Слепые музыканты
Сцена. Стоит два стула, стол. На столе бутылка и орешки. На заднем плане черный холст, на котором рассыпаны звезды. Звезды горят немного, к концу начинают загораться сильнее.
Действующие лица:
музыкант: молодой парень лет 20-25.
второй музыкант: похож на него, но одет небрежно, возможно грязный и взъерошенный.
На стуле сидит парень и играет на губной гармошке summertime.
Выходит на сцену еще один парень с гитарой. Садиться рядом. Слушает и начинает смеяться.
[Музыкант] (прерываясь) – я не думал, что Гершвины так смешно писали.
[второй Музыкант] – о, нет, что вы. Они писали классную музыку. Просто то, что вы играете, отдаленно напоминает их вещи.
[Музыкант] – почему же?
[второй Музыкант] – ну вы умудрились, сыграв 6 нот, дважды ошибиться! Высочайший профессионализм, я вам скажу! (начинает смеяться)
[Музыкант] – простите, видимо не правильно услышал (улыбается).
[второй Музыкант] – О, не сомневаюсь.
[Музыкант] – извините, я не хочу сейчас ввязываться в споры. Если вам хочется поругаться, выберите кого-нибудь другого. А меня, прошу, оставьте в покое.
[второй Музыкант] – я задел сверхтонкую натуру музыканта? Какой же я подлец! Простите меня. (делает небольшой поклон)
[Музыкант] – (искренне) не утруждайте себя, пожалуйста. Просто я сейчас в настроении гораздо более подходящим для игры, чем для споров. Простите. (подносит гармошку к губам и извлекает одну ноту, как его снова останавливают)
[второй Музыкант] – я хочу извиниться перед вами. Я был чрезвычайно не прав.
[Музыкант] – перестаньте (немного привстает). Незачем извиняться. Угощайтесь (протягивает бутылку)
[второй Музыкант] – спасибо.
Оба молчать некоторое время. Затем второй музыкант выпивает еще немного и говорит:
[второй Музыкант] – вы знаете, я ведь тоже музыкант. И между прочим, глубокий неудачник. Вот и тяну к себе в грязь каждого, кто хоть немного споткнется. Ну как вас сейчас пытался засмеять. Услышу, что человек ошибется и унижаю его, унижаю, пока мне самому хорошо не станет.
[Музыкант] – а почему вы мне это рассказываете?
[второй Музыкант] – а знаете, вот смотрю я на вас и понимаю, что вы ведь никогда никому это потом не расскажете, я угадал?
[Музыкант] – никогда (часто машет головой)
[второй Музыкант] – вот видите. Везет мне на таких, как вы что-ли. И ведь было бы от этого хоть немного проку. (выпивает еще немного). да что это на меня нашло такое… (Слушает как музыкант играет) красивая мелодия. Ваша?
[Музыкант] – (немного смушенно) да, моя. А вам нравится?
[второй Музыкант] – да, в ней что-то есть. Ну что вы, не стоит так смущаться. Это всего лишь мелодия!
[Музыкант] – ну просто я очень боюсь, что она не будет нравиться. Вот и играю, поэтому, очень редко.
[вм] – А почему мне играете?
[м] – А мне вдруг показалось, что вы оцените. (смущается). Вы уж извините меня. Сам сказал и подумал, что некрасиво звучит. Вы главное не подумайте, что я выставляюсь. Я эту музыку никому вообще не играю. Вам сыграл, а вообще никому.
[второй Музыкант] – это вы зря. Очень зря, я скажу! Нужно смелее быть. Заявлять о себе. Я смотрю, и таланты у вас есть. Отчего же тогда сидеть под балконом всю жизнь.
[Музыкант] – вы, безусловно, в чем-то правы. Но, понимаете, я так не могу. Не хочу я даже пробовать давать кому-то в руки эту музыку.
[второй Музыкант] – отчего же? Послушайте меня, я правда хочу помочь. Понимаете, хоть совести у меня нет, но что-то внутри осталось. Я не прав был, что так с вами сначала. Вижу, вы хороший человек, может даже слишком хороший…
[Музыкант] – ну перестаньте, ради Бога. Нив чем вы не виноваты, я ведь и, правда, не те ноты играл. Но только я вам не врал, я, правда, их именно так услышал, ноты эти.
[второй Музыкант] – так все же, отчего вы не хотите «продать», что-ли, кому-нибудь вашу музыку?
[Музыкант] – а может вы и правы. Может и правда взять, осмелиться и продать ее. Может и правда слушать будут. Как вы думаете, понравится она людям?
(по мере того, как музыкант говорил, на второго музыканта накатилось глубокое задумчивое состояние)
[второй Музыкант] – хотя… нет. Не продавайте.
[Музыкант] – почему? То вы советуете продать, то уже не продавать?
[второй Музыкант] – (смотрит куда-то в пол) да. Не продавайте. Не продавайте и точка (даже яростно)
Музыкант – Хорошо. Как скажите.
(пауза)
Второй музыкант – (сперва негромко, затем начиная кричать и вставать)
Слепые блуждают
ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.
Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают
стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти
стены.
А музыка -- в них
упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка
умрет в них,
захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать
наощупь.
Так, значит, слепым -- проще...
Слепой идет
через площадь.
(пауза)
Второй музыкант – а вы хотите на жену мою посмотреть?
Музыкант – было бы просто здорово!
Вм – вот (достает бумажник) вот она. моя невеста.
М – очень красива. так вы же сказали жена?
Вм – да что же вам все не иметься-то? Прекратите наконец вопросы свои задавать!
М – простите… но я правда не понимаю, я что-то не так сказал?
Вм – да к черту вас.
М – нет, постарайтесь уж мне объяснить! А то станете сейчас снова кричать, а я даже не пойму за что!
Вм – да вы тут даже не при чем. Никакая она мне не жена и не невеста. Ушла она от меня.
М – как ушла…? (с недоумением)
Вм – ну а как уходят? Молча! Ушла, бросила, убежала если хотите.
М – мне так жаль…
Вм – да ничерта вам не жаль, не стройте из себя святого.
М – но я ведь даже и не пытался… мне действительно горько слышать такие вещи.
Вм (когда он начинает говорить начинается песня one dove и выходит балерина – люблю балерин.) – вы знаете, а это даже забавно. Порой сидишь на улице, ну вот как тут, закуришь, смотришь куда-нибудь и вдруг начинает мерещиться, что она идет. Ну что не идет даже, а что вот-вот придет, вот прямо сейчас из-за угла выйдет и встретимся случайно. И встретимся конечно «абсолютно случайно». И будет такой смешной разговор. Бессмысленный. Пустой. Она будет смотреть изредка на меня, а остальное время куда-то вдаль, а я ведь все время на нее. Я буду, наверное, со стороны так будет казаться, просто потрошить ее глазами, выискивать, когда же она улыбнется, вспомнит ли она тот самый лучший день, который я-то всегда держу вот тут в голове! Думать, обнять ли ее на прощанье или просто сказать «пока».
(пауза)
М – вы верно ее любите?
Вм – да черт знает. Может и люблю, а может и ненавижу. Иной раз хочется влюбится в первую встречную. И обязательно взаимно, и обязательно чтобы не было в ней ничего дурного. Ну скажите, откуда в первой встречной что-то дурное?! Взять и влюбится и будь что будет.
М – это вы от одиночества, я знаю.
Вм – это я от глупости.
М – я тут историю одну припомнил. Хотите расскажу?
Вм – валяйте.
М – помните был я когда маленький, ходили мы с родителями квартиру смотреть?
Вм – ну да.
М – хорошая была такая квартира, светлая. Но вот чему я поразился и ДО СИХ пор в голове не укладывается. Встретил нас хозяин квартиры в тапочках и халате. Вы еще помните, я всю жизнь хотел отдать, как мне казалось, чтобы потом ходить вот точно также в тапочках и халате. Всю жизнь бы разом отдал ради халата и тапочек.
Вм – и что же не отдали и не стали так одеваться?
М – не отдал… слабый наверное был.
Вм – а отдали бы СЕЙЧАС?
М – не знаю… а почему вы спрашиваете?
Вм – да вот просто тоже случай вспомнил… видели как собак сбивают?
М – о, господи, ну приходилось…
Вм – а видели, что случается когда их собьют, а они убегают дальше? И что вот с ними потом то случается?
М – нет, не видел.
Вм – а я видел… ужасное я вам скажу зрелище. Если это маленькая собака, то лежит на спине, нет, даже на боку, лапы вперед вытягивает и глаза закатывает, крупные, вроде бы, также. Я в анатомии не силен, не знаю что там с ней происходит внутри, но снаружи… знаю одно, и мелкие и крупные, все они воют. Не лают, а именно воют. И отойдешь от нее уже шагов на 200, 300, а все равно будто рядом она с тобой воет. Так протяжно и… жутко, что ли.
М – (испугано) а зачем же вы мне это рассказываете?
Вм – да вы похожи на нее.
М – почему? Чем?
Вм – не знаю, но видится, что также лежите на боку и воете…
(пауза, возможно с музыкой)
Вм- я вас узнал. Сразу узнал.
М – я надеялся, что узнаете.
(пауза музыкант садиться полубоком и смотрит исключительно на звезды. Игнорируя второго музыканта)
Вм – вы знаете, мне кажется я вас долго искал. Я просто постоянно думаю о том, чтобы с вами встретиться. Так много хотелось сказать. А сейчас что-то слов не нахожу.
М – (не отворачиваясь от звезд) а вы их не пытайтесь найти, говорите как есть, как на духу. Вы ведь сами сказали, что я никому.
Вм – видимо, вы правы. Вы вообще часто бываете правы, хоть я вас и нечасто слушаю что ли. НУ ВЕДЬ НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ ВСЕГДА ТАКИМ ПРОСТОДУШНЫМ И ДОБРЫМ КАК ВЫ! Вы сами-то это понимаете? Вы вообще меня слушаете?
М – что? (поворачивается, смотрит на второго музыканта) Да, да, конечно слушаю. Я тут подумал, скажите, а почему вы ни разу не сыграли на своей гитаре?
Вм – на какой еще гитаре? (смотрит на гитару в своих руках) ах, на гитаре! Я вообще на ней не играю.
(пауза. Оба о чем-то думают. Музыкант снова начинает смотреть на звезды)
Вм – а куда вы все время смотрите?
М – на звезды. М – а вы видели мои звезды?
Вм – ВАШИ?
М –мои.
Вм – может НАШИ?
М – к вам они не имеют никакого отношения. Простите.
Вм- ну тогда, нет, не видел.
М – так обернитесь!
(разворачивают стулья от зрителей. Спиной к залу и смотрят на звезды. Играет пианино из hope is someone. Музыкант встает, переходит на авансцену и говорит)
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они -- снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
Свидетельство о публикации №211101901251