Прогулки по Штуттгарту. Физики и лирики 3

А вместо сердца пламенный мотор

Думаю, что когда Вы ближе познакомитесь с героем следующего рассказа, то поймёте, почему мне захотелось вспомнить отрывок из драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:
Моцарт:
• Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство две вещи несовместные.
Александр Сергеевич сплетню на лету подхватил, произведение из неё сделал.
Однако Пушкин бесспорно гений и сам о себе сказал «сукин сын», ему всё можно, а мне что-то не верится, что Сальери Моцарта отравил. Ну, не мог такой великий человек, мелким завистником быть! Чему, скажите, пожалуйста, завидовать? Чужой славе? Так Антонио Сальери и так все в музыкальных кругах почитают. Таких трёх учеников выучил: Бетховен, Шуберт, Лист.
Мог бы вообще больше ничего не делать, в их славе купаться, а он ещё оперы писал.
А вот по вопросу: «...гений и злодейство две вещи несовместные» - могу поспорить даже с таким великим композитором, капельмейстером, скрипачом виртуозом и органистом коим был Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Амадей Моцарт.

На совести этого несомненного гения в автомобилестроении, деятельность которого связана с историей Штуттгарта, миллионы смертей советских солдат и тысячи жизней мирных жителей Европы и давшего ему приют и славу Вюртемберга, погибших во время Второй мировой войны.

В тот период на предприятиях: «Круп», «Сименс», «Алкетт», «Нибелунгенверке» в Линце (Австрия), «Даймлер-Бенц» и «Фольксваген», который так и не приступил до войны к выпуску народного автомобиля, производились: вездеходы и амфибии на базе автомобиля «Жук», тяжёлые самоходно-артиллерийские установки класса истребителей танков «Фердинанд» и сверхтяжёлые танки «Мышь» – военная техника разработанная конструкторским бюро Фердинанда Порше.

Две трети из трудившихся на заводе Volkswagen 20000 рабочих, были угнанные на принудительные работы из Польши, Украины, Белоруссии, Италии, Австрии и военнопленные в основном из СССР.
Условия их содержания были не столь невыносимы, как в концентрационных лагерях.
Несмотря на это за период с 1942 по 1945 год, когда Фердинанд Порше был руководителем конструкторского бюро в Штуттгарте и исполнительным директором завода Фольксваген, по неполным спискам умерло около 500 взрослых и не менее 350 новорожденный.
Зять Порше - Антон Пих приказал отнимать новорожденных у матерей, обязанных трудиться на благо нацисткой Германии, и передавать в детский дом, созданный при лагере.

Многие города Германии, например Тюбинген и Людвигсбург, во время Второй мировой войны почти не пострадали, а над Штуттгартом произошло более пятидесяти воздушных боёв.
Город был практически полностью разрушен авиацией союзников, (осталось менее 100 неповреждённых зданий) именно потому, что по проектам Фердинанда Порше на заводе Даймлер–Бенц в Штуттгарте в период с1941 по1944 годы было выпущено порядка 15 тысяч амфибий «Schwimmwagen» и двигатели для 90 знаменитых установок САУ «Фердинанд».

Однако думаю, что нам всё-таки стоит поговорить об этом человеке, который начал свою самостоятельную деятельность в Штуттгарте поскольку специалисты говорят, что он  один из самых выдающихся автомобильных конструкторов XX века, и если бы не создал ничего кроме маленького двухдверного, доступного для семьи со средним достатком смешного, напоминающего половинку круга сыра автомобиля, получившего название Volkswagen K;fer – народный автомобиль Жук.


Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche 1875- 1951) родился в Судетской области Богемии.
Сначала по разные стороны реки Ныса-Лужицка были две деревни Вратиславице и Мафферсдорф, где здесь компактно проживали чехи и немцы.
В конце XIX века область входила в состав Австрийской империи, городки административно объединили под общим названием Мафферсдорф (Maffersdorf), но старый уклад, несмотря на стремительное развитие промышленности, остался прежним – чехи слева, немцы справа в смысле расположения относительно реки.
Сегодня это район Вратиславице в составе чешского областного центра Либерец, и, наверное, почти никто уже не помнит, что когда-то здесь были два отдельных поселения.

Отец Антон Порше водопроводчик, хозяин мастерской, был человеком уважаемым, избирался на пост мэра, когда старший сын – наследник дела умер от травмы, полученной в семейной мастерской, всё надежды на младшего Ферди возлагал, не дочке же водопроводный бизнес оставлять.
И Фердинанд, в пятнадцать лет начав работать в мастерской отца, наверное, думал, что это на всю жизнь, но вмешалось электричество.
Электроосвещение, лампы накаливания – новые слова, перспективы заворожили парнишку.
Он сумел, видимо, прочитав, в каком-то журнале, вручную смастерил генератор и лампочку: провёл в дом семьи Порше (второй в городке) электрическое освещение, и понял, что знаний не хватает.

Скорее всего, это было совсем непросто: поступить в соседнем Райхенберге (Либерец) в государственную индустриальную школу, по ночам готовить уроки, отработав целый день в мастерской, вечером идти по 3, 5 километра до школы, и обратно, в восемнадцать лет уехать от семьи в столицу империи.

Два года Фердинанд Порше работал в Вене на электротехническом предприятии Бела Эггера, перешёл в аналогичную фирму Брауна Бовери, где за четыре года занял должность главного механика экспертного отдела.
В 1896 году запатентовал своё первое изобретение и понял, что знаний, полученных в индустриальной школе, не хватает для деятельности, к которой он стремился.
Посещая Венский университет, в статусе вольного слушателя, устроился в конструкторское бюро Людвига Лонера, где создал довольно удачный и для своего времени быстроходный (40 километров в час) опытный образец электромобиля.
Лонер с удовольствием разъезжал в этом экипаже по Вене, а Порше был недоволен результатом.
Автомобиль был очень тяжёлым из-за свинцовых аккумуляторных батарей и. от одной зарядки мог проездить всего около часа.

В 1898 году Порше предложил работодателю новый проект, сразу получив, должность главного конструктора компании и приступил к разработке нового самодвижущегося экипажа Lohner-Porsche, с двумя электромоторами и небольшим бензиновым двигателем, вращающим генератором для подзарядки аккумулятора.
Свинцово-кислотная батарея весом 410 килограммов обеспечивала продвижение автомобиля со скоростью 50 километров в час.
Это изобретение было первой демонстрацией гибридной силовой установки, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и электродвигателей, получившее Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 года.
Прекрасная заявка для двадцатипятилетнего конструктора так и не доучившегося, не получившего диплом об окончании университета.

В 1903 году Фердинанд Порше женился на Алоизии Иоханне Каес (Aloysia Johanna Kaes).
В следующем году появилась на свет дочь Луиза (Louise Porsche, 1904-1999), в 1909 сын Фердинанд (Ferdinand (Ferry, хотя правильнее писать F;hre – паром, так называли мальчика в семье) Anton Ernst Porsche, 1909-1998).
На сохранившихся детских фотографиях и Луиза то за рулём, то на подножке автомобиля, а Ферри сам о себе говорил: «Мне кажется, что я родился в автомобиле».

На Рождество 1920 года отец сделал сыну необычный подарок, в маленькую игрушечную машину для пущего веселья запряг козу. Это, конечно, была шутка, а автомобильчик был почти как настоящий с бензиновым двигателем, и через два года Ферри уже управлял гоночным автомобилем.


В 1906 году Фердинанд Порше сменил Пауля Даймлера на посту технического директора и главного конструктора венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler, где под его руководством были созданы модели Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR.

За разработку военной техники: машин с гибридными силовыми установками, моторов для дирижаблей и самолётов в годы Первой мировой войны удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета и получил от кайзера крест «За заслуги».
В начале тридцатых годов XX века у Фердинанда Порше возник трудовой спор с руководством Austro-Daimler. Его интересы в суде защищал венский адвокат Антон Пих (Anton Piech, 1894-1952).

Автомобильный конструктор в первой четверти XX века просто не мог не приехать в Штуттгарт.
В 1923 года семья Порш приехала в столицу Вюртемберга и занял должность главного инженера компании Daimler AG.

В том же 1923 году архитекторская фирма Бонатц и Шолер (Bonatz und Scholer) строит для семьи Порше виллу в Штуттгарте на дороге Фоербахер 48-50 (Feuerbacher Weg 48-50).
Семь минут автобусом 44 маршрута направление Killesberg от вокзала до остановки Helfferichstra;e, ещё примерно 10 минут пешком и Feuerbacher Weg 50.

Только дочь Луиза осталась в Австрии может быть для того, чтобы окончить обучение или потому что у неё уже завязался роман с адвокатом отца.

Сын Ферри начав обучение в Австрии, окончил школу в Штуттгарте, и в шестнадцать лет стал работать вместе с отцом в конструкторском бюро компании Даймрер.
Он с раннего детства постигал от отца основы автомобилестроения, помогал в мастерской, обкатывал машины Порше
Ферри не получил никакого специального образования, в 1928 году какое-то время набирался опыта в мастерской Роберта Боша, позже брал частные уроки физики и инженерного дела, долгие годы был тенью своего великого папы, принимал участие в создании автомобилей.

Слияние в 1926 году компаний Daimler Motoren Gesellschaft и Benz & Cie ослабило позиции Порше.
Несмотря на то, что он возглавил постройку гоночных автомобилей с двухлитровым двигателем, самыми знаменитыми из которых стали спортивные модели «Mercedes» S и SS, неудача, постигшая несколько проектов по созданию грузовиков, расслабленный стиль работы, свойственный творческим личностям, привела к тому, что трудовой договор с конструктором не возобновили.
На этот раз обошлось без трудового спора.

Скорее всего, Фердинанд Порше уже принял решение, уже знал, что больше не будет работать на других, строил планы создания собственного дела, мечтал о народном автомобиле.

В 1928 году дочь Порше Луиза вышла замуж за Антона Пиха, который тогда уже был известен в Вене, как адвокат защищающий членов нацистской партии Австрии.

Трудно сказать был ли господин Пих в то время убеждённым нацистом или просто нашёл свою нишу в правовом поле Вены, но с одной стороны он видимо неплохо заработал на этих процессах, а с другой не  погнушался стать совладельцем предприятия часть денег, на создание которого внёс еврей.

В декабре 1930 года Фердинанд Порше открыл в Штуттгарте конструкторское бюро, 25 апреля 1931 года преобразованное в общество с ограниченной ответственностью, осуществлявшее проектные и консультационные услуги в моторо и автомобилестроении: «Dr. Ing. h.c. F. Porsche Gesellschaft mit beschr;nkter Haftung, Konstruktionen und Beratungen f;r Motoren und Fahrzeugbau».
70% акций принадлежали Проше, 15% Адольфу Розенбергу и 15% Антону Пиху.

Адольф Розенберг в то время был известным немецким гонщиком победителем авторалли, не только внёс часть средств на развитие бюро, но, имея большой практический опыт, помогал советами в разработке проектов и, как пишут некоторые историки, урезонивал не в меру разгулявшиеся фантазии великого изобретателя.
Всего через два года он был заключён в тюрьму за расовое преступление, коим, по мнению нацистов, считался брак еврея с немкой.

На судебном процессе, инициированном министром юстиции Франции в 1945 году, адвокаты Фердинанда Порше утверждали, что он спасал евреев от преследования нацистов, но единственным доказанным эпизодом стало освобождение из заключения партнёра по бизнесу.
До захвата Франции нацистской Германией Адольф Розенберг был представителем фирмы Порше в этой стране, а потом эмигрировал в Америку.


В 1933 году Фердинанда Порше пригласили в СССР, но, побывав на авиационных и танковых заводах, он отказался от предложения переехать со всем своим конструкторским бюро в Россию.
Существует легенда о том, что во время Второй мировой войны Абвер обратился к Порше для уточнения данных о советской военной промышленности: оборудовании, технологических секретах по выплавке стали, но он отказался дать разъяснения, сославшись на то, что коммерсант из этических соображений не имеет морального права разглашать сведения о пусть и не состоявшемся партнёре.
Для тех, кто знаком с методами военной разведки вермахта звучит наивно... но Фердинанд Порше был любимым конструктором фюрера, так что всё может быть...
Ферри Порше писал в своих воспоминаниях, что его отец не был ни коммунистом, ни нацистом, отклонил предложение правительства СССР, поскольку не интересовался предложенными в России работами по проектированию военной техники и опасался проблем связанных с языковым барьером.

Не того опасался Фердинанд Порше. Если бы согласился точно в 1937 или  1941 году как А.Н. Туполев и С.П. Королёв в какой-нибудь «шарашке» секретном НИИ или КБ, подчиненном НКВД СССР «срок мотал».
Союзу тогда тоже нужна была военная техника, а у конструктора спортивных и народных автомобилей танки были слишком тяжелыми, «Мышь» (Maus) на полевых испытаниях утонул в грязи, еле вытащили, самоходные установки «Фердинанд» перестали выпускать, потому что они не оправдывали затраченных на них средств.


Фердинанд Порше возвратился в Штуттгарт, и мы вернёмся в год 1933, потому что осенью этого года в одном из залов отеля «Кайзерхоф» в Берлине состоялась встреча Якоба Верлина представителя «Daimler-Benz» и Фердинанда Порше с Гитлером.
Был поставлен вопрос о: создании для немецкого народа надёжного автомобиля, стоимостью не более 1000 рейхсмарок.

17 января 1934 года Фердинанд Порше переслал чертежи на базе разработанного им ранее Porsche образец 60, изготовленного в гараже, пристроенном в 1930 году к вилле на Feuerbacher Weg 48-50 в Рейхсканцелярию.
Вскоре по заказу фирмы «Zundapp» были построены три экземпляра
модели тип 12 ставшие прообразом знаменитого «Жука».
26 мая 1938 года в Фаллерслебене на укладке первого камня в основание завода Volkswagen присутствовал Гитлер, заявивший, что вскоре каждая «истинно арийская семья» будет иметь автомобиль.

Ловкий политический ход, вызвавший восторг народа, новое название KdF «Сила через радость» (Kraft durch Freude) в часть нацистского объединения занимавшегося вопросами организации и контроля досуга населения Рейха в соответствии с идеологическими установками национал социализма, приток бесплатной рабочей силы с 1941 года...

Рядом со старинным упоминавшимся в летописях с 1060 года городком Фаллерслебен (Fallers- leben) выросли завод и поселение из домов для немецких строителей и бараков концентрационного лагеря «Рабочая деревня», получившее название: «Город KdF автомашин возле Фаллерслебена» (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben).

Новый завод в новом городе так и не приступил к массовому производству автомобилей для народа.
С 1939 по 1945 год завод Volkswagen , выпускал K;belwagen германский автомобиль повышенной проходимости Тур 82 военного назначения. Конструкторским бюро Порше за эти годы на базе VW тип 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей, которые использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижных мастерских.

В начале 1944 года в результате бомбардировок союзной авиацией Штуттгарта конструкторское бюро Порше было практически полностью разрушено. Уцелевшие оборудование и документы перевезли в находящийся на грани исчезновения австрийский городок Гмюнд и разместили в здании местной лесопилки.
Здесь Фердинанд Порше и его 36-летний сын Фердинанд Антон Эрнст (Ферри) затребовав от нацистского руководства свежих рабов – узников концлагеря Бухенвальд, организовали производство и встретили окончание войны.

В декабре 1945 года отца и сына Проше и вступившего в 1944 году в СС Антона Пиха арестовали по делу, возбужденному французским министерством юстиции.

Через три месяца Ферри выпустили, видимо для того, чтобы он собрал и внёс залог в сумме по 500 000 французских франков за каждого.

Историки пишут, что после освобождения Австрии её правительство наложило арест на всё германское имущество и банковские счета, в том числе и на капитал бюро Porsche, однако подозреваю, что не на всё.
Ферри и его сестра Луиза всего за 22 месяца собрали миллион франков, в которые Франция оценила похищение директора и вывоз оборудования фирмы Пежо.

Фердинанд Порше и Антон Пих были выпущены под подписку о невыезде сроком на один год, но семидесятидвухлетний, перенесший инсульт конструктор отошёл от дел.
Он ещё какое-то время консультировал сына и сотрудников бюро.
Благодаря авторитету отца в деловых кругах Ферри Порше, несмотря на «подмоченную» третьим рейхом репутацию бренда, нашёл в Австрии спонсоров, наладил выпуск первых послевоенных автомобилей в Гмюнде.

В конце 1949 года было принято решение о возвращении в Германию, аренде мастерских у кузовостроительной фирмы Reutter в районе Штуттгарта Цуффенхаузен.
Здесь началась новая история торговой марки «Порше».

А дедушка Фердинанд ещё какое-то время забавлял и обучал внуков рассказами об автомобилестроении на примере игрушечного автомобиля.
Старшему сыну Луизы и Антона Пиха Эрнсту (Ernst 1929) к тому времени уже исполнилось двадцать лет, и у него были другие интересы, его сестре шестнадцатилетней Луизе в замужестве Дахсер (Louise 1932-2006 Daxer-Piеch) машинки тоже были ни к чему.
Их младший брат Ганс-Михаэль (Hans-Michel 1942) и сыновья дяди Ферри: Герхард (Gerhard 1938), Шанс-Петер (Hans-Peter 1940) и Вольфганг (Wolfgang 1943) были ещё слишком малы, чтобы понять премудрости семейного дела, а Карл Фердинанд Пих (Carl Ferdinand 1937) и Фердинанд Александр Порше (Ferdinand Alexander 1935) с восторгом внимали наставлениям деда, и как показала жизнь, почерпнули для себя много полезного.

30 января 1951 года Фердинанд Порше скончался, и вся полнота власти перешла к его сыну.
Антон Пих пережил тестя всего на один год.
Его  супруга,  дочь Фердинанда  Порше – Луиза (Louise Piеch Porsche, 1904-1999), овдовев, всю жизнь прожила в Австрии.
В 1943 году стала владельцем 15% активов Porsche KG в Австрии, сразу после войны вместе с братом Ферри восстанавливала производство в Гмюнд, позднее зарегистрировала Порше Холдинг, торгующий автомобилями Фольксваген и Ауди, со штаб-квартирой в австрийском Зальцбурге, коим руководила совместно с братом до 1971 года.

Похоже, что только средний её сын Карл Фердинанд унаследовал интерес к автомобилям. Он начал свою карьеру в 1963 году в Штуттгарте. Возглавлял отдел развития, в 1971 году стал техническим директором.
В следующем 1972 году покинул Dr. Ing. h.c. F. Porsche, основал своё конструкторское бюро, но вскоре занялся вопросами технического развития в дочерней фирме Фольксвагена Audi NSU.
С 1993 года работал в «General Motors», с 2002 года председатель наблюдательного совета Volkswagen AG.
Карл Фердинанд отец двенадцати детей от четырёх браков. Один из немногих людей, которые, страдая дислексией - избирательным нарушением способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, сумели получить образование и стать успешными.


Фердинанд Антон Эрнст (Ferdinand Anton Ernst Porsche, 1909-1998), так и оставшийся во всех исторических исследованиях под детской кличкой Ферри, чтобы не путать с отцом, до 1972 года был исполнительным директором Dr. Ing. h.c. F. Porsche, после помогал советами, был почётным председателем наблюдательного совета.

В 1933 году в коридоре конторы Даймлер-Бенц Ферри Порше познакомился с Доротеей Рейц (Doroteya Reitz 1911-1985), как будто уже зная, что это на всю жизнь они два года раздумывали, в 1935 году поженились.

Их старший сын Фердинанд Александр окончил среднюю школу в Целль ам Зее, где постоянно проживала тётя Луиза.
Два семестра учился в колледже дизайна в Ульме, но не окончил образование.
С 1962 года работал в семейном бизнесе самая знаменитая работа Porsche 911.
В 1972 году после исключения всех членов семьи с ключевых постов в Штуттгарте основал свою компанию Дизайн студия Порше.
В 1974 году компания переехала в Целль ам Зее.
С 2004 года Фердинанд Александр отошёл от дел, стал почётным председателем совета.
Отец трёх детей.

Его младший брат Вольфганг окончил школу в 1965 году, затем Венский университет всемирной торговли.
В 1972 году защитил диссертацию, доктор наук.
Работал генеральным дистрибьютором представительства фирмы Ямаха в Австрии, с 1976 года пять лет менеджером продаж и управления инвестициями в компании Даймлер-Бенц.
С января 2007 года председатель совета Porsche AG, с июля того же года председатель совета Porsche Automobil Holding SE.
Был женат дважды. Дочь и сын от первого брака, два сына от второго.
О других внуках, а так же к досаде девушек, ищущих принца о правнуках Фердинанда Порше ничего сказать не могу, только что каждый, из внуков включая перечисленных выше, имеет пакет акций Volkswagen AG.

А мы проедем от Hauptbahnhof (Arnulf-Klett-Platz) S-Bahn S6 направление Weil der Stadt 10 минут до остановки Neuwirtshaus (Porscheplatz) примерно 3 минуты пешком и перед нами новый открытый в 2009 году музей автомобильного концерна Порше - Porsche-Museum Zuffenhausen, украшенный эмблемой, свидетельствующей о том, что концерн Порше навсегда связан со Штуттгартом в земле Вюртемберг.
Этот знак в ресторане в Нью-Йорке на салфетке нарисовал когда-то Ферри Порше

Об экспонатах этого музея, позволю себе сказать одной строфой из одноименного стихотворения Виктора Харлова: Какими мы были, какими мы стали.
Побродив по залам можно не только осмотреть самые быстроходные гоночные автомобили и шикарные авто сильных мира сего, но и узнать, что сегодня Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (полное наименование Doktor Ingenieur honoris causa Ferdinand Porsche Aktiengesellschaft) Акционерное общество почётного доктора инженерных наук Фердинанда Порше самая высокодоходная автомобильная компания в мире (в пересчете на прибыль от каждой проданной машины).
В 2010 году автомобили Porsche признаны самыми надёжными в мире.
Традиционный цвет автомобилей Porsche - серебряный.
Штаб-квартира и производство находится в Штуттгарте.


Рецензии
Зинаида! У меня никогда не было автомобиля, были только служебные, и я в них совершенно не разбираюсь. Это не помешало мне с интересом ознакомится с историей автомобилестроения, связанного с любимым Вами городом Штуттгартом. Да и
всю книгу "Прогулки по Штуттгарту" прочитал с большим интересом. А о том, что каждую главу хорошо было бы проиллюстрировать фотографией, я Вам уже писал. Мне кажется, что книга, будь она издана в Германии, нашла бы там благодарного читателя.
Здоровья Вам и творческих сил.
С уважением
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   06.12.2013 15:09     Заявить о нарушении