на кухне, бездумно глядя в телевизор, тихонько заглянула в комнату сына. Владик, посапывая, крепко спал, обнимая любимого львенка. Она погладила сына, львенка положила рядом с ним на подушку. «Господи, как хорошо, что у меня есть этот маленький светлый человечек!» – подумала с нежностью и осторожно прикрыла за собой дверь.

Утром, сбегая по лестнице, Алиса заглянула в почтовый ящик, бросила рекламу в картонную коробку, стоявшую под ящиками, с удивлением покрутила  в руках конверт, на котором было написано синем фломастером: «Для Корнеевой», сунула в сумку и вылетела на улицу.
- Алиса! – Таира с Максимом ждали их возле своего подъезда.
- Тетя Алиса, Владик, привет! – Максим пританцовывал в нетерпении.
- Здравствуй, мой хороший.

Подождав, пока мальчишки скроются за дверью школы, подруги торопливо побежали на остановку автобуса.
- Ты маме-то звонила? – спросила Таира, когда они удобно устроились на сидениях маршрутки.
- Звонила… вчера.
- Ну и как?
- Она обрадовалась. Знаешь, даже голос вдруг другим стал.
- Само собой, ей Степан никогда не нравился. Ну что, сегодня в суд пойдешь?
- Да вот, ты на метро, я в… суд.
- Ладно, не переживай, ничего страшного в этом нет, сама увидишь.

Оказалось, что подавать заявление в суд, действительно, совсем не страшно. Никто тебя не разглядывает, не шушукается за спиной, вот, мол, еще одна прибежала. Пожилая женщина взяла ее документы, поставила входящий номер и дату на одном экземпляре, вернула его Алисе вместе с какой-то бумажкой:
- Это памятка, там есть номер телефона, позвоните дней через… ну теперь уж после майских праздников, вам все скажут.
- Спасибо… Я могу идти?
- Да.
- До свидания.
- Всего доброго!

Никто не смотрел на нее с осуждением, не посмеивался, не отводил презрительно глаз. Алиса выскочила через пищащий турникет на улицу и прижала руки к груди. Но нет, мир не обрушился, наоборот, ярко светило солнце, небо было ясным, безоблачным. Только сердце гулко стучало в груди, и во рту от волнения пересохло. Вдруг захотелось вдохнуть воздух полной грудью, так, чтобы задохнуться от его навязчивой и сладкой спелости. Воровато оглядевшись, Алиса зажмурилась и сделала глубокий вдох.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии