Война

               
Ученики начальной школы в станице Мальчевская встретили меня с любопытством. Дедушка до пенсии зарабатывал по тем временам большие деньги, поэтому одет я, намного лучше окружающих. Встречают по одёжке, гласит русская пословица, да и по уму никому особо не уступал. Слово начитанный ко мне не подходило скорее наслушанный, так как книжки мне читала бабушка. Я уже довольно хорошо читал сам, но слушать выразительное чтение куда приятнее. Быстро обрёл новых друзей и товарищей. Особое место в тесном кругу занимал Паша Кибалов, у него в избытке то, чего мне недоставало – смелость и сила, за его широкой спиной я мог, не раздумывая перегнуть палку в любой ситуации.
Сегодня дети хотят иметь крутой видеоплеер, а в те годы в моду вошло радио и мне захотелось иметь своё радио, но дедушка, вздохнув, сказал, что радио стоит дорого, придётся копить, и купил мне копилку в виде большого кота. Проблему накопления я решил быстро, по возвращению бабушки с рынка я конфисковал у неё, да и у дедушки всю мелочь в фонд семейного радио. Не прошло и недели, как копилка была полна. Хитрец посчитал монеты и сообщил: «На радио хватит. Пошли в магазин». Я забыл  рассказать, что дедушка прекрасно пел под гитару.
- Дедушка, купим радио, и ты споёшь мне «Ревела буря, дождь шумел…»?
- Видишь ли, Лёсик, чтобы хорошо спеть, нужно хорошо выпить, а у нас денег в обрез. Так что выбирай или я покупаю чекушку и пою твою любимую песню или мы покупаем радио.
Выбор был трудный, но к удовольствию дедушки я выбрал песню. Он собрал по карманам всю наличность, и неожиданно нам хватило на то и другое. Большой чёрный репродуктор «Рекорд» заиграл и заговорил, но ненадолго, регулятор громкости я сломал в тот, же день.
В первых числах июня 1941 года к нам приехал дядя Серёжа, высокий в длинной серой шинели с тремя треугольниками в петлице, на голове будёновка с ярко-красной звездой. По окончанию радиотехникума призванный в Красную Армию, он был отпущен в отпуск за примерную службу. Они с дедушкой выпили, поговорили о международном положении, как теперь, так и тогда никто лучше народа не знал, как управлять государством в сложившейся ситуации.
После завтрака мы с дядей пошли гулять. На вокзале к нему придрался начальник станции, требуя приобрести перронный билет. Они долго ругались. Историю спора друзья услышали от меня с большим преувеличением, по которому дяде полагалась как минимум медаль. Как бы там не было, не каждому везло иметь такого дядю. Мне очень завидовали.
Вскоре дядя уехал, а через несколько дней началась война. Было одно письмо: «Дорогие, не беспокойтесь, у меня всё хорошо. Целую. Ваш сын Серёжа» и несколько отписок властей: «Пропал без вести». Мне на память остался брючной ремень, сплетённый из суровых ниток зелёного цвета, забытый дядей под кроватью. Позже я сплёл из него сетку для раколовки.
Но это потом, а сегодня я с друзьями строю во дворе дома большой шалаш, главная задача добыть строительный материал проволоку и доски. Вовка решает неразрешимую проблему, разжижая забор соседки тёти Тони. Женщина она скандальная, но покрытый толстым слоем травы каркас надёжно скрывает следы преступления.
- Лёсик, сходи, принеси водички, - просит бабушка.
Воду мы берём из колодца, у меня своё небольшое ведёрко. Я увлечен строительством, мне некогда, и я отказываюсь. Бабушка настаивает. Напрасно, момент трудового воспитания упущен.
– Не принесёшь воду, не получишь деньги на билет в кино.
- Давайте я принесу, - предлагает хитрый Вовка.
- Вот тебе, Вова, я и дам деньги на билет. - К Вовке тут же присоединяются два помощника, - и им дам, а ты лентяй сегодня в кино не пойдёшь.
Остаться без кино – серьёзное наказание, но строительство шалаша важнее, потом всё равно бабушка пошумит-пошумит, да и даст деньги на кино.
Я ошибся, бабушка дала деньги всем кроме меня. Лежу в шалаше обиженный жестокой несправедливостью: отказался-то не из-за лени, а по причине неотложной занятости. Мрачные мысли прервала тётя Тоня, вырывая свою доску из каркаса шалаша жестко связанного проволокой из её же забора. А как она кричала, как угрожала, словами не описать. Угораздило же Вовку взять доску из её забора. Вокруг заборов – бери, не хочу! Нет, дырявый валенок взял у неё! Выход один – бежать, к вечеру мало-помалу как-нибудь утрясётся. И я махнул на пруд. Пруды в станице знатные: Батаревский, Ново-казённый, Старо-казённый. Сколько я в них раков переловил – не счесть.
Вернулся перед вечером, смотрю во дворе полно народу, все что-то громко обсуждают жестикулируя. Нет, такого оборота я не ожидал – столько шума из-за какой-то старой доски! Вот так всегда: кому кино, кому взбучка. Делать нечего иду, низко опустив повинную голову, но никто, даже тётя Тоня, не обращает на меня никакого внимания, словно не видят. Наконец до меня доходит, началась война.
Для нас ребятишек воспитанных на революционных фильмах и маршах война – яркое приключение. Наши всегда побеждали и на этот раз разнесут немцев, как самураев «под напором стали и огня». Тётю Тоню, разорившую шалаш, Вовка окрестил Антониной Гитлеровной, так её все и называли за глаза с этого дня.
Прямо напротив дома, в котором я жил, стояла водонапорная башня с большим круглым резервуаром, сверху отороченным полуметровым барьером. Она не работала и не охранялась, среди мальчишек считалось вершиной храбрости забраться по лестнице на резервуар, перелезть через барьер и, держась за поручни, обойти его с наружной стороны, а это где-то метров 20-25 на высоте метров 10 не меньше. Я тоже пробовал, превозмогая невероятный страх. Испуганные родители, чтобы спасти детей от неминуемой беды наняли сторожа, но сторож только подхлестнул азарт. Кончилось тем, что старик застал одного мальчишку на баке, стал грозить, тот от волнения сорвался и разбился насмерть на моих глазах. С тех пор я боюсь высоты.
К нам приехала тётя Нина, её муж кадровый командир Красной Армии ушёл на фронт, а она эвакуировалась в тыл. Жить в старой квартире стало тесновато, и дедушка снял полдома в другом месте.
Недалеко от нас в своём доме жила вторая сестра моей мамы, тётя Зоя учительница младших классов. Мне приходилось полдня учиться в школе, а вторые полдня сидеть с её годовалым сыном пока она преподавала. Её муж дядя Ваня до войны работал заведующим продовольственным магазином. Человек широкой натуры он угощал друзей разливным вином, добавляя в бочку воду в количестве выпитого вина. Зимой вино замёрзло. На дядю завели уголовное дело, но началась война, виновник ушёл добровольцем на фронт и дело прекратили.
У маленьких денег есть большой недостаток – они быстро кончаются. Начались финансовые трудности, жили за счёт продажи накопленных за жизнь вещей, но главный материальный источник был в руках тёти Зои. Шустрая от природы, она быстро сориентировалась в сложной ситуации и пошла по деревням, гадать на картах, завоевав фантастическую популярность. Свой успех она объясняла просто: «Чтобы не показывали карты, я всем предрекаю хороший исход, даже если пришла «похоронка», я говорю, это ошибка, он скоро вернётся». Ей платили продуктами, которые она делила поровну между нами. Это был обман, но благородный обман, она спасла от голода нашу большую семью.
Валентин, сын хозяина дома, лет на 5-7 старше меня возглавлял нашу компанию. Его отец где-то раздобыл настоящий киноаппарат и киноленту с частью из фильма «Дети капитана Гранта», с моментом, когда мальчика несёт орёл, и еще у меня было несколько плёнок для проектора со сказками. Каждый день мы показывали одно и то же кино одним и тем же зрителям, но число зрителей не уменьшалось, хотя вход был платным. Сегодня мы готовились к очередному сеансу, я сортировал киноленты, а Валентин по поручению родителей сбивал масло. Вдруг вокруг загремели страшные взрывы, дом закачался, как маятник, заходил ходуном, мы не успели даже испугаться.
- Лёсик, иди, скорее, домой, дедушку ранило, - прокричала вбежавшая бабушка.
Дедушка стоял с окровавленной рукой, из которой стекала кровь.
- Скорее налей в таз воды и порви простыню на бинты, - говорил дедушка, морщась от боли.
Растерянная бабушка, причитая бегала по комнате, пока я не нашёл всё необходимое. Руку перевязали, и кровь остановилась. Это была первая настоящая бомбёжка. Правда, за несколько дней до трагедии немцы сбросили с самолета несколько зажигательных бомб, и мы подумали: «Разве это война! Так баловство какое-то».
Меня послали за знакомым фельдшером. Я побежал напрямую через огород. В школьном дворе увидел громадную вонючую воронку, рядом лежали убитый телёнок и девочка ровесница, которой я симпатизировал, а вокруг валялись разбросанные ромашки. Долго пытался, тормоша, разбудить её, пока не понял, что она мертва. Когда мне исполнилось 10 лет, я посвятил ей потрясающее для моего возраста стихотворение:
Золотые косы цвета осень
И глаза алмаза голубей.
Мне тогда едва минуло восемь
Я дарил ей белых голубей.
Дальше шли строки соответствующие возрасту, но эти, если бы не сохранённый бабушкой листок с корявым почерком и массой грамматических ошибок, то сам бы не поверил, что их сочинил я.
На центральной улице Советская бомба попала в магазин, где продавали водку, и была массовая давка. Страшная картина, не хочу описывать увиденное зрелище. Я перенёс тяжелый   психический стресс, часто просыпался по ночам и кричал что-то бессвязное.
Так я впервые узнал, что такое настоящая война.


Рецензии