153. Еврейство как... вина?
Такой вывод яростно оспаривает в ответной статье другой член редколлегии того же журнала – писатель Нина Воронель. Уже один лишь сценарий Моше Зандера она называет «суперантисемитским». С искренним сочувствием к своим лучшим друзьям-режиссёрам Нина сокрушается, что обстоятельства заставили их взяться за воплощение замысла сценариста, «полного знаменитой еврейской самоненависти».
«Еврейская самоненависть» - явление не менее уродливое, чем знаменитая дикая африканская свинья, топчущая собственных поросят. Но корни, мотивы явления - очевидны: это полная абсурдность, недетерминированность, беспричинность многовековой, двух-трёхтысячелетней традиции антисемитизма. Как напрасно избиваемый ребёнок громко кричит: «Я больше не бу-у-уду!», так и множество наших соплеменников под влиянием вековой несправедливости, «увенчавшейся» Холокостом, прониклись безысходным чувством своей ущербности, вины и презрения к себе.
Мне кажется, что в споре Добровича со… «Зловичем» (так и захотелось мне скаламбурить!) правы, как в одной еврейской притче, «обе стороны»… Нацизм (= фашизм) дошёл до такого «беспредела», что многим, а уж евреям – в особенности, сама жизнь сделалась немила. От памяти о Холокосте отворачиваются ныне потомки как палачей, так, зачастую, и жертв
Но молчанием и равнодушием ужас той трагедии не избыть. Об этом – очередное эссе инженера и писателя Александра Дорошенко из Одессы «Памятная записка о евреях св. общины села Голубиное». Это реквием по евреям Закарпатья. Они жили там около 400 лет и были встроены в хозяйственную и духовную жизнь края, составляя весьма большую долю населения (в Ужгороде – до 30 процентов!). Сапожники, портные, скорняки, пчеловоды, даже земледельцы… Сейчас евреев в этой области Украины – менее процента. Куда девались? Вылетели в трубу. Это не шутка, не кощунственный каламбур: речь о дыме Осенцима.
«Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если он гореть не будет – чем в освенцимах топить?» (По мотивам Ш. Руставели. Для справедливости, чтоб на него собак не навешали, - финал истинной цитаты: «…кто тогда развеет тьму?» )…
Другой пишущий инженер, киевлянин Роман Казак-Барский, опубликовал в «22» рассказ «Сamel» (по-английски это верблюд). От имени верблюда и ведётся повествование. Но зовут его – Исак. В честь… одного из премьеров государства Израиль! Но, главное, в пику рядовому Давиду Гутману, который пытался выехать на историческую родину, но вместо этого угодил сюда – в часть, обслуживающую Космодром, бывший некогда гордостью Союза. Жизнь захолустного гарнизона, затерявшегося в просторах «киргиз-кайсацкия орды», описана со знанием дела: «жидяра» Гутман драит до блеска сортир на четыре очка, прапорщик Харченко приторговывает патронами, сбывая их на сторону… Любопытно, что, как и в эссе А. Дорошенко, в финале рассказа его герои фантастическим образом оказываются в… Земле обетованной: Израиле!
Вековой, тысячелетний миф… Не легко от него отделаться, да и нужно ли? Не странно, что из туманного галута «наши палестины» кому-то представляются и в самом деле раем. Но вот рассказ израильского автора, написанный жителем Тель-Авива Ильёй Кутузовым. Как и у Р.Казака-Барского, он – об армейских буднях, но уже в Израиле. Однако и здесь мы видим довольно схожие картины: там водка – тут гашиш и марихуана, но то же солдафонство, разгильдяйство и (по крайней мере, я так понял) хищение боеприпасов… Нет, это не укор автору: жизнь надо рисовать такою, какова она есть. Но если он изобразил правду, то, значит, стране – убежищу евреев угрожает в перспективе смертельная опасность! Одна из статей журнала, написанная израильским физиком и публицистом Эдуардом Бормашенко, называется «Человек упорядочивающий». Как нужен такой человек, такие люди нашей маленькой, но, увы, всё больше страдающей от беспорядка стране!
Надежды на выживание Израиля изначально связаны с алиёй. Журнал публикует большое интервью социолога Моше Кенигштейна, взятое у члена Кнессета трёх созывов Юрия Штерна (зихроно ле враха - да будет благословенна память его). Скоро два года, как этот политик безвременно покинул наш мир, но он умел глядеть далеко, и очерченные им возможности развития «русской алии» весьма впечатляют. Материал удачно дополнен воспоминаниями жены и друга покойного – Лены Штерн.
Обращение к жанру мемуаров – в номере не единственное: он и открывается-то именно пьесой-воспоминанием Нины Воронель «Оглянись в слезах». Драматургическое произведение помещено в разделе «Проза и поэзия», что, скорее всего, недаром, т. к. описана в нём трагедия старости в лирическом свете любви и человечности.
Что же касается собственно стихов, то со своими их циклами выступают поэт Фредди Зорин и драматург Валентин Красногоров. Не удержусь от цитаты из иронической пьески последнего: « Самый умный я на све-,/ Всё хватаю с полусло-,/ Веришь ты мне иль не ве-, / Жить на све- не так и пло-»… Активность пародистов я автору гарантирую! Известный поэт Наум Басовский публикует новую поэму «Исповедь». Творчеству этого мастера посвящена рецензия английского слависта проф. Гордона Маквея.
Несколько довольно разнородных материалов журнала трактуют роль еврейства в истории и культуре разных стран, народов, эпох. Результат раздумий на эту тему – рассказ Марка Зайчика «Авубистэ» (об отдалённых последствиях еврейского просвещения ХVIII в.), небольшой словесный этюд Эдуарда Мартиросяна «Вечный ангел» (о М. Шагале) , а также две рецензии: 1) американского писателя Петра Межирицкого «Если бы не было евреев» (на книги: Евг. Берковича «Банальность добра» и Розалии Степановой «Горсть накалённых слов»); 2) московского философа Сергея Гаврова – на книгу Александра Мелихова «Биробиджан – земля обетованная». Уже одна лишь эта тематика свидетельствует, что евреи немало «натворили» в мире и, следовательно, вопрос, заданный в заголовке обзора, не беспочвен!
Наконец, в разделе «Русская пресса в Израиле» читатель найдёт статью помощника редактора журнала Михаила Юдсона «В городе НН» - это обзор газеты, которая перед Вами, и её приложений. (Обзор журнала опубликован в приложении "Еврейский камертон" к газете "Новости недели", Тель-Авив).
Свидетельство о публикации №211101800818