Брянский машиностроительный

Датой основания Брянского завода принято считать 20 июля 1873 года, когда было подписано высочайшее разрешение на учреждение «Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» и утвержден «Устав общества».

Учредителями общества были П.И.Губонин и В.Ф. Голубев. Позже к ним присоединились В.Н. Тенишев и В.А.Крахт. Купец, управляющий, инженер и заводчик объединили свои капиталы, возможности, знания и опыт.

Строительство завода началось с возведения чугунолитейной и механической мастерских, затем была выстроена и пущена в работу прокатная мастерская, а через год, 20 июля 1874 года, изготовлены первые рельсы. Для производства рельсовых скреплений была построена специальная мастерская с кузницей, а затем и мастерская для изготовления металлических мостов и оборудования водоснабжения, железных дорог.

В 1875 году начато производство металлических конструкций для мостов и других сооружений. Изготовлены металлоконструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Амударью, Брянского (теперь Киевского) и Варшавского (теперь Белорусского) вокзалов Москвы. Из брянской стали были построены восемь броненосцев, в том числе знаменитый «Потемкин», четыре крейсера и другие суда Черноморского флота.

В 1876 году были построены шесть сталелитейных печей, рассчитанных на производство 600 тысяч пудов стали в год, что дало возможность вместо железных рельсов выпускать стальные.

В 1880 году завод изготавливал треть всей стали, производимой в России. В этом же году рельсопрокат достиг максимального за всю историю завода выпуска — 49 тысяч тонн.

Первое десятилетие заводской деятельности завершилось участием завода в 1882 году во Всероссийской промышленной выставке в Москве. По ее итогам заводу было разрешено изображать на выпускаемых изделиях государственный герб России.

Завод все больше превращался из металлургического в машиностроительный. В 1879 году на Брянском заводе были построены первые вагоны для внутризаводского транспорта, в 1880 году — первые двухосные грузовые вагоны и платформы для продажи. В 1883 году организовано производство новой для России продукции — нефтяных цистерн, причем большегрузные четырехосные цистерны выпускались только на Брянском заводе. В 1913 году на заводе выпускалось до 300 вагонов и платформ в месяц.

В 1889 году начата подготовка производства паровозов. Успешное выполнение первого заказа на 24 товарных паровоза позволило заводу быстро войти в число ведущих предприятий. В 1898 году были изготовлены товарные паровозы с шестью ведущими осями и сочлененной рамой, имевшие силу тяги в полтора раза выше, чем у самых мощных локомотивов того времени. В 1900 году такой паровоз был предметом особого внимания на Всемирной выставке в Париже. А в 1910 году усовершенствованные паровозы этого типа были признаны торжеством инженерной мысли на международном железнодорожном конгрессе в Швейцарии.

В 1908 году заводскими инженерами создан пассажирский локомотив серии «Б», развивающий скорость 120 км/ч.

К 1910 году завод построил более 2400 паровозов и более 36 тысяч вагонов, в том числе специализированных платформ и нефтяных цистерн.

После бурных событий 1917 года производство почти остановилось, но уже зимой 1918 года был начат выпуск сельскохозяйственных машин, освоен ремонт, а затем и производство бронепоездов, изготавливались вагоны и платформы. Восстановление завода продолжалось до 1925 года. В 1929 году освоено производство четырехосных 50-тонных крытых грузовых вагонов по поточно-узловому методу, а через два года – 50-тонных цистерн сварной конструкции.

В 1937 году завод удвоил выпуск продукции по сравнению с 1932 годом и увеличил его в 16 раз по сравнению с 1913 годом. На заводе в этот период работало 24211 человек — максимальная численность за всю его историю.

За годы Великой Отечественной войны завод был почти полностью разрушен. Однако, уже в 1944 году, одновременно с восстановление производства из руин, предприятие начало выпуск коксотушильных вагонов, в 1946 году — паровозов серии «Л», в 1949 — изотермических вагонов со льдосоляным охлаждением. В 1950 году завод достиг довоенного объема производства.

В 1951 году была построена первая паровая турбина, а три года спустя организовано производство энергопоездов.

В 1956 году предприятие стало именоваться Брянский машиностроительный завод.

Развитие железнодорожного транспорта требовало модернизации подвижного состава, и в 1958 году завод приступил к выпуску маневровых тепловозов.

С 1961 года берет начало новое направление деятельности завода — производство малооборотных двухтактных судовых дизелей по лицензии датской фирмы «Бурмейстер и Вайн» (теперь MAN B & W Diesel A / S ).

В 1965 году первым в СССР завод освоил производство пятивагонных рефрижераторных секций, выпуск которых продолжался до 1992 года.

Передовые технологии, высокое качество этих видов продукции позволили БМЗ выйти на мировой рынок. Куба и Монголия, Гвинея и Югославия, Польша и Болгария, Сирия и Нигерия — на железных дорогах этих и других стран трудятся брянские тепловозы. Дизелями с маркой «БМЗ» оснащены суда, построенные на верфях России, Украины, Польши, Болгарии, Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Австрии, Испании.

Начиная с 70-х годов, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимает выпуск бытовой отопительной техники. В 80-е годы осуществлено строительство завода тепловозных дизелей, так называемого «завода в заводе».

В 1992 году на базе предприятия образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». Социальные изменения этого периода — распад СССР на самостоятельные суверенные государства, структурная перестройка экономики России, разгосударствление промышленных предприятий — отразились на объемах производства. Значительно уменьшился выпуск маневровых тепловозов, прекращено изготовление рефрижераторных секций и передвижных дизельных электростанций.

В 1996 году реорганизована структура акционерного общества с разделением функций и ответственности подразделений. Созданы дочерние общества с ограниченной ответственностью, которые в 1999 году реорганизованы в открытые акционерные общества. В материнскую компанию (головное предприятие) вошли общезаводские инженерные службы и отделы, кадровая служба и служба качества, а также управления: снабжения, маркетинга, сбыта и обслуживания продукции, капитального строительства и эксплуатации, специального технического оборудования и средств механизации, комплексной автоматизации производства.

В июле 1998 года система качества ОАО БМЗ прошла сертификацию, и были получены удостоверяющие сертификаты Российского Морского Регистра судоходства и Регистра систем качества Госстандарта России. В 2000 году ОАО БМЗ в номинации «Эффективные системы управления качеством» присвоено звание лауреата программы — конкурса «100 лучших товаров России».

В феврале 2006 года система менеджмента качества ЗАО "УК "БМЗ" прошла сертификацию в Регистре сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте, и был получен сертификат соответствия в системе сертификации на железнодорожном транспорте. (Все сертификаты соответствия)


В списке неликвидов предприятия числится 514 позиций...


Рецензии
Основное описание

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) был основан в 1873 году российскими предпринимателями Петром Губониным и Виктором Голубевым как рельсопрокатный завод. Сейчас БМЗ – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабатывает и выпускает магистральные и маневровые тепловозы, грузовые вагоны различных типов и модификаций, судовые дизели и прочую продукцию. Народный музей БМЗ находится в помещении заводского Дворца культуры, занимая два больших помещения на втором и третьем этажах. В экспозиции представлена история завода и выросшего вокруг него города Бежицы (который, начиная с 1956 года, является частью Брянска). Музей проводит экскурсии как по собственной экспозиции, так и по территории БМЗ, а также по старой Бежице.

Адрес: г. Брянск, ул. Майской стачки, д. 6, тел. (4832) 54-84-24

Режим работы: Для посещения обязательна предварительная запись

Источник http://www.museum.ru/

Андрей Бухаров   18.10.2011 21:11     Заявить о нарушении