Гл. 21-2. Бытовое пьянство при социализме
ФОТО из архива районного дома культуры.
***
Глава 21 - 2 из документальной повести "Тунгусский метеорит".
***
В селах и хуторах народ пивал и при Советской власти.
Помню свадьбы пятидесятых годов на хуторе Копани Благодарненского района Ставропольского края, откуда я родом.
На праздничных столах стояли большие стеклянные бутыли - «четвертя» с мутной жидкостью.
Мужчины и женщины напивались допьяна, некоторые лежали на земле, «где придется».
***
В начале шестидесятых годов, учась в пятых – восьмых классах, видел, как многие школьники уже пробовали домашнее или магазинное вино.
На три небольших населенных пункта был всего один магазин на хуторе Копани.
По праздникам и выходным мужики покупали дешевые плодово-ягодные вина, простенькую закуску: рыбные консервы в томатном соусе, мелкую рыбешку «камсу», плавленые сырки и шли распивать за магазин на полянку, под кустики.
Молодежь, подростки не отставали от взрослых, и никто на это не обращал внимания, не ругал, не запрещал выпивать.
Советская власть, в лице исполкома, была далеко, на центральной усадьбе – хуторе Алтухове, а участковый милиционер находился еще дальше, в селе Александрии.
***
Религиозность населения под влиянием агрессивной атеистической пропаганды приближалась к нулю.
Ближайший храм находился в селе Александрии, и церковь, как организация, проповедующая десять заповедей Христовых, не оказывала практического влияния на борьбу с пьянством.
В те годы, на Богом забытых хуторах, вообще не было ни какого религиозного фанатизма.
Мой дед Пузиков Иван Петрович, отец Пузиков Илья Иванович всю свою жизнь были атеистами и трезвыми людьми.
***
На хуторах виноград, в основном для целей производства вина, выращивался практически на всех приусадебных участках.
Хуторяне предпочитали производить и потреблять алкогольный напиток, более похожий на брагу, чем на вино, изготовленный из виноградных дрожжей, сахара и воды.
И пить - приятный, сладенький, и хмелеешь быстро.
Выпил молодой человек пару стаканов такого зелья, и уже не контролирует свои поступки, а отсюда разборки, мордобой.
Дрались из-за девчат с ребятами хутора Пшеничный и села Рогатая Балка Петровского района.
***
В 1964 году меня провожали на учебу в техникум города Георгиевска из села Благодарного.
Мой дядя, Пузиков Петр Иванович, плеснул в граненый стакан граммов пятьдесят водки и сказал:
- Племяш, пей! Теперь ты большой.
Тогда мне исполнилось пятнадцать лет.
***
Учеба в техникуме в 1964 – 1968 годах в городе Георгиевске, бывшей знаменитой Георгиевской крепости – пограничном форпосте России на южных рубежах, сопровождалась приобщением к потреблению крепленого вина местного производства.
Хотя у нас и были стипендии в пределах тридцати рублей в месяц, раз в неделю скинуться по пятьдесят копеек на бутылку «Портвейна» всегда могли.
А пол-литровая бутылка крепленого вина стоили чуть больше одного рубля.
Выпивали по выходным, в основном для «куражу», потом шли в городской дом культуры на танцы.
В переполненном танцевальном зале, то там, то здесь, начинали танцевать запрещенный твист, пока не подойдут милиция или дружинники с красными повязками и прекратят «безобразие».
Сильно выпивших танцоров отправляли в отдел милиции в вытрезвитель.
Но это относилось к горожанам, а мы учащиеся техникума, вели себя достойно, иначе отчислят.
***
После службы в армии я работал в колхозе, затем в райкоме комсомола, в совхозе.
И везде кипела жизнь: свадьбы, крестины, именины, юбилеи, праздники, встречи с друзьями, кумовьями, прием высоких гостей и проверяющих из вышестоящих организаций и так далее.
И все это сопровождалось широким застольем.
Поездки в районный центр на различные совещания и заседания, выступления сандружин, футбол – все заканчивалось выпивками на природе.
Так что, в советские времена народ пил, и пил крепко!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
http://www.proza.ru/2011/10/19/1252
2009 г. г. Благодарный
Свидетельство о публикации №211101901222