Стану ли тьютором я?

Наконец-то вечер. Огни дома музыки приветливо мерцают, отражаясь в Москва-реке. Каблучки засеменили вдоль набережной, спеша домой. Студенты из колледжа выходят группами, что-то шумно обсуждая между собой. В одной из таких групп и я, что-то продуманно рассказываю, видя как ребята меня внимательно слушают. Нет, я не студент, я преподаватель специальных дисциплин. Работаю в Московском Технологическом Колледже третий год, ни дня не пожалев о выборе своей профессии. Конечно, я не мечтала стать преподавателем,  даже, учась в педагогическом университете, свое решение – идти работать по специальности приняла только на четвертом курсе. И как психологи определили, что самореализация у человека начинается с 13 лет?..

Базовые знания методик обучения и применения различных ТСО в процессе организации учебного процесса, обожание выступать на публике, самоконтроль и ответственность – все, что было у меня как у молодого начинающего специалиста. Разумеется, я делала ошибки. После открытых уроков я получала замечания от коллег о том, что не получается привлечь к деятельности всех студентов, что надо «работать голосом», что студенты должны уметь работать самостоятельно.

В тот момент рухнуло все мое теоретическое представление о деятельности педагога. Я стала замечать детали, обращать внимание на «неприметное» в работе преподавателя: как он говорит, в какой части аудитории находится, как обращается к студентам, как начинает свой рассказ. В один момент я поняла, что педагог это не копилка знаний, это прежде всего Человек. Человек живой, понимающий и сочувствующий, внимательный и строгий, сопереживающий и справедливый. Это не робот, отгородившийся столом, холодный и возвышенный. Настоящим педагогом надо еще стать!

Современный преподаватель – советчик, координатор, пример для подражания, человек мудрый, уверенный в себе и желательно счастливый. Он проникает в проблемы студентов и вместе с ними ищет решение, он перестраивает учебный процесс в зависимости от состояния учебной группы, он рассматривает ученика как равного себе партнера. Не о таком ли Человеке рядом каждый из нас мечтал, будучи студентом?

Профессия преподавателя несет в себе двойную ответственность. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает студент. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет студент из стен колледжа.
Развивая в себе все новые и новые компетенции и личностные черты, я снова сталкиваюсь с вопросами. Тьютор! При звуке этого слова старшее поколение недовольно морщится, а молодые специалисты удивленно открывают глаза. Звучит громко, но до безумия непонятно. Но вместе с тем, в этом иностранном понятии я вижу огромную ответственность.

Задача тьютора видится мне намного более сложной, чем деятельность отдельно взятого педагога. Это и необходимые компетенции, и умение организовывать эффективные системы координации между студентом и преподавателями, и роль советчика, помощника, наставника, психолога – Человека, умеющего практически все. Тьютор – еще одна ступенька на которую может подняться преподаватель, если, конечно, захочет. Ведь, как мне кажется, цель тьютора – не просто научить, а научить учиться.

Обширный круг обязанностей с первого взгляда ошеломляет и пугает. Но мне все больше представляется, что тьютор будет заниматься разработкой индивидуальной образовательной программы для группы студентов. Такая индивидуализация оставляет ГЛАВНОЕ ПРАВО ВЫБОРА  за студентом содержания собственного образования. Тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он всего лишь раскрывает для них альтернативные пути их движения, помогает развить определенные компетенции и личностные черты. Тьютор – человек не просто научающий чему-то, он строит процесс обучения через практическую деятельность, он моделирует ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение. Это чуткий психолог, советчик и даже друг для студентов. Он помогает самообразованию и поддерживает мотивацию.

Думается, немногих педагогов из нашей жизни можно назвать гордым термином «тьютор». Как мне кажется, прежде всего, тьютора отличает эмоциональность, доброжелательность и внутренний оптимизм. Можно ли тьютором назвать учителя литературы, который от собственной лени показывал нам на парах кино, а потом заставлял писать сочинение? Тьютор ли тот, кто диктует лекцию, а потом ждет от подопечных цитирования точь-в-точь, не разбираясь: понятной ли стала суть определений? Нет. Гораздо больше сил, времени и знаний требуется приложить, чтобы стать тьютором.

Мое сознание почему-то проводи параллель между тьютором и руководителем дипломной работы в ВУЗе. Ведь руководитель вместе с нами создает определенный проект, направляет нас к различным руководителем, подыскивает площадку для проведения дипломного исследования, готовит нас к защите, прорабатывает с нами не только текст выступления, но и развивает личностные черты: уверенность в себе; умение защитить свою точку зрения, обосновать; преподнести себя и свою работу, наконец.

В моей жизни были тьюторы. Именно они сделали меня такой, какая я сегодня. Одни учили самоорганизации, другие – навыкам эффективного общения, третьи – умению управлять своими эмоциями и толерантности. Четвертые научили говорить «нет», Пятые - сдерживать свои обещания и быть искренней.

Стану ли тьютором Я? – мой большой вопрос к самой себе.
Еще так многому надо научиться и столько всего понять…


Рецензии