Прогулки по Штуттгарту. Физики и лирики 1

Направляясь от вокзала U 5, U6, U7, U12 или U15 до Шарлоттенплатц, пересаживаясь на U2 направление Neugereut, чтобы через 11 минут выйти на остановке Kursaal, мы не станем пугать других пассажиров во весь голос, распевая песню «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...», хотя она очень подходит к первой части этого путешествия.

Пройдём к перекрёстку. Здесь на Taubenheimstr. 13 ежедневно кроме понедельника и праздничных дней с 10 до16 часов открыт маленький музей.
Мы с Вами люди интеллигентные, не станем смущать смотрителя и других посетителей разговорами на непонятном им языке, всё, что хочу рассказать, я расскажу Вам возле этого дома.

Преодолеть пространство и простор

В 1882 году в городок Канштатт, который в конце девятнадцатого века отделяло от разросшегося города Штуттгарта административное деление, приехали странные люди.
Они купили дом на Таубенхаймштрассе, пристроили к нему крытую веранду.
В этой пристройке заполночь горел свет, и оттуда постоянно доносился частый стук и гул, раздражающий всех собак в округе. Они были неразговорчивы, и даже прислуга понятия не имела о том, что они мастерят. А ещё они литрами покупали в аптеке бензин, которым все нормальные люди чистят одежду, и ста граммов на год хватает.
Решив, что новые соседи фальшивомонетчики, кто-то сообщил в полицию, но обыск в отсутствие хозяев ничего не дал, ни пуансонов для изготовления минет, ни печатного станка, ни поддельных купюр, только горы непонятного железа.
Канштатт стал привыкать к шуму, на время успокоился, но в тот ноябрьский день 1885 года в городке был большой переполох!
Вездесущие мальчишки вслед за двумя поселковыми чудаками, везущими невиданный аппарат, побежали к Некару.
Взрослые, ещё делая вид, что их это не касается, настороженно поглядывали из окон своих домов и лавок:
От этих странных соседей можно ожидать чего угодно...

Младший – Вилли оседлал диковинную машину, старший – господин Даймлер, посмотрев на часы, махнул рукой, и удившие рыбу на берегу, с перепуга попадали в воду.
Отчаянно треща и, простите, воняя, эта непонятная штука неслась вдоль реки, и даже слившийся с машиной Вильгельм Майер ещё, наверное, не знал, что он войдёт в историю человечества как первый мотоциклист.
Молодёжь орала от восторга, по лицу Вильгельма от волнения струился пот, кажется смешанный со слезами счастья, старики крестились, и какая-то нервная девица даже лишилась чувств.
А чуть в стороне от толпы, жаждущей прикоснуться к невиданному чудовищу на колёсах, стоял Готтлиб Даймлер, и глупая, восторженная улыбка, которая бывает на лице у папаши, впервые взявшего на руки своего первенца, уже сменилась сосредоточенным выражением, потому что за три года они сконструировали свой первый компактный двигатель, потом второй большого размера названный (Дедушкины часы) и карбюратор, а только что испытали первый в мире мотоцикл («Reitwagen»), установив небольшой двигатель на деревянную раму с деревянными колесами.
Майбах проехал на нем 3 км вдоль реки Некар, развив скорость 12 километров в час, и завтра нужно будет купить карету, и попробовать...


Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler, 1834-1900) немецкий инженер, конструктор и промышленник родился в семье пекаря из городка Шорндорф неподалеку от Штуттгарта.
Окончив школу в 1847 году, десять лет работал подмастерьем оружейника, в 1857 году поступил в Штуттгартский политехнический институт.
Получив диплом, много ездил по Европе, работал в разных странах и в городах Германии.

С 1863 по 1869 год Даймлер занимал  должность главного инженера машиностроительного завода «Брудерхауз» в Ройтлингене, и поскольку завод был благотворительным заведением, в его служебные обязанности входило шефство над приютом, в котором воспитывались, и обучались профессии сироты.
Здесь уже тринадцать лет жил девятнадцатилетний Аугуст Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach; 1846-1929) осиротевший в 11 лет воспитанник приюта, получивший профессию чертёжника и конструктора.

Майбаха определили в помощники к Даймлеру, и, несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, разное образование и социальное положение на момент встречи, они стали друзьями и деловыми партнерами на всю оставшуюся жизнь.
Получив в 1869 году работу в Машиностроительной компании города Карсруэ, Даймлер пригласил Майбаха.
Через десять лет, когда они уже занимали должности Даймлер – одного из технических директоров, Майбах – главного конструктора завода по производству двигателей внутреннего сгорания в Кельне, оба одновременно уволились с работы, и приехали в Канштатт.

В ноябре 1885 года, как Вы уже знаете, они испытали мотоцикл.
А всего через четыре месяца, 8 марта 1886 года Даймлер и Майбах привезли по улице Киссенжэер к дому карету, с двигателем мощностью 1.5 л.с. и ременной передачей к колесам, сказав соседям, что это подарок госпоже Даймлер на день рождения.
Это был не первый самодвижущийся экипаж, с создателем первого который к тому времени уже оформил патент, на трёхколёсную карету, мы познакомимся несколько позже, но эта была первая четырехколесная повозка с мотором, развивающим скорость 16 км/ч.
В том же году были испытаны лодка и в1888 году воздушный шар с двигателем, на котором Даймлер пролетел над Seelberg.

Изготовленный после нескольких неудачных попыток Даймлером и Майбахом в 1889 году, и представленный в октябре того же года на парижской выставке образец напоминал скорее карету без лошади, но при этом, несомненно, являлся прототипом современного автомобиля.
Объём продаж двигателей, в основном лодочных моторов «Некар» увеличился, и поскольку мэр не одобрял мастерскую, Даймлер купил другой участок на Seelberg холме на 67 километре  Людвигсбургской дороги, и 1890 году зарегистрировал компанию (Daimler Motoren Gesellschaft) по производству небольших, мощных двигателей. Он выбрал в качестве эмблемы трилистник, придав символу удачи новое значение: для использования на земле, в небесах и на море.

В ноябре того же года из-за финансовых трудностей, компания была преобразована в акционерное общество. Истории назвали этот шаг «сделка с дьяволом», так как новые акционеры стали требовать отказаться от идеи создания автомобиля и полностью переключиться на разработку новых двигателей.
Первой жертвой разногласий стал Вильгельм Майбах.
Уволенный по решению совета акционеров в феврале 1891 года конструктор, одно время работал дома, а в1892 году, наняв 12 рабочих и 5 учеников, приспособил под мастерскую танцевальный зал и зимний сад закрывшейся гостиницы «Герман».
В том же году был продан первый автомобиль, а в следующем 1893 году к Майбаху  присоединился Даймлер, которого акционеры вынудили продать свой пакет акций и уйти в отставку.

Неизвестно чем бы окончилось противостояние между создателями и акционерами Daimler Motoren Gesellschaft, но в1894 году, когда у компании снова возникли финансовые трудности, появился британский предприниматель Фридрих Ричард Симмс, пообещавший закупить 350000 двигателей Феникс, третьей модели, созданной Даймлером и Майбахом, с условием, что изобретателей возвратят в правление.
Мистер Симмс был почти дружен с конструкторами, но требовал, чтобы они снова заняли места руководителя и главного инженера компании, руководствовался отнюдь не принципами альтруизма.
Несогласованность между создателями двигателя и техническим отделом компании задержали бы исполнение заказа.

Шестидесятилетний Даймлером и сорокавосьмилетний Майбахом приступили к работе, и в следующем году получили очень интересный заказ.
Прочтя в журнале «Летящие листки» рекламу двигателя, в 1886 году в Канштатт познакомиться и ознакомиться, приезжает австрийский дипломат и бизнесмен.

Эмиль Еллинек (Emil Jellinek 1853-1918) родился в Лейпциге в семье еврейского учёного богослова Адольфа (Аарона) Еллинека. Вскоре отец получил должность раввина, и семья переехала в Вену, где мальчики получили светское образование.
Братья, видимо хорошо учились, стали известным лингвистом и преподавателем права, а Эмиль был изгнан из нескольких учебных заведений, в 17 лет начал играть на бегах, был пристроен папой на железную дорогу, но через год уволен за то, что по ночам устраивал гонки на паровозах.
Отец снова задействовал свои связи и непутёвый сын, позор семьи уехал в дипломатическую миссию в Африку.
Хорошее было время! Двоечник игрок без высшего образования остепенился, женился, стал предпринимателем, но интерес к гонкам, склонность к афёрам не угасли.

В октябре того же 1886 года стороны подписали договор и, определив технические требования к двигателю внутреннего сгорания, Еллинек стал наезжать в Канштатт как будто специально для того, чтобы вывести из равновесия Даймлера и всех работников компании. 
Единственный, кто не реагировал на ехидные замечания: Ваш автомобиль кокон, а я хочу бабочку! Ваши инженеры должны быть заперты в сумасшедшем доме! – был Вильгельм Майбах.
Использовав при разработке свои изобретения: охладитель и коробку передач, он при участии  Даймлера, создавал  гоночный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. и двумя карбюраторами.

В марте 1899 года Эмиль Еллинек, заявил своё участие в становящихся уже традиционным авторалли на Французской Ривьере под псевдонимом Мерседес. Он считал это слово, означающее по-испански «подарок» своим талисманом, автомобилю Даймлер одержавшему победу и родившейся в сентябре того же года дочери, названной Адриана Мануэла Рамона (Adriana Manuela Ramona1889 - 1929) кличку Мерседес приклеил.
Поскольку в тот период не было лучшей рекламы для автомобиля, чем победа в ралли, несколько раз, приведя «Daimler» к победе под псевдонимом Мерседес, он не оставил Daimler Motoren Gesellschaft другого выхода.
В 1902 название «Mercedes» было зарегистрировано как официальный товарный знак.

В 1904 году Майбах разработал первый 6-цилиндровый мотор мощностью 70 лошадиных сил, в 1906 году сконструировал гоночный мотор мощностью 120 лошадиных сил с подвесными вентилями впуска и выпуска, верхним распределительным валом и системой двойного зажигания.
Так и хочется вспомнить Пушкина: «Чего же боле!?!» Прекрасный результат для того времени, но друга Готтлиба Даймлера уже не было, и в1907 году Вильгельм Майбах ушёл из компании, в 1909 году вместе со своим сыном Карлом основывал фирму Maybach-Motorenbau GmbH (ООО «Моторостроение Майбаха») в Биссингене-на-Энце, которая производила моторы «Цеппелин» и впоследствии автомобили класса «люкс» в Фридрихсхафене.

28 июня 1926 года компания Daimler Motoren Gesellschaft объединилась с компанией «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik» (Рейнская фабрика газовых двигателей), образовав, компанию Daimler-Benz AG, на логотипе которой трехконечную звезду Даймлера окружила лавровая веточка с эмблемы Бенца.

Старший сын Готтлиба Даймлера - Пауль (Paul Daimler, 1869-1945), окончив Технический университет Штуттгарта, с 1897 года работал в Даймлер Моторен Гезельшафт конструктором, руководителем австрийского отделения, в 1907- 1922 годах - шеф конструктор и член правления компании.
Занимался разработкой турбо компрессоров для авиационных двигателей.

Покинув в1922 году компанию, был шефом конструктором берлинской фирмы «Аргус Моторен Гезельшафт».
В 1923 году начал разработку мотора для автомобиля Хорх.
В декабре 1926 года на Берлинской автомобильной выставке дебютировал  Хорх – 303, разработанный  Паулем  Даймлером, первый серийный немецкий автомобиль с восьми цилиндровым двигателем, который стал основой всех рядных двигателей Хорх в последующие шесть лет.

Старший сын Вильгельма Майбаха - Карл (Karl Maybach 1879-1960) получив диплом в области машиностроения, с 1904 по 1906 работал с отцов в Канштатте. Проходил практику в парижском конструкторском бюро.
После смерти отца, в 1930 году создал совершенно новый самый роскошный автомобиль того времени Maybach DS7 Zeppelin.
Одинаковых автомобилей этой модели не было, так как при создании учитывались пожелания заказчика.
В 1931 году начал выпускать Maybach DS8 Zeppelin. Эксклюзивная модель Maybach W6 и модель Maybach DSH, которая по сравнению с предшественниками была дешевле выпускались с 1930 по 1937 года.
Последние автомобили марки Maybach – SW35, SW38 и SW42 выпускались в период с 1935 по
1941 год.
В 1961 году права на марку Maybach приобрела компания Daimler-Benz, и в 90-е годы решила возродить забытую марку.
В 2002 году появляются новый автомобиль.

Во времена Второй мировой войны компания Даймлер-Бенц и ООО Майбах выпускали военную технику для гитлеровской армии, только талантливые изобретатели Готтлиб Вильгельм Даймлер и Вильгельм Майбах к этому никакого отношения не имеют.
Они встретились, в 1863 году, 38 лет бок об бок создавали свой автомобиль и упокоились совсем недалеко, всего квартал от дома-музея, на кладбище Uff-Kirchhof городка Канштатт, в котором прошли лучшие годы их, однообразной, наполненной разочарованиями и взлётами творческой мысли, жизни...


В августе 2007, название основной компании сменилось на Daimler AG, а годом раньше 19 мая  2006 году в Бад Канштатте в районе Унтертюркхайм открыт новый музей «Мир Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz Welt).
И если Вы ещё не устали, мы поедем туда от вокзала автобусом № 42 направление Schlossplatz до остановки Ostendplatz пересядем на автобус №56 до остановки Mercedes-Benz Welt Pos. 2

В новом музее экспозиция размещена максимально удобно для осмотра. Один раз, поднявшись лифтом на верхний этаж, посетители спускаются по пологому винтообразному пандусу, рассматривая размещённые на 16,5 тыс. кв. м. выставочного пространства более 160 экспонатов - вся история компании Mercedes-Benz.
Смотрите! На всех экспонирующихся фотографиях уже знакомые нам лица:

Готтлиб Вильгельм Даймлер Вильгельм Майбах.
Макет их первого двигателя, первого мотоцикла и первого автомобиля

Карл Бенц (Karl Friedrich Michael Benz,1844-1929), который родился Карлсруэ, никогда не жил и не работал в Штуттгарте, но благодаря и его вкладу столица Вюртемберга стала столицей европейского автомобилестроения.
За шесть лет, он получил патенты на разработанные им: двухтактный бензиновый двигатель, узлы и системы автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор охлаждения, и трёхколёсный автомобиль «Motorwagen».

Эмиль Еллинек в 1903 году, сменивший прежнюю фамилию на Еллинек-Мерседес.
Он за несколько лет развернул торговлю двигателями Феникс и автомобилями «Даймлер» в Европе и в Соединённых Штатах, а, узнав об уходе Майбаха, прекратил коммерческую деятельность, расторг договор с Daimler Motoren Gesellschaft, переехал в Ниццу, где был генеральным консулом Австро-Венгрии, и портрет девочки, которую папа называл Мерседес.
Она родилась через полгода после первой победы автомобиля, заявленного под псевдонимом «Мерседес», но легенда есть легенда...

Всё! Больше рассказывать не стану. Вы сами всё увидите...


Рецензии
Автомобильная тема - вроде бы мужская, но Вы изложили её с таким знанием всех подробностей, будто являетесь историком автостроения. Вами проделана большая и кропотливая работа по сбору материала, что не каждый осилит. Поздравляю.
С уважением
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   06.12.2013 14:31     Заявить о нарушении