Сказочка 27 no ice and no mice!

… «В ящиках хорошо размножались мыши – отсюда и поговорка, ставшая рекламным хитом – лёд + мыши»….


Слова рекламы «Нет льда – и нет мышей no ice--and no mice» в тридцатых годах имели воплощение в огромных прибылях электрических компаний: «фригидары»-холодильники, стоимостью до $ 800 (в современном эквиваленте в 10 и более раз больше) раскупались по всей стране и не только средним классом, но и бедными.

«Заливные» блюда (что-то наподобие нашего холодца) в 30-е годы в Америке стали самым популярным блюдом. Правда, aspic – это «заливное» блюдо приготовлялось из того, что мы называли и называем «салат» в основном из овощей или фруктов в полу-замороженном или полу-желеобразном состоянии благодаря распространению по стране холодильников.

Такая «мечта» домохозяйкам и не снилась раньше – приготовленную пищу и продукты питания хранить долго было невозможно. В тех странах (регионах), где люди знали, что такое времена года, в зимнее-весенний период можно было использовать лёд, снег. В других местах надо было глубоко «закапываться» под землю, чтобы снизить температуру, но «минусовых» условий длительного хранения получать не удавалось. Бактерии быстро размножались, порча продуктов – главный бич кулинаров жарких стран.

К 1838 году в США широко использовался ящик со льдом, изнутри оббитый цинковыми  или оловянными листами. Внутрь набивались древесные опилки, морские водоросли или крошки пробки, а продукты питания перекладывались кусками льда снизу и сверху. Вода из тающего льда стекала по отверстию внизу ящика в емкость, установленную снаружи. Конструкция была абсолютно непредсказуема – вода иногда переполняла ящик из-за закупорки дренирующих отверстий, выливалась наружу. Остатки пищи в опилках вызывали мерзкий запах при гниении. В ящиках хорошо размножались мыши – отсюда и поговорка, ставшая рекламным хитом – лёд + мыши.

Для содержания «ящика со льдом» нужно было постоянно приобретать новый лёд. В тех штатах США, где был суровый климат и много рек и озер, процветала «промышленность» выращивания и продажи льда. С помощью ручных пил заготавливались тонны блестящих брикетов, которые упаковывались в древесные опилки и на лошадиных повозках развозились к близлежащим клиентам. В отдаленные штаты лёд транспортировался поездами, но можно представить, как «убывала продукция», изготовленная в холодном штате Мэйн на дальнем Востоке при доставке его в Сан-Диего (Калифорния) на диком Западе.

Интересным является такой факт: «разработки» льда, начавшиеся в промышленных масштабах на прудах Новой Англии в 1800 году, к концу 19-го века привели к почти полному осушению прудов и озёр.

Считается, что необычно жаркие годы 1889 и 1890-ые дали резкий толчок инженерной мысли для создания искусственного льда и машины для производства холода по имени рефрижератор или холодильник.

Однако задача для тех времен была слишком сложная, чтобы решить ее в 2-3 года. Лишь к 1911 году фирма General Electric представляет для внедрения прототип машины для сжижения газообразных химических веществ в жидкости. Еще 10 лет понадобилось для испытания различных газов в холодильных установках, и к 1920 году на рынок было представлено свыше 200 (!) моделей холодильников.

Газеты тех лет восторженно «восклицали»: «Несколько минут проходит в томительном ожидании. Волшебные дверцы открываются и поднос с маленькими кусочками льда уже перед вашими глазами…».

Были, правда, «отдельные недостатки» - в машинах использовались моторы такой огромной величины, что маленький «волшебный» ящичек с холодом нужно было держать в одной комнате, а механизм, делающий этот холод в другой. «Незначительное неудобство», конечно, и не все себе могли позволить в 1922 году расходы на покупку чуда этого ($720), что примерно сейчас соответствует $7856.

Было совершенно «замечательное» холодильное устройство фирмы Кросли-Ледяной шар, в котором через каждые 24-36 часов работы какую-то рабочую часть холодильника надо было «прокаливать» на керосинке в течение нескольких часов.

Самой большой проблемой первых холодильных машин была их безопасность, а вернее, полное отсутствие таковой – носитель холода нередко вызывал взрывы. Наблюдались даже человеческие жертвы, что отрицательно сказывалось на популярности холодильников.

Фирма Фригидар Frigidaire разработала к 1930 году холодильный газ на основе безопасных хлорофлюороуглеводородов, для которых не требовались большие компрессоры. Во многих странах до сих пор холодильники называют «фригидарками» или «кельвинаторами», потому что небольшие железные ящики, произведенные в США, распространялись по всей Европе. К каждому кельвинатору также прилагалась «поваренная книга», как сейчас к каждой СВЧ-печи», где предлагались разные полу- и  полностью замороженные блюда для «здорового питания здоровых людей».

Стоимость этих холодильников постоянно снижалась (с увеличением производства), сразу и вдруг это стало предметом первой необходимости среднего класса, которые почувствовали себя причастными к «высшему обществу», свободно приготовляя к любой вечеринке замороженный салат с сыром или ледяной фраппе из
консервированной томатной пасты».
 
Именно об этом в 50 годы пелось в песенке «Hound Dog Гончая собака»:

They say you’re of first class      Говорят, что ты принадлежишь к высшему классу,
But this is a lie.                Но это – ложь.

Если в 1937 году холодильники были только у 2 млн. американских семей, то к середине 50-х годов свыше 80% не представляют своей жизни «без льда и без мышей».
Теперь холодильник не «уничтожает» озоновый слой, потому что не фреоном заряжается, он автоматически «уничтожает» лёд внутри, а также поглощает излишнюю влагу. Он незаметен и обычен, как воздух, которым мы дышим и, не замечая, жить без него не можем.

Трудно, просто невозможно представить, чтобы сейчас главным в рекламе этого товара были слова "no ice--and no mice», при чём тут «ЛЁД», а тем более – «МЫШИ»…


Рецензии