Мой первый экзамен в школе - 2 миниатюры в прозе

 Мой первый экзамен в школе - 2 миниатюры в прозе

    5 мая 1948 я вышел на перемену из 4-го класса, а тут открылась дверь на
крыльцо и в тамбур вошёл Адик (мой дважды троюродный брат Адольф Иванов); увидев
стоящего меня, Адик быстро схватил меня за поперек, поднял и бросил меня на
досчатый пол и сам на меня упал сверху; я от неожиданности не успел ничего
сообразить и, падая на пол, только успел подставить правую руку (чтобы не
грохнуться всеми костями). Адик сразу вскочил с меня и убежал в класс (и
навсегда забыл об этом эпизоде). А я от острой боли (перелом в кисти (теперь
там выступ кости), вывих кистевого сустава и растяжение связок до локтя) не
пошёл в туалет-сортир, а вернулся в класс. Рука опухла (я боялся, что заметит
Мама и отлупит меня), сильно болела - я не мог писать - хорошо, что вскоре
начались летние каникулы. Я не смог бросать камни (а только собирал и подносил
камни "бойцам") в боях Хуторян+Борисовских против Семивосемьцев, пока их не
победили 9 мая 1948, прогнав с плоского отвала породы шахты № 5.


    20 мая 1948 мне надо было идти в школу сдавать первый для меня экзамен (мате-
матику). Мы с Мамой что-то дедали, я Ей говорю, что нам учитель сказал прийти к
9 часам на экзамен, а Мама мне: "- Успиешь! Як трэба - пидождуть!" Ещё сильно
болела моя правая опухшая рука (я не знал, как буду писать письменный экзамен),
прошёл дождь, дул холодный ветер, я просил у Мамы одеться, обуться, а Она мне:
"- И так обойдэшся!" И я пошлёпал в школу босиком по мокрым, холодным, колючим
камням Бугра, а потом по ещё более колючим жужелице и битым стёклам (от разбомб-
ленных в 1942-43 казарм) посёлка шахты Семь-и-Восемь. Я дрожал от холода и весь
покрылся "гусиной кожей", мне было стыдно идти в школу по посёлку (а тем более -
заходить в класс) босым и полуголым - только в лёгкой маечке и коротких трусиках.
Но обошлось - никто не постыдил меня в пути (никто не встретился) и Иван Григорь-
евич Селиванов ничего не сказал, а только поправил свои лёгкие очки, увидев меня
- посиневшего и всего в пупырышках от холода, заляпанные в грязи босые-голые
ноги (по Трёхгорному переулку с его ручьями и грязью нельзя было пройти, не
вымазавшись). В классе уже не было учеников, учитель проверял их записи. Не
дав мне нотаций за моё опоздание, Он дал мне лист бумаги и билетик с заданием
(задачи, примеры), а ручки и чернильницы были на столах (до 1950-го у нас не
было парт). Терпя боль в поломанной и растянутой руке, я написал ответы и сдал
листик Ивану Григорьевичу и пошёл домой. Его я больше никогда не видел - с 5-го
класса нас учили разные учители по специальностям. Очень приятный ЧЕЛОВЕК был
Иван Григорьевич Селиванов!

     Владимир Крыленко  7 января 2011


Рецензии