Ноябрь-4

НОЯБРЬ
Русский путь
(Продолжение)

И тут –
о ужас! –
в Библии заметил
Я первую большую нестыковку
С пророческой теорией моей.
Там говорилось, что однажды Богом
Был создан мир, и к своему концу
Однажды он придёт, а после будет
Жизнь вечная в раю или в аду.
Там говорилось, что венец творенья,
Наследник Бога, дивный царь природы,
Однажды согрешив, уже не может
Избавиться от множества грехов,
И только с Божьей помощью возможен
Его духовный рост, а потому
О нравственном прогрессе нет и речи,
Что, в общем-то, история людей
Своими срывами и подтверждает,
Ведь века нет на горестной земле,
Чтоб люди
в грех великий не впадали...
И говорилось в Библии о том,
Что нет закономерностей, которым
Был вынужден Всевечный подчиняться,
А значит, выходило, что эоны,
Влиявшие, по строгой схеме «ВЗОРа»,
На внутреннее Божье бытие,
И сжатия все эти, и разжатья –
Одни придумки слабого ума. –
Так, стало быть, опять одни ошибки,
Опять одни сплошные неудачи,
И где ж твои прозрения, пророк?

О, холодок отчаянья ознобный!
О, неудачи горький вкус полынный!
О, адовые муки осознанья
Беспомощной никчёмности своей!
Тогда, тогда в мою немую душу
Убийственные вкрались подозренья,
Но, правда, после, ставши убежденьем,
Они же душу мне и воскресили;
А в те минуты воровским ножом
Зарезали –
так я пылинка в мире!
Так ничего я на земле не стою!
И дел великих не смогу свершить,
Пока лишь на себя, вдали от Бога,
Надеюсь я в заносчивой гордыне!..
И потому, дворцами из песка,
Мечты мои доныне рассыпались.
И «ВЗОР», моя великая надежда,
Трагичто рухнул – в нём была гордыня,
А не святые Божьи Откровенья.

Когда-то довелось мне прочитать,
Что изученьем Истины Господней
Тогда лишь только можно заниматься,
Когда поднимешься духовно к Богу
И сердце затаённое очистишь
От грязи человечьих заблуждений.
Но я не внял советам этим мудрым.
И даже, обнаружив цепь пробоин
Опасных и губительных во «ВЗОРе»,
Его спасти пытался, превнося
В трактат свой зыбкий
ряд Библейских истин,
В которых я в то время убедился.
Но русский наш разгон – неукротим!
Я всё летел на сумасшедшей тройке,
Пока болезнь мой лёгкий тарантас
На косогоре не перевернула.
Вот сделан был когда мне высший знак,
Вот я когда признал свою убогость
И вот когда вошёл впервые в храм!..
Так мудро нас болезни Божьи лечат...

В Ивановскую церковь я ходил,
Молился там часами,
и, когда
Болезнь меня немного отпускала,
Я Пушкина читал, и вот однажды
Что вычитал в одном стихотвореньи...

Лет в тридцать пять ему приснился сон.
Почтенный старец некий, в белой ризе,
С такой же белой бородою длинной,
Предстал пред Пушкиным, перекрестил
Поэта и промолвил:
– Будь покоен.
Пройдёт немного времени и узришь
Божественное Царствие Небес.
Уж скоро, скоро странствие земное
Твоё придёт к концу, и Ангел смерти
Тебе святой венец готовит.
Путник,
Возляжешь скоро на ночлеге.
В гавань
Войдёшь, бесстрашный плаватель.
Усталый
И бедный пахарь, отрешишь от плуга
Волов своих в последней борозде.
Уж скоро, скоро грешник тот великий,
О коем предвещание ты слышал
И коего ты ждёшь уже давно,
Придёт к тебе, чтоб мирно исповедать,
И о тебе получит разрешенье,
И ты заснёшь спокойно вечным сном...

И с этой ночи пушкинская лира,
За очень редким, малым исключеньем
(Смотри поэта Полное Собранье),
Звучала теми струнами, что Богу
Приятны и угодны и которых
Мудрее в поднебесном мире нет.

В то время он переложил Молитву
Ефрема Сирина – писал стихами,
А слово в слово вышло.
Говорили,
Святой к поэту ночью приходил,
По Божьему особому веленью.
И получается – предупреждают
О чём-то нас не люди, не цари,
И даже не святые – только Бог;
Лишь Он свои благие планы строит
И в эти планы посвящает нас,
Когда, конечно, посвятить захочет...

В тот год болел я долго.
Только в храме
Мне становилось лучше.
Сотни раз
Молился я Спасителю Христу
И Богородице, и Мир Ликийских
Святому чудотворцу Николаю.
Стал службы посещать.
И мне в киоске
При храме Иннокентия сказали,
Что если я хочу узнать о Боге
Как можно больше, – надо почитать
Догматику, там все о Боге знанья,
Все истины учения Христова.

И как же я потом благодарил
Мою заботливую киоскёршу! –
В библиотеке тамошней, при храме,
Я взял Догматику архимандритов
Исайи и Алипия –
простое
Учебное пособие, курс лекций,
Зачитанную, склеенную книжку,
Вдруг подарившую мне весь бескрайний
Господень мир!
Здесь было всё,
что раньше
Так долго и бесплодно я искал;
Что маленькими зёрнышками было
Рассыпано в религиях, ученьях
И философиях ушедших лет;
Но было здесь и то, что не имелось
Нигде – и только в книгах православных
Созвездием немеркнущим сияло.

(Продолжение следует)


Рецензии