Гл. 19-2. 1986 г. Железную дорогу сдать в срок

НА ФОТО: Слева направо: Генеральный директор бройлерного объединения «Ставропольское» Виктор Иванович Постников, секретарь Ставропольского краевого комитета партии, курирующий строительство Владимир Суренович Маркарьянц, директор института овцеводства и козоводства Василий Андреевич Мороз.

ФОТО предоставлено музеем имени В.И. Постникова.

***

ГЛАВА 19 - 2 из книги "Солнце в зените".

В августе 1986 года бюро Ставропольского крайкома партии одобрило инициативу коллективов строительно-монтажных поездов 205, 169, 334 треста «Орджоникидзетрансстрой» по досрочному открытию к 70-летию Великого Октября движения поездов на участке железной дороги Благодарный – Буденновск.

    В постановлении бюро краевого комитета КПСС отмечалась важность почина коллективов для дальнейшего экономического и социального развития края, особенно его северо-восточных районов:

«…Вводимый в эксплуатацию участок железной дороги протяженностью 78,4 километра значительно сократит дальность перевозок грузов с южного направления, позволит сэкономить в расчете на год 25 миллионов рублей».

    Горкомам и райкомам КПСС, партийным организациям, профсоюзным комитетам, руководителям строительно-монтажных поездов поручалось обеспечить широкое развитие социалистического соревнования на ударной стройке, усиление роли коммунистов, всех трудовых коллективов на выполнение взятых обязательств.

***

    На примере плохой работы СМП-334, выполняющего работы на территории нашего района, мы в райкоме партии не понимали, на чем основан оптимизм по досрочному завершению строительства.

Из 1,98 млн. рублей, выделенных на генподрядные работы, за прошедшие 7 месяцев 1986 года было освоено только 0,9 млн. рублей.

Из 14,1 километра пути, запланированного к укладке, уложены рельсы на 8,65 километрах.

Снабжение СМП-334 строительными материалами не налажено. Кроме багажного отделения, не возводились производственные объекты.

 На месте будущих объектов поста электрической централизации, здания механизированного участка погрузочно-разгрузочных работ, объектов нефтебазы отрыты котлованы, дальнейшие работы затормозились.

    Начальник строительно-монтажного поезда С.Т. Амбарцумян ссылался на объективные причины: «Нам не приходилось вести строительство на просадочных грунтах, поэтому у нас нет механизмов уплотнения».

    Не начиналось строительство объектов социально-бытового назначения, на них не было ни проектов, ни решения о начале строительства.

Первоначально планировалось построить в городе Благодарном: железнодорожный вокзал, совмещенный с автовокзалом на 300 пассажиров, торговый центр, три жилых 60-ти квартирных дома, детский сад на 90 мест, клуб на 100 мест, пешеходный переход в промышленную часть города.

По плану это строительство должно быть окончено в 1988 году.

Но заказчик – управление Северо-Кавказской железной дороги не определил перечень пусковых объектов, институт «Кавжелдорпроект» затянул выполнение проектов жилых домов.

***

    23 октября 1986 года в райкоме партии состоялось собрание краевого партийно-хозяйственного актива по вопросу строительства железной дороги.

С докладом выступил заместитель председателя крайисполкома И.С. Брагин.

В частности он сказал: «…Железнодорожная линия Благодарный – Буденновск решит многие транспортные проблемы, обеспечит второй выход в центральные районы страны, даст новый импульс в развитии степного Ставрополья.

Капитальные вложения в ее строительство окупятся за 1,5 – 2 года эксплуатации.

С начала строительства на объектах железной дороги освоено 12,4 миллиона рублей из 48,3 запланированных. Заканчивается отсыпка земляного полотна, уложено 23 из 73 километров пути».

    И.С Брагин указал причины, сдерживающие темпы строительства: низкая организация и дисциплина труда, недостаток кадров, слабая механизация работ, плохие бытовые условия. Не строятся объекты соцкультбыта, работы ведутся не комплексно, плохое их качество. Так, землеройное полотно выполняется с отклонениями от проектных отметок.

Не решены вопросы по выносу коммуникаций и возведению инженерных сооружений. Большой критике были подвергнуты коллектив поезда СМП-334, не выполняющий месячные плановые задания, трест «Орджоникидзетрансстрой», субподрядные организации.

    Затем началось обсуждение доклада. Мне, как представителю принимающей стороны, дали слово первому.

***

Из моего выступления: «…Перед коллективом участка СМП-334 стоят большие задачи.

В этом году ему необходимо освоить около двух миллионов рублей по генподряду, свыше миллиона  - собственными силами, завершить укладку путей по перегону «Благодарное – Бурлацкое».

    Но анализ сегодняшних дел на стройке вызывает тревогу. За 9 месяцев объем генподрядных работ выполнен лишь на 68 процентов.

На участке не чувствуется накала борьбы за достижение намеченных рубежей.

Самым серьезным нерешенным вопросом является вопрос обеспечения стройки кадрами. В настоящее время работают всего две бригады из сорока пяти человек, а надо в 2 раза больше.

Высока текучесть кадров, многих не устраивает низкая заработная плата, тяжелый ручной труд.

    Отсутствие необходимой техники, материалов, низкая организация труда на протяжении всего времени строительства лихорадит ведение работ на объекте, идет вразрез с требованием партии по ускорению научно-технического прогресса.

Присланные в последнее время механизмы технически неисправны, а квалифицированных специалистов на участке нет.

    Не созданы нормальные культурно-бытовые условия для рабочих. Отсутствуют передвижные вагончики для отдыха и приема пищи, транспорт для доставки путейцев к месту работы и обратно.

    Основной причиной такого положения мы считаем, прежде всего, отсутствие четкого руководства ходом строительства со стороны администрации треста «Орджоникидзетрансстрой».

 Руководство поезда СМП-334 находится в Ставрополе, контроль строительства осуществляет наездами, следовательно, не знает и не стремится узнать существующие проблемы.

Считаем, что в районе постоянно должны находиться компетентные  руководители строительно-монтажного поезда. 

В первоначальном варианте проектно-сметной документации на территории района было намечено строительство трех 60-ти квартирных домов, через определенный период их стало два, а затем один.

А после критики нами заказчика на пленуме крайкома КПСС в социальной программе строительства железной дороги не осталось ни одного дома.

В постановлении не определено строительство пешеходного перехода. Эти объекты нужны нашему району.

Достаточно сказать, что потребность в получении квартир для рабочих, обслуживающих Благодарненский участок дороги, составляет 60 человек, а очередность в горсовете – около 300.

 Ежедневно через пути железнодорожной станции в промзону проходят почти 2000 человек.

 Просьба к заказчику: еще раз вернуться к рассмотрению вопросов по строительству 60-квартирного жилого дома и пешеходного перехода.

Сейчас, на финише первого года 12-й пятилетки, важно сконцентрировать все трудовые и материальные ресурсы для выполнения заданий по пусковому комплексу, сосредоточить силы на главных участках, на ликвидации простоев, брака, недоделок, создать нормальные бытовые условия для рабочих».

***

    Затем выступили управляющий трестом «Орджоникидзетрансстрой» М.А. Баркинхоев, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги В.А. Исаев, представитель министерства путей сообщения СССР В.А. Щарица, первый секретарь крайкома ВЛКСМ А.В. Коробейников, главный инженер проектного института «Кавжелдорпроект» Л.Д. Дубинко, бригадир участка СМП-334 Н.Д. Ковалев, секретарь краевого комитета КПСС В.С. Маркарьянц.

    Участники собрания приняли обращение, в котором призвали всех, кто причастен к строительству, принять исчерпывающие меры для резкого повышения производительности труда на прокладке магистрали, возведения станционных сооружений, жилья и объектов соцкультбыта.

    В обращении содержался призыв всемерно поддержать инициативу по досрочному завершению работ на пусковом комплексе и сдать участок железной дороги Благодарный – Буденновск в постоянную эксплуатацию к 15 сентября 1987 года.

    Так что, к концу октября 1986 года все традиционные собрания и совещания были завершены, инициативы поддержаны и одобрены, осталось самое малое: сосредоточиться на строительстве и уложиться в заданные сроки.

А времени осталось мало – одиннадцать месяцев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

2010 г.  г. Благодарный


Рецензии