Воспоминания о чтице. Фрагмент 22

                П Р И В Е Т Л И В Ы Е
                С Т Е Н Ы  М И И Т А




        ...Главное событие, свидетельствующее о ДУХОВНОЙ ЩЕДРОСТИ Риммы Петровны, произошло в ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ нашей дружбы. И я поражаюсь, что этому значительному событию в моей жизни, а также нашему с ней БОЛЕЕ ГЛУБОКОМУ сближению будто бы незримо способствовал наш любимый поэт.
        Случилось это в конце девяносто девятого, когда я, следуя приглашению старшей приятельницы, вышла из метро "Новослободская" и, пройдя старинный центральный квартал -- наперекор холодному зимнему ветру, в свете искрящейся легкой метели -- среди строгих огромных зданий одного из прославленных московских институтов, казавшихся особо торжественными в ореоле мерцающего снега, нашла, наконец, великолепный ДК МИИТ*, в одном из фойе которго проходил вечер, посвященный ЕСЕНИНУ...
        Этот роскошный зал с колоннами и сводами, украшенными рельефами барокко, со стенами, отделанными мрамором глубокого тона "морской волны", с небольшим сценическим возвышением в центре и серкающим роялем на сцене как нельзя более подходил для содержательных литературно-музыкальных вечеров.
        А вечер проводила изящная, представительная дама, располагавшая к себе еще и плавными интонациями мелодичного голоса, которым она владела свободно и уверенно. Глубокое, проникновенное звучание этого голоса свидетельствовало о внутренней УТОНЧЕННОСТИ. Она выразительно повествовала об основных событиях и отдельных мелких подробностях биографии великого поэта.
        После рассказа о каждом конкретном периоде жизни и творчества Есенина она предлагала всем участникам собрания прочесть со сцены стихи этого периода. Многие активно откликались на эти предложения: я услышала не только ПОДГОТОВЛЕННЫЕ выступления, но также и ПРОИЗВОЛЬНЫЕ -- стихи, исполняемые людьми из зала -- людьми различных профессий, которых объединяла ЛЮБОВЬ К ПОЭЗИИ, и в данный момент -- именно к поэзии Есенина. Я почувствовала себя СВОБОДНЕЕ и решила обязательно ВЫСТУПИТЬ на этом вечере.
        ...В первых рядах исполнителей была Римма Петровна, уже известная многим слушателям как ОПЫТНАЯ ЧТИЦА. Она светилась восторгом, когда своим твердым, звучным голосом произносила стихотворения любимого поэта, которых она знала множество. В этой творческой атмосфере нарядного дворцового зала, среди ПОНИМАЮЩИХ ЕЕ ЛЮДЕЙ, она была преисполнена ВДОХНОВЕНИЯ. И она эффектно смотрелась на сцене в своей вязаной кофте серых тонов с легким блеском, украшенной рельефным орнаментом и гармонирующей тем самым с архитектурным декором зала...
        На завершающем этапе вечера, когда слушатели стали расходиться, но оставалась еще примерно половина публики, мне удалось обратить на себя внимание ведущей. Да, я ЖЕЛАЛА ВЫСТУПИТЬ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЕСЕНИНА, и она ПОНЯЛА МЕНЯ ПО ВЗГЛЯДУ, поразив своей проницательностью. Впрочем, я перестала удивляться, узнав, что ведущая -- Лилия Нагаева (ВИОЛА) -- в прошлом МУЗЫКАНТ.
        К этому моменту большая часть известных стихов была уже прочитана, и на мою долю осталось немногое. И все же я успела найти в своем ЛИЧНОМ РЕПЕРТУАРЕ несколько ярких, пронзительных стихотворений, еще не прозвучавших здесь. Когда я, волнуясь, встала перед слушателями, то предложила им на выбор: прочесть исполненное глубокой тоски и трагизма произведение "Этой грусти теперь не рассыпать..." или одно из трех стихотворений, посвященных сестре поэта. Моему настроению было созвучно ПЕРВОЕ из названных мною, но сидевшая вблизи Римма Петровна попросила исполнить свое любимое: "Я красивых таких не видел"... Я с удовольствием отозвалась на ее просьбу, постаравшись как можно полнее передать СКОРБЬ РАССТАВАНИЯ, пронизывающую эти строки...
        И, к моему еще большему удовольствию, ведущая оценила мое прочтение так: "Она исполнила стихи с ПОЮЩИМИ интонациями, тем самым подчеркнув НАПЕВНОСТЬ поэзии Есенина"...
        Да, когда-то в студии "Звучащая книга" подобная чтецкая манера ОТВЕРГАЛАСЬ -- я уже говорила в начале повести о наших РАЗНОГЛАСИЯХ с руководителем; и такое глубокое ПОНИМАНИЕ со стороны нового человека -- ЦЕНИТЕЛЯ КЛАССИКИ -- было мне неизъяснимо приятно... И я стала активным посетителем студии "В добрый путь!", возглавляемой ВИОЛОЙ**.
        Эта студия имела несколько ИНУЮ направленность, чем "Звучащая книга": в ней производилась ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРНЫХ СОЧИНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ и издавались сборники стихов. В одном из этих студийских сборников заняли скромное место и два моих стихотворения школьных лет.
        В наше сообщество входили и профессиональные литераторы. Я тоже вступала в обсуждение авторских работ, напоминая в отдельных спорных моментах строки из КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. И каждый раз во время пребывания в студии (часто -- по просьбе самой Виолы или кого-нибудь из поэтов) я читала фрагменты из любимых произведений...
        Вот так, благодаря Римме Петровне, я вернулась в тот круг, где вновь ощутила себя в своей стихии.




        *Дворец Культуры МИИТа -- Московского Иститута Инженеров Транспорта.
        **На снимке: Римма Петровна Докторович (слева) и Наталья Шилова в литературно-музыкальной студии при ДК МИИТ.
       


Рецензии