Сказочка 28 Самое начало 20 века

В Национальной Библиотеке Франции хранится среди прочих раритетов граммофонная пластинка, сделанная фирмой Патэ в России ориентировочно в 1910-1912 годах. Цифровой файл: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k127687v   Son bosyaka : kouplets ; Razmyshlenie proletariya nad serebryannikom / Sergej Sokol'skij.

Размышление пролетария над серебряником

Скажи мне, стёртая монета
Откуда ты ко мне пришла?
Я жду подробного ответа –
Где родилась и где была….
Чрез сколько рук ты проходила
И много ль душ ты загубила? –
Интересует всё меня.
Быть может с горькими слезами
И страшной злобой на судьбу,
Тебя добыть чтоб, вечерами
Мать продавала дочь свою?
Иль может быть тебя в хатёнку
Наш бедный пахарь притащил
И, распевая спьяну, звонкую
Тебя он сразу и пропил?
Кто знает, может быть
Певичка тебя от гостя забрала?
А надо же тому случиться,
Тебя за штраф и отдала?
Откуда ты ко мне явился?
Прошу тебя, скажи целкач,
Когда ты только в мир родился,
Какой тебя схватил ловкач?
Ты бюрократу ли в награду
Впервые выдан был, друг мой?
Иль пенсию кому в отраду
Изобразил тогда собой?

(а? чИвО? Вас ист дас?)

О, молчишь, целковый, не желаешь
Ты разговаривать со мной.
А разве ты того не знаешь,
Что господин я над тобой?
Могу тебя забросить в реку.
Могу купить, что захочу.
Ведь ты затем и человеку
Достался…. Впрочем я шучу.
Коль разменяю я монету,
Уж не увижу я тебя.
Опять пойдёшь гулять по свету
И позабудешь про меня.

(Да-а-а-а….)

Вот так порой мы жён встречаем.
Они верны нам все пока
Мы своих глаз с них не спускаем….
А чуть свалял ты дурака,
Поверил ей…. И до свиданья!
Как рубль исчезнет без следа.
Не тронут их наши страданья….
Ну, разве лгу я, господа?
Подобна женщина монете:
Покоя, правды не сыскать.
Чрез сколько рук прошла на свете?
Нам ни за что не отгадать.

И вот вам Лиза иль Онеда –
Мила, наивна, хороша….
А, в самом деле, как монета,
Истерлась так её душа

(м-да!)

Однако, что ж я заболтался
И про целковый позабыл?
В кармане долго он валялся….
Ну, и, пожалуй, загрустил.
Я парень хоть и бестолковый.
А всё же, так сказать, могу
Утешиться хоть на целковый….
А потому всем говорю –
Пойду-ка я сейчас к буфету,
В себя рюмашку пропущу,
И эту стёртую монету
Опять гулять к лЮдям пущу.


Рецензии