Тур вальса для умирающего пианино

Сдача спектакля – это предварительная премьера. Уже не последняя генеральная репетиция, но ещё и не торжественный выход на публику. Закрытая сдача – это серьёзный и очень ответственный просмотр. Именно сдача решает, быть или не быть спектаклю.
В молодёжном театре-студии «Буриме» руководитель и режиссёр Никита Бетехтин поставил драматический спектакль «Соня» по одноимённому рассказу Татьяны Толстой.
С новинкой молодежного театрального сезона зрители смогли ознакомиться в Тюменском драматическом театре на малой сцене, оборудованной на пятом этаже специально для театральных экспериментов.
Татьяна Толстая – одна из самых популярных авторов современной российской литературы. Ее произведения охотно инсценируют режиссёры различных театров. Крупные произведения Т. Толстой и её рассказы уже прочно вошли в обязательную программу по курсу отечественной современной литературы для аудитории студенческого уровня. Счастливая пора, когда писатель столь известен, но ещё не стал хрестоматийным.
Спектакль «Соня» - не первая постановка по произведению Т. Толстой.
Совсем недавно Художественный руководитель Экспериментального Шекспировского Театра Алексей Ушаков поставил в своём театре «Кысь» (главы из Азбуки русской жизни по мотивам романа Т.Толстой).
Ставить спектакли по произведениям Т.Толстой заманчиво и рискованно. Режиссёров привлекает странная сюжетная канва, неожиданные темы, наконец, резкое столкновение мировоззрения героев с жизнью. Актёрам интересно играть нестандартные характеры и пытаться проявить уже свою – актёрскую и человеческую (в зависимости от степени богатства натуры и суммы жизненного опыта) индивидуальность. Театральные опыты инсценировок произведений Т.Толстой весьма привлекательны и удачны.
Очень сложный и неоднозначный сюжет Никита Бетехтин развернул для зрителя по выбранным им нескольким сюжетным линиям, исключив лишь бытовую сторону и мотивы семейно- коллективной жизни. В традиционном «чёрном кабинете» работали крупным планом несколько актёров, с минимальным арсеналом сценических средств не просто показавшие, а давшие прочувствовать зрителям электрический нерв спектакля, трагедию забытой жизни.
«А ведь притворялась живой и любимой! А смеющаяся компания порхнула прочь и, поправ тугие законы пространства и времени, щебечет себе вновь в каком-то недоступном уголке мира, вовеки нетленная, нарядно бессмертная, и, может быть, покажется вновь на одном из поворотов пути – в самый неподходящий момент и, конечно, без предупреждения» (Татьяна Толстая, рассказ «Соня»).
Бетехтин очень точно распределил роли, и актёры смогли дать необходимую нюансировку в системе образного решения роли каждого героя, а также талантливо самовыразиться. Мне – не скрою – очень импонирует этот молодой, интересный театр с его уже определившейся эстетической программой. В «Буриме» изначально идёт установка на мощную литературную основу – первоклассную драматургию и литературу. Назначение актёров идёт, как правило, не от случайных факторов, как это иногда бывает в больших труппах, а от неизбежности выбора: попасть в цель или промахнуться.
Театр Бетехтина – это режиссёрский театр. Но та степень творческой свободы, которую он благородно оставляет своим актёрам, поражает и даёт ожидаемые результаты. Бетехтин работает с минимальной сценографией, извлекая из пустоты необходимые, но преувеличенные до гротеска детали (брошь – голубок, у Бетехтина превратившаяся в старомодную (!) детскую игрушку – каталку). Бетехтин создаёт на сцене свой абсурдный мир – заметьте, не абсурд, заложенный в произведении – литературной основе, - это и так читается на поверхности, - а свой, именно театральный. Поэтому сначала шокирует «избиение» ни в чём не повинного инструмента – растрёпанного, израненного пианино. Потом понимаешь: в жизни бывает куда как жёстче. Страшнее. Здесь боль человеческая, показанная через предмет, вдруг осознаётся ещё более усиленной, невыносимой, а потому максимально выразительной.
Удивительно ритмичный, спектакль держится на нерве ушедшего времени, которое вдруг начинает безмолвно звенеть. И в этом состоит поразительное открытие Бетехтина – режиссёра. Он сумел прочесть в небольшом рассказе то, что у Татьяны Толстой едва ли проглядывает между строк, но чувствуется в тексте всё равно – несмотря на заложенную ею же иронию, кое-где доходящую до весьма язвительного сарказма.
Но спектакль не только о войне и о незаменимых человеческих потерях. Это ещё и тонкое предупреждение современным людям, с трудом выплывающим из моря конъюнктуры и моды, о том, что личность, не имеющая достаточно сил в себе, чтобы сохранить своё более или менее яркое лицо, обречена на манипулирование ею. За этим неизбежно стоит ещё и другая опасность – омаргиналивание, но это можно увидеть только со стороны.
Соня сумела сохранить себя, свою личность. Она не сохранила лишь свою жизнь, спасая любимого. Так ли уж важно, что она ошиблась? Наверное, глобальная жизненная ошибка Ады гораздо страшнее. В чём же она? В позорной слабости перед собой. В неверии в добро. В служении лжи, наконец. И это – очень своевременное предупреждение.
   23 сентября 2011 г.

… Вот и Премьера. Я ждала этого события. Спешу передать свои поздравления Театру – студии «Буриме» и Режиссеру Никите Бетехтину. Удачи в творчестве и жизни!               

               
 Справка. Исполнители ролей: Соня – Татьяна Бутуман, Ада – Наталья Латфуллина, Лев Адольфович – Антон Лавренов, Валериан – Дмитрий Попов, Серёжа – Дмитрий Евсеев, Котик – Юрий Шабельников. Композитор – Вера Борисова.


Рецензии