Матисс
В 1891 г., преодолев сопротивление отца, Матисс оставил юриспруденцию, переехал в Париж и поступил в Академию Жюлиана. В 1893-1898 гг. он работал в мастерской Гюстава Моро в Школе изящных искусств. (Матисс на всю жизнь сохранил прекрасные воспоминания о Моро и позже писал: «Каким чудесным учителем был этот человек!»). В первый раз четыре картины Матисса были выставлены в 1896 г. в Салоне Национального общества изящных искусств. (Впоследствии одна из этих картин «Читающая женщина» была приобретена государством для дворца Рамбуйе - резиденции президента Франции). Где-то в 1897 г. ранее сдержанная живопись Матисса приобрела сияние, характерное для его поздних работ. С этого времени в его палитре начинают доминировать ярко-синие, сине-зеленые и изумрудные тона. В 1898 г. Матисс написал абсолютно синию обнаженную мужскую фигуру, которая привела в замешательство даже его друзей. Между тем, сам Матисс пришел к этому не спонтанно, а после глубокого изучения полотен Сезанна; особенно большое впечатление оказали на него сезанновские «Три купальщицы» (1879-1882). Но в отличие от Сезанна, Матисс считал, что искусство должно быть динамичным. Поэтому он упорно добивался выразительности в своих полотнах. Позже, подводя итог исканиям в «Записках художника», Матисс с ударением писал: «Для меня важнее всего – выразительность… Экспрессивность в моем понимании, не означает страсть, которая вдруг озарит человеческое лицо или проявится в яростном жесте. Сама аранжировка моей картины эксперессивна. Место, занимаемое фигурами или предметами, свободные пространства вокруг них, пропорции – все играет свою роль». Далее Матисс настаивал на особого рода «плотности», своих полотен, которую он противопоставлял «очаровательной легкости, хрупкости» импрессионистов. Случайные или поверхностные цветовые ощущения должны быть «уплотнены», и именно эта концентрация ощущения создает картину.
В конце 1904 г. состоялась первая персональная выставка художника у Воллара, а в 1905 г. в Осеннем салоне картины Матисса вызвали громкие споры критиков. С этого момента ведет свое начало новое направление в авангардном искусстве, получившее название фовизм (от французского «дикий»). Позже Матисс писал: «Когда средства выражения становятся настолько рафинированными, утонченными, что их экспрессивная сила оказывается исчерпанной, следует вернуться к основным принципам, сформировавшим человеческий язык. Это принципы, поднимающие дух, принципы, возвращающие к жизни и дающие нам жизнь. Картины, исполненные изысканности, утонченной деградации, бессильной расплывчатости, зовут перейти к прекрасным синим, великолепным красным, красивым желтым тонам - цветам, затрагивающим глубины чувств в человеке. Это и есть отправная точка фовизма: мужество обрести чистоту средств выражения».
http://proza.ru/2011/10/19/322
В 1908 г. Матисс посетил Алжир и познакомился с Востоком, оказавшим большое воздействие на его творчество. Отсюда пошло преобладание цвета над формой, пестрота, узорчатость и стилизация предметов. По возвращении Матисс открыл в Париже собственную художественную школу. В 1908 г. русский коллекционер Щукин заказал художнику два панно – «Танец» (http://proza.ru/2011/10/19/326) и «Музыка», - которые приобрели теперь мировую известность. На деньги, полученные от продажи этих картин (за каждую из них было уплачено по 15 тыс. франков), Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Щукин и позже не оставлял Матисса своим вниманием. За восемь лет, начиная с 1906 г., он приобрел 37 его полотен.
В 1911-1913 гг., после поездки в Марокко, Матисс пишет свой мароканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба», приобретенные И. Морозовым. С этого времени в полотно Матисса входит свет.
После Первой мировой войны имя Матисса получает мировую известность. Его выставки проходят в крупнейших столицах мира. Художник живет преимущественно в Ницце. Он теперь редко пишет пейзажи, зато увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «Одалиски» (1921-1929), включивший в себя восемь картин) (http://proza.ru/2011/10/19/371) (http://proza.ru/2011/10/19/348).
http://proza.ru/2011/10/19/353
В 1948-1953 гг. по заказу доминиканского ордена Матисс трудится над росписью «Капеллы четок» в Вансе (http://proza.ru/2011/10/19/360). Это последняя его крупная работа, своеобразный синтез многих предшествующих исканий. «Я хочу, - писал Матисс, - чтобы те, что войдут в мою капеллу, почувствовали себя очищенными и сбросившими с себя бремя». Капелла должна была стать таким местом, которое воздействовало бы на сердца людей и очищало их красотой своих форм. Аскетическую роспись Матисса часто сравнивают с ранехристианским искусством катакомб, обращенным напрямую к душе, призванным не описывать, а внушать.
Умер художник в ноябре 1954 г.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375
Свидетельство о публикации №211101900369