Маленькие истории школьной жизни

               
                или « ПОЧТИ МЕМУАРЫ БЫВШЕЙ УЧЕНИЦЫ »

                Школьные годы чудесные
                С книгою, с дружбою, с песнею,
                Как они быстро летят,
                Их не воротишь назад,
                Школьные годы…

               
                Родной кров
               
        Первые звуки этой песни уносят меня в далекое прошлое, когда все близкие были еще живы.
        Строгая мама была еще такой молодой, с аккуратной маленькой головой на длинной изящной шее, с бездонными глазами цвета темно-синих фиалок с нежными прожилками.
         Папины кудри прихотливо взвивались надо лбом, и крепкие руки подбрасывали меня высоко, высоко вверх, прямо к самому солнцу.
        Ласковая, всепрощающая «Маленькая бабушка», так прозвали ее потом, позднее, мои дети, пекла вкусные пирожки с капустой и жарила необыкновеннейшие котлетки, по форме напоминающие большую семечку.

        А летние дни были такими ясными и знойными, длились, казалось, до бесконечности: вот раннее утро, следом просто утро, потом начало дня, не спеша, подходит полдень и время обедать.
        Разморенное зноем время засыпает вместе с моим миром и тянется, тянется бесконечно аж  до прихода с работы родителей и наступает время ужина. За ним следует работа в огороде – страждущие растения молят о воде. Мы с бабушкой поливаем их до темноты. Потом долго еще сидим на скамеечке во дворе, смотрим на звезды и обсуждаем житейские проблемы.
 
        Вечерняя прохлада негой окутывает нас и уже так не хочется двигаться, думать и просто всплывает желание смотреть на звезды, мечтать, мечтать о чем-то невесомом и несбыточно волшебном подстать этим мерцающим огонькам в вышине. Незаметно для себя, убаюканная тихим разговором, я засыпаю, и уже сквозь сон чувствую, как папины сильные руки, шершавые от работы, нежно поднимают меня и несут в дом, укладывают в кровать.
         Но где-то на грани сна и яви я осознаю, что завтра опять будет такое же раннее утро, следом просто утро и  … все – провал.
         Ах, как счастлива я была под родным кровом дома и неба!

               
                Первая учительница моя

        Время вроде бы и тянулось, но в тоже время и летело. Это было время последнего лета моего детства, а за ним не замедлила явиться первая школьная осень. Да, да, я уже первоклассница! Сейчас не могу вспомнить, с этой ли песней я пошла в школу, но теперь почему-то уверена, что песня о школьных годах чудесных сопровождала меня с первого школьного сентября.               

        Встреча с первой учительницей оказалась не столь радостной, как мне представлялось из рассказов более старших соседок. Остался неприятный осадок, о котором не хочется и рассказывать. Класс показался огромным, особенно громадными были парты, которые составляли одно целое – стол и сиденья, были коричневыми с черными столешницами, просто чудовищного  вида. Мы же, первоклашки, были маленького роста с тоненькими ручками и ножками и огромными портфелями, к которым через месяц прибавились еще мешочки с чернильницами - непроливайками. Теперешние ученики даже в кошмарном сне не могут представить себе такой класс.

          Первая учительница месяца через два или три исчезла, а на смену ей пришла слегка полноватая, небольшого роста, с темными глазами и волосами, стянутыми на затылке в «бублик» женщина – Антонина Николаевна. Учила она нас до пятого класса. Прошло уже почти полвека, а перед глазами, и думаю не только моими, стоит эта милая, слегка улыбающаяся женщина с такими добрыми и все понимающими глазами, что сердце начинает щемить от слез и невысказанных ей слов благодарности. Если из нас что-то и получилось, то это в первую очередь благодаря ей, по-настоящему Первой Учительнице! Низкий поклон ей от всего сердца – если она жива, то пусть мои мысли согреют её, а если уже ушла, то пусть они молят за неё Всевышнего!


                Одноклассники.

      Было нас, кажется, тридцать. Помню точно, что класс делился поровну: каждая парта вмещала девочку и мальчика. Старая фотография донесла до этих дней облик каждого, хотя память всех имен и не сохранила. Но соседа своего Колю помню хорошо. Я жила на улице, где находилась и школа. Большинство одноклассников проходили мимо моего дома, только по другой стороне улицы.
     Колька старался пройти обязательно мимо моих окон: в школу он быстро пробегал, а вот из школы старался меня сопровождать, да ещё и портфель нести. Я благосклонно разрешала, забалтывала его, доводила до калитки, а потом быстро выхватывала портфель, стукала им его по крупной, круглой, лысой голове и убегала в калитку. Он же, хоть и получал портфелем почти каждый день, неизменно ловился на удочку разговора, никогда не обижался и на следующий день опять покорно и даже с благодарностью нёс мой портфель, как верный рыцарь.
     Милый, милый мальчик Коля, как же мне и теперь ещё стыдно за ту девчонку – несмышлёныша! Она тогда просто ещё не понимала, что тобою движет. Прошло много, много лет, а героическая преданность мальчика до этих пор хранит его имя в моей памяти, теперь уже совершенно седой женщины: матери и бабушки. И теперь уже мой внук также бережно несет чей-то портфель.
               

                Праздники
 
    Помните, нас было поровну мальчиков и девочек? Это оказалось очень удобным, особенно на 23 февраля и 8 марта, так как каждый делал подарок соседу или соседке.
    Мальчикам на 23 февраля мы дарили открытки и, обязательно, что-нибудь вкусненькое. В основном все были из рабочих семей; отцы многих всё ещё «запивали» прошедшую войну и свои подвиги; матери тянулись из последних сил, чтобы прокормить семь - ю, так как в то время она и впрямь была, как минимум из семи человек.
   Сладости доставались так редко, что ”грудочка” сахара, подаренная на Новый год, весь год потом и сберегалась под подушкой и только перед сном, для успокоения детского сердечка, осторожненько облизывалась и, только по особым дням, слегка откусывалась.

   Так вот нашим мальчикам мы старались подарить пирожок, булочку, даже котлетку или чудом сбереженную, и тоже когда-то подаренную старшими, конфету, которая воспринималась с таким восторгом, что озарялось счастьем и лицо дарительницы.

   На 8 марта наши мальчики дарили нам также открытки с трогательными и незатейливыми подписями; а вот возле открыток лежал букетик живых цветов: подснежников, пролесок, мускарей гроздевидных (мы их тогда называли «толкачиками») или ароматных фиалок. Где они их доставали мы долго не могли выпытать -  ведь купить-то их было негде. Потом, много позднее, я все-таки выспросила своего соседа: он не выдержал моего натиска и признался, что они каждый раз перед праздником идут далеко в степь и собирают там первые цветы, утопая, где в грязи, где в обильных лужах. А где-то и шлёпаясь в грязь на “пятую” точку, получают от мам подзатыльники за испачканные или разорванные единственные штаны, но следующей весной опять отправляются в “крестовый поход”! И всё ради только того, чтобы увидеть восхищенные глаза соседки.

   Конечно, это и должно было случиться при таком раскладе: уже в классе третьем мы все перевлюбились, и это иногда мешало “поглощению” знаний, и наша любимейшая Антонина Николаевна, спасая нас от нас самих, пересаживала нас и рассаживала пары подальше друг от друга. А новой весной мы опять влюблялись в своих соседов и соседок, и всё начиналось с начала.

   Так и затерялся во времени мой первый  сосед, мой “первый рыцарь”, кажется, его перевели в другую школу, вспоминается смутно – будто они получили квартиру. Это было интересное событие – у нас ведь были свои дома.
      
               
               

                Школа.

    Наша школа стоит на самом краю города, среди домов частной застройки. Она каждую осень и сейчас принимает первоклашек в свои стены, бережно растит их, обогащает знаниями, выпускает уже окрыленными в большую жизнь.

    Кстати, в этой же школе училась когда-то и моя “маленькая бабушка”: для девочек, в её время, были открыты три класса обучения. Считалось, что этого будущим хозяйкам вполне достаточно. Так вот, моя бабуля родилась в 1895 году, значит, в школу пошла лет с семи, то есть в 1902 году.
   Что это получается: моей школе уже более ста лет! Скольким же людям она выдала “крылья” для полета?! Старое здание сохранилось и до сих пор. Стены оказались такими толстыми и прочными, что достроили сверху этажи, прибавили пристройки, потом мастерские, провели инженерные сети, и школа преобразилась и зажила новой жизнью.

    Но это всё происходило постепенно и чуть-чуть позднее. А в начале был большой школьный двор, и вся детвора от первого до восьмого класса высыпала из школы “горохом” и “бобами”, всю перемену носилась и шумела по этому двору, поднимая тучи пыли. Всё это школьное царство гомонило с раннего утра до позднего вечера, потому что занятия были в две смены, после ещё кружки самые разнообразные, но все такие интересные и нужные в жизни.

    Мы с подружками посещали почти все их: пели в хоре и дуэтом, танцевали в ансамбле, читали стихи, рисовали стенгазеты и “Крокодила” (критические выпуски боевого листка), обучались английскому и немецкому языкам (“под палкой”– так как свежи последствия войны). Потом открылся театральный кружок и, конечно, мы записались и туда. Все занятия проводили наши же учителя. У нас создавалось впечатление, что они вообще не уходят из школы, так и живут в ней: встречали нас утром и провожали вечером.


                Уроки труда

    А ещё были и настоящие уроки труда: чему нас только не обучали?! До четвёртого класса все без исключения научились вышивать: салфетка, подаренная маме 8 марта, хранилась очень долго и потерялась только с уходом её в дальний, безвозвратный путь.

    В пятом классе нас обучали работе на станках: обрабатывали металл и дерево. Лет семнадцать назад я с мужем зашла в свою первую школу, было лето, учителя все незнакомые, классы новые и только здание старой мастерской меня узнало, узнало и пригласило войти. И что же я увидела?! Висит стенд, на нём работы школьников. И, представляете, две мои работы тут же?! Я даже глазам не поверила! Аккуратно прикреплены металлические                                петли для форточки и выпиленная лобзиком из тонкой фанеры, раскрашенная красками - рисунок грибочки, покрытая лаком, рамочка для фотографии. Под всем этим моя фамилия и первая буква имени.

    Услышав наш разговор, из кабинета вышел молодой человек, представился учителем и спросил о цели нашего визита. Я объяснила, что более двадцати лет назад я училась в этой школе и работала в этих мастерских. Молоденький учитель живо стал рассказывать о школе и показывать работы на стенде. Показал на мои работы и говорит: “А вот эти работы я всегда показываю ребятам и говорю,- видите чего достиг мальчик, который внимателен на уроках и трудолюбив?!” Когда же я сказала о его ошибке, что эти работы выполнила девочка и эта девочка я, то теперь уже его удивлению не было предела.
    Мы долго беседовали с ним, и он пообещал, что теперь ещё больше будет ставить мои работы в пример ребятам, так как надеется, что им стыдно станет работать хуже девочки. На этом мы и расстались очень довольные беседой.


                Учхоз.
    А ещё у нас был огромный участок земли в районе, который в народе образно назывался “Мамайка”. Каждую весну мы встречали в хлопотах и заботах: надо было вырастить рассаду для огородов. Ещё с осени мы собирали всевозможные семена: овощей, фруктов и цветов. Уже в феврале высевали их в парники, которые были расположены в тихом и солнечном месте. И начиналось дежурство: рано утром парники надо было открывать для проветривания; ближе к вечеру закрывать и укутывать ещё матами из соломы, чтобы ночной мороз не “нашкодил”.
    В начале апреля – пикировка рассады. У меня сохранилась фотография, где мы с подружкой Галей держим крохотные растеньица и весело смеёмся, обернувшись к тому, кто нас фотографирует.
    Фотограф, конечно, парень, и наш поклонник. В то время мы, девочки, старались увернуться от объектива, а сейчас я ему так благодарна: ведь он помог сохранить миг нашей жизни! Об этом мальчике я тоже ещё напишу, а сейчас – рассада…

    Вся школа жила известиями о жизни наших питомцев: уже проклюнулись семена, уже первые листочки, а вот и следующие и т.д., и т.п., до тех пор, пока не приходит время высаживать в открытый грунт. Опять вся школа, после уроков, мчится пешком на школьный участок. Особо доверенные старшеклассники 7 и 8 классов, аккуратно устанавливают ящики на грузовик, везут на участок и также аккуратно их сгружают. А здесь полным ходом идёт работа: всё уже размечено, натянуты шпагаты, готовы лейки и вёдра с водой и школьники, аж дрожат от возбуждения, готовясь и торопясь приступить к работе.
    До позднего вечера кипит на участке суматоха, с последним лучом солнышка последний саженец опущен в мягкую, теплую землю и полит. Все!               
    Ура!!! – раздается над полем. Ребята, перепачканные землей, мокрые от усердия, гуськом  покидают грядки. Уже почти темно. Мы умываемся на краю поля из бидонов  холодной  водой, расхватываем краюхи хлеба, заранее припасенные нашими учителями, и смачно жуем, запивая водой, посматриваем, друг на друга, устало улыбаемся и потихоньку приходим в себя: начинает раздаваться чей-то веселый смех, вскрики девчонок – это ребята начали извечную признательность проявлять: слегка щипля девчонок или дергая за косу.

    Постепенно стали образовываться группки по месту жительства – ведь пора домой: некоторым идти очень далеко, другие живут поближе.
    Нехотя, делясь впечатлениями о только что пережитом, мы начинаем трогаться в путь. Учителя, уставшие не меньше нас, напоминают о завтрашних уроках и, жалея и сочувствуя, сообщают: “Так уж и быть – не буду никого завтра вызывать к доске!”
    Мы с восторгом воспринимаем радостную весть. Это придает некоторым мальчишкам энергии, и они начинают носиться вокруг, как “угорелые” –видно слишком часто горели дома, что взрослые именно таким словом называли чересчур расшалившихся детей.

     Все стали расходиться кто – куда.
     Отдохнувшая, свежая луна выглянула осторожненько, посмотрела по сторонам и, увидев ребятню, решила сопровождать маленьких тружеников, освещая им путь.

     Начались не только школьные, но и трудовые будни: за каждым классом от пятого до седьмого (школа была – восьмилетка) закрепили участок огорода, чтобы обеспечить уход за рассадой, деревьями, ягодниками и цветами. Вокруг школы была высажена рассада многочисленных цветов, которые цвели все лето, образуя чудесные цветники и радуя нас изобилием красок  до поздней осени.

   В учебном хозяйстве растения подросли: у капусты завязались вилки, созрели огурцы, потом земляника, малина, черешня и вишня. Необходимо было охранять огороды: ночевать со сторожем и делать обходы – благо наступили долгожданные каникулы.

       Днем, в основном, работали девочки: пропалывали, рыхлили почву, поливали – ведрами носили воду из ручья. Мальчики сторожили и помогали подружкам поливать, собирать урожай, большая часть которого нами и употреблялась, но какая-то часть продавалась. Деньги шли на нужды школы.
        Наконец – то созрел наш основной урожай: капустные кочаны были так огромны, что поднять их ребята могли только вдвоем! Они грузили капусту на машину, а девочки ездили продавать. В то лето был отменный урожай. Мы заработали денег столько, что школа смогла купить инструменты для нашего оркестра. Вся школа, от мала до велика, радовалась такому приобретению. Все школьные мероприятия теперь сопровождал наш собственный оркестр!!!
               
               

                Сбор металлолома – дело государственное.

     Страна Советов запустила первый космический спутник вокруг Земли.
Его позывные слушали все, затаив дыхание. Вся страна ликовала!
      Это событие вызвало в каждом жителе нашей огромной России бурю эмоций, небывалый подъем всех сил. Для развивающейся промышленности требовалось много металла. Школьников призвали помочь заводам в сборе металлолома.
       Наша школа, естественно, не осталась в стороне от великого дела: собирали все классы и всем классом. Был объявлен конкурс: кто соберет больше – поедет всем классом на экскурсию.

       Победили два класса: 5-а – там училась моя подруга Женя и, конечно, наш дружный  6-б. Мы собрали классом что-то около шести тонн металлолома, четко продумав весь план операции «Металлолом»: послали несколько групп на разведку. Если металла было мало, то разведчики его сами и приносили. Если требовалась помощь – за подмогой посылался один из разведки, остальные охраняли “клад”. Для помощи посылалось требуемое количество дружинников, которые входили в состав мобильных отрядов: в самом деле, мобильных, потому что у них были тележки на колесиках – подшипниках, которые они сами и сделали. Когда такой отряд передвигался по улицам, то шум от подшипников и металлолома был слышен далеко окрест, а собаки заливались бешеным лаем, доходя порою до истеричного завывания.

        Грохот и лай волной накатывался  на школу  и звенящим аккордом заканчивался только у огромнейшей кучи металлолома во дворе, где и производили примерное взвешивание и учет.
        Хозяйки в начале эпопеи выскакивали с руганью из своих дворов и набрасывались на школьников, давая яркий пример для своих четвероногих защитников, но так как это продолжалось не один день, то и  хозяйки, и  дворовые псы попривыкли. Когда, наконец, все затихло, и сбор металлолома был закончен, все взвешено, погружено на грузовик и окончательно увезено, то вокруг школы наступила такая тишина, что хозяйки и их верные сторожа с начала нервно вздрагивали даже от малейшего звука.
       И вот по школе разнеслась радостная весть: мы едем в Теберду! Ура!!!
 

                Теберда.   

      Начало июня. Во всех классах школы стоит тишина, и только восьмиклассники, напряженно с задумчивыми лицами, ходят на консультации и экзамены, свысока и пренебрежительно смотрят на нашу возню.
      Наши два класса -5А и 6Б, объединились для совместной выработки решения: что брать, сколько и во что. После долгих споров на все вопросы находятся ответы, мы тщательно составляем списки людей и вещей, все подписываем у директора. Собираем деньги, покупаем, сортируем и укладываем все, что необходимо для школьников и трех взрослых в путешествии.
    Поздно вечером мы отправляемся по домам. Впервые мы, всем классом выезжаем путешествовать на три дня с ночевкой в далекую неведомую страну гор -  Теберду. Волнуемся мы, победители конкурса, волнуются и наши родители: одно дело походы по окрестностям, где и сами бегали когда-то, и совсем другое эта поездка в горы: никогда еще дети не уезжали так далеко и самостоятельно.               

     Рано утром, чуть только ясная зорька окрасила подол неба нежным розовым светом, как в домах наших одноклассников все загомонило: ребята сами проснулись и засобирались в долгожданный путь, на бегу позавтракали, попрощались быстро с домашними и в школу.
     Подкатили автобусы, и мы торопливо расселись по местам, укладывая вещи. Проверка по спискам. Команда директора – и в путь!
     Радостные и возбужденные, мы сразу же начинаем петь песни о дороге, о путешествии, о шофере:
        « А дорога ровною лентою вьется
           Слева поворот, осторожней шофер.
           Пусть твой грузовик через бури пробьется
           Крепче за баранку держись, шофер..."

      Пока доехали да Кавказских Минеральных Вод, даже притомились от собственного песенного усердия. Когда же на горизонте прорисовались горы, то и совсем притихли. А вот и знаменитая гора Кинжал. Представляете, нам посчастливилось ее увидеть?! Каменный клинок гордо возвышался над окружающей местностью, как бы посылая вызов Земли – Небу... Небо и ответило! Нет теперь местной знаменитости. Помогли Небу неразумные людишки. Умирают и горы. Остается в памяти печаль от потери одного из чудес  нашего мира...

      Автобусы катились, катились и  приехали в Теберду. Нас разместили в школе: разложили  вдоль окон спортивного зала маты, оставив посередине проход. Все быстренько разместились и приготовились к ночлегу, перекусили наскоро и на улицу – осматриваться.
     Особое впечатление произвели вековые сосны, окружающие нас со всех сторон: куда не кинешь взгляд – высоченные, задумчивые деревья. А воздух! Им не дышишь! Нет! Его пьешь  медленными глотками и никак не можешь напиться!
     Уставшие от дороги, беготни, впечатлений и собственной болтовни, мы легли спать совершенно обессиленные, вперемешку оба класса. Пошептались еще немного и быстро затихли.
     В открытые окна сосны шептали нам колыбельные, посылая пряный аромат хвои. Под их двойным воздействием спали все крепко, лишь слегка вздрагивая во сне.

     О том, что наступило утро нас, известил громкий щебет птиц за окном, которые с утра пораньше выясняли семейные и территориальные отношения.
     Бодрое временное поселение спортивного зала вскочило, дружной гурьбой высыпало к умывальнику, быстрее завтракать и еще быстрее по автобусам: очень хотелось опять увидеть горы, и предстояла экскурсия на Домбайскую поляну или просто – Домбай.

     Дорога проложена по глубокому ущелью, высоченные стены которого сильно изрезаны дождями и ветрами. Одна гора дает такое впечатление, будто ее побрили острым лезвием. Экскурсовод поясняет: “Такой след оставляет лавина. Она как бы слизывает огромным языком все на своем пути”. Дикой первозданной красотой веет от окружающего ландшафта. Школьники поневоле притихли, зачарованные открывающейся сказкой гор.

     Приехали на поляну, осмотрели все вокруг, попили студеной воды из протекающего ручейка и решили подняться выше в горы, к самому снегу.
     По пути, то один восхищенный путешественник,  то другой вскрикивает, обращая внимание остальных на открывающиеся красоты природы. Наконец-то добрались до снега.   Совсем не верится, что сейчас где-то лето! Снег лежит толстым, сантиметров в тридцать, зернистым слоем, а над ним поднимаются в бездонное синее небо белые цветы – подснежники. Прямо из-под толщи снежного покрывала, назло холоду, выбрались из плена Зимы крохотные дети Весны! Какие после этого еще нужны чудеса?! Человеческие дети замерли, вдруг почувствовав присутствие  великой созидающей силы этого мира безмолвия и красоты. Кто-то тихо прошептал: “Мы попали в сказку!”
    Оглушенные, мы долго еще стояли, притихнув, и любовались, открывшейся панорамой гор, и постигали чудо возрождения жизни.

    Взрослые  напитались красотой и  скомандовали – возвращение. Нехотя, медленно отрываясь от изумительных картин природы, все тронулись в обратный путь. Ведущие, видимо отклонились от первоначальной дороги, так как вскоре мальчишки нашли полянку с необыкновеннейшими темно-вишневыми в крапинку  цветами. Тюльпаны стояли такие маленькие и беззащитные, что рука не поднималась, чтобы прервать их жизнь. Некоторые девчонки все-таки хотели сорвать несколько цветочков, но так и не решились нарушить красоту: пусть полюбуются и другие люди! Волшебный мир гор оказался очень хорошим воспитателем!

     Проголодавшиеся и уставшие, мы вернулись на базу, пообедали. Посетили зоопарк. Посочувствовали животным, которые вынуждены сидеть в клетках. Мы ведь теперь очень хорошо осознавали, что такое горы и как прекрасна в них жизнь!

     Физрук предложил ребятам подняться на скалу. Он когда-то был там и хотел повторить путешествие, научив мальчиков кое-каким приемам преодоления препятствий. Расстроенные девчонки нашли вскоре себе занятия по душе: игра в мяч, догонялки, приготовление вкусного ужина. Ждем – пождем, а ребят все нет. Стали волноваться. И тут самые зоркие девчата разглядели, спускающихся ребят. Встреча была радостной: так, видно, встречали своих мужчин из походов и наши прародительницы.
               
    Мальчики шли к нам навстречу и улыбались, с загадочным выражением лиц ,причину, которых девочки поняли чуть-чуть позднее. Ребята, подойдя к нам вплотную, вдруг распахнули свои курточки и высыпали к нашим ногам охапки белоснежных ароматных цветов, окутавших наши ноги высокой волной! Мои любимые ландыши!!! Это было зрелище! Вокруг нас было много других экскурсантов, и все замерли и смотрели на нашу группу в восхищении.

     Наши верные “цветочные рыцари” наслаждались, произведенным эффектом. Девочки, в изумлении, не шевелились, взирая на цветы у своих ног и на ребят. Придя немного в себя, юные прелестницы кинулись собирать цветы, благодарить уставших поклонников и кормить ужином.

     Завершение вечера было на Черном озере. Мы катались на лодках по озеру, бережно держа в руках маленькие благоухающие букетики. Остальные цветы сохранялись в банках и ведрах с водой. Началась следующая эпопея влюбленностей нашего веселого и дружного класса. Именно здесь я поняла, что парень, принесший с таким трудом мои любимые цветы и пригласивший меня в лодку, сделал это по велению своих чувств. Я ответила на призыв, согласуясь с чувствами, которые начали во мне просыпаться.
         Черное озеро – светлая и юная дружба-любовь...


                Дружба или любовь?

      Летние каникулы – долгожданная пора... Образовалась группа из девочек-подружек и наших друзей ребят. Мы ходили на пруд, который был за Мамайкой. Посередине прудика стояло дерево, и ребята прыгали с него в воду, поднимая фонтаны брызг. Каждый старался, чтобы его фонтан был больше, чем у других. Пруд был мелким,  и вскоре вода становилась мутной. Тогда мы становились в круг и играли в мяч. Вскоре многие девочки стали такими же ловкими и подвижными, как и ребята. По-существу – это было последнее лето нашего детства.

      Мы были, приблизительно, одного возраста, временной промежуток составлял что-то около года – полутора. Но девочки уже начали приобретать формы будущих прекрасных дам, тогда, как ребята еще оставались детьми, только некоторые начинали резко тянуться ввысь.

      Мой юный лодочник Саша, однажды, научил меня расправе с вездесущими комарами. Он сказал: “Ты дай возможность комарихе спокойно усесться. Пусть она в предвкушении пира потрет лапками, почистит хоботок. И вот, когда комариха совсем успокоится и приблизит хоботок к твоей руке – в этот момент ее и нужно прихлопнуть!” Этот прием помогает избавиться от надоедливых насекомых до настоящего времени. А когда наступает  комариная пора, то я с благодарностью вспоминаю и о Саше. И не только из - за насекомых. Просто этот мальчик дал мне понять, как хорошо быть особой женского пола: застенчивые ухаживания, мимолетные улыбки, нечаянно пойманный взгляд, в котором читалось любование с восхищением и, что-то еще особенное и неизведанно – чудесное...                                                
   Фотографии этой поры, сделанные Сашей и его друзьями, помогают вспомнить моменты моей юности. Огромное вам спасибо, ребята, за подарок  - возможность вернуться, хоть на миг, в юность!

   С начала лета наша компания держалась еще какое-то время, а потом мы расстались: кто-то уехал на море или к бабушке, а у кого-то появились неотложные дела.
   Мое лето было наполнено романтикой книг. Я брала книги у тетушки и пешком возвращалась с Ясной Поляны на улицу Серова. По дороге жадно вчитывалась в строки, открытые наугад. Рассматривала картинки и не замечала, что мой путь уже завершен и я стою у ворот своего дома.

   “Путешествия” в неведомые миры Майн Рида, Фенимора Купера, Жюль Верна навсегда покорили мою душу, заполнили мой мир фантазиями и мечтами, благодаря которым я научилась сама  сочинять  всевозможные сказки и истории, которые рассказывала летними вечерами соседским девчонкам, а теперь пытаюсь передать их бумаге.
 
   Мне никогда не бывает скучно. Я просто не понимаю, как можно скучать, когда у тебя есть друзья – книги и возможность мечтать! Беда нынешней молодежи – косноязычие. Они с трудом изъясняются, речь засорена словами – мусором. Письма сейчас пишутся крайне редко и потому, что люди разучились ясно и понятно излагать свои мысли на бумаге. Если говорить не могут, то уж написать?!.. Мечты не распространяются дальше материального насыщения, а так как  не умеют правильно строить предложения и фантазировать, то и получается все наперекосяк. Отсюда недовольство жизнью, попытки замены настоящей жизни всевозможным суррогатом и т.д. и т.п. А изначально школа и родители должны учить фантазировать, осторожно направляя мысли в сторону  Света, Добра и Любви!

   Пролетело последнее лето детства с незаметным переходом в юность: в хлопотах по дому и огороду, в чтении любимых книг и мечтах. Пришел седьмой сентябрь школьной жизни. Встреча одноклассников была, как и всегда бурной и радостной: соскучились друг за другом и за школой. Ведь столько прожито всего вместе!
   Парни наши чуть-чуть изменились, только загорели до черноты и некоторые подросли. А вот девчонки! Но нет, теперь уже и не совсем девчонки: многие основательно подросли, приобрели очень рельефные  формы. Это было в диковинку – некоторые ребята даже слегка растерялись: вроде бы и его соседка, но в то же время и совсем не его...

   Школьные будни вскоре поглотили новизну знакомых лиц. Течение школьной жизни вошло в свое обычное русло. Наша классная дама не дотягивала по своим душевным качествам до моей любимой Антонины Николаевны. Я часто убегала к ней в ее новый класс, где была пионервожатой и с удовольствием проводила там  почти все свободное время.               

   Наступила зима. Мы с друзьями стали ходить кататься с горки по улице, где жила моя  подруга Алла. Ее мама, приветливая и душевная, была нам рада и частенько угощала пирожками, вкус и аромат, которых мое обоняние хранит до этих пор. По слабо освещенной улице мы неслись на санках с такой скоростью, что захватывало дух. Морозец обжигал и румянил щеки, а душе хотелось петь: рядом был Саша. Несколько раз он провожал меня домой, о чем говорили по дороге – и не помню, видимо больше молчали и смотрели на звезды.
А вот на Новый год?!


                Школьный Новогодний бал.

    В этом году нам впервые разрешили прийти на вечер – танцы в школу. Как мы волновались и переживали! Девочки долго не могли остановиться в выборе нарядов. В первый раз нам разрешили надеть не простые, а капроновые чулки. Мы замучили наших матерей своими сборами на первый в жизни Бал.

   И вот – свершается! Заходим гуськом, тесно прижавшись, друг к дружке, и также тесно прижимаемся к стенке. Сердце замирает – первый бал! Осматриваемся. Юноши – старшеклассники вежливо приглашают девушек на танец: какие они все сегодня важные и даже чуточку незнакомые. Наши ребята стоят смущенные и никак не могут “отклеиться “ от пола.

   Подходит парень, я еще не знаю меня ли пригласит, но сердце тревожно и сладостно замирает предчувствуя... Он касается моей руки выше локтя и говорит вопросительно: “Разреши пригласить на танец?” Я задержала дыхание, как перед броском в воду, все тело становится деревянным и неуклюжим – ведь это первый танец с парнем в моей жизни! Послушно иду за юношей, становимся в круг танцующих. Я осмеливаюсь поднять глаза на партнера – это же друг Саши. Я сразу успокаиваюсь и свободно кружусь в вальсе. Мы о чем- то незначительном разговариваем. После танца он благодарит меня и провожает к подругам.

   Постепенно все освоились, успокоились, и вечер прошел как-то незаметно. Мы танцевали все вместе, став в круг и по парам. Меня приглашали танцевать другие ребята, друзья Саши, а вот сам он так и не подошел. Почему? Танцевал ли он с кем – я и не помню.
Так и не расцвел из бутона дружбы цветок любви. Может, было еще рано? Подснежники растут из-под снега, но не в середине зимы.
 
               

                Подруги.

    Наш класс состоял, как вы помните, не только из мальчиков, но и девочек. Многие из этих девочек были моими подругами. Дела на общее благо класса и школы сплачивали нас в большой и дружный коллектив единомышленников.
    Я хочу поведать о самых близких подругах.
    Галя – девочка со светлыми волосами и серьезными голубыми глазами. От всей ее крепко скроенной, ладной фигурки веяло спокойствием и уверенностью. Все израненные мальчишки нашего класса получали от нее “скорую помощь”. Проверка чистоты класса, одежды и самих школьников – также доверялась ей. Свои обязанности  Галочка выполняла добросовестно и ни один “грязнуля” не мог скрыться от ее всевидящих глаз.
    Мы с Галей много времени проводили вместе, находясь, то у меня дома, то у нее. Когда становилось тепло, мы  часто занимались своими делами во дворе их дома под огромным кустом олеандра. Позднее, если я видела этот кустарник, то моя память неизменно возвращала меня в мое детство и  к Гале. Теперь в моем доме живут три кустика этих чудесных растений и каждую весну дарят мне ароматные букеты цветов.
    После окончания школы Галя пошла учиться в медицинское училище. Мы стали видеться все реже и реже. При  коротких встречах  мы торопились поведать друг другу о последних значительных событиях нашей жизни. Так я узнала, что она познакомилась с парнем, который учился в военном училище, потом вышла за него замуж, родила ребенка. Прошло еще время. Я уехала в другой город, потом переехала еще и еще. От наших мам я узнавала, что и Галя переезжает часто, следуя за мужем военным.
   Семья моя переехала, наконец-то поближе к Ставрополю. В один из приездов в город, я узнала, что Галя живет в родительском доме. Поехала к ней. Дома никого не оказалось. Соседка сказала, что Галя отдает сегодня замуж свою дочь. Вот так я и узнала, что у моей подруги есть дочь.

   Оля – высокая, темноволосая девочка с толстенной косой ниже талии, которую завершал огромный белый бант. Я была маленькой, худенькой смугляночкой. Оленька всегда представлялась в моем воображении красавицей. Всегда очень аккуратная и опрятная. От старания она часто слегка прикусывала нижнюю губку, и от этого выглядела так очаровательно! Училась она на одни “пятерки”, оправдывая свою фамилию, и впрямь была “золотой” девочкой. В те годы многие ученики были прилежны в учении, но Оленька отличалась, какой-то особой старательностью в  учении, заражавшей и нас желанием следовать ее примеру.
    На мой день рождения, в тринадцать лет, Оля подарила мне маленькую вилочку с черной пластмассовой ручкой и чайную ложечку. Эти две вещицы объездили со мной пол – страны. Они целы и сейчас. Всякий раз, когда я достаю их из ящика стола для внуков, то неизменно вспоминаю добрыми словами дарительницу. Две маленькие вещицы: вилочка и ложечка               
– пробуждают во мне яркие картины детства, веселый круг подружек за праздничным столом, тепло маминых рук...
   Недавно я узнала, что Оля живет в том же доме, что и раньше. Она должна была окончить медицинский институт, в который настойчиво поступала несколько раз, стремясь осуществить мечту своего детства и, идя вслед за мамой. Об Оле мне рассказал  наш одноклассник, память которого не давала ему, видно, покоя и до этих пор, возвращаясь к облику статной, юной красавицы.

   Лида – моя старшая подруга и наперсница. Окна наших домов смотрелись  друг в друга днем и ночью. Возле дома Лиды росла сирень и под этим огромным кустом – деревом проходили многие наши игры. Лидочка была старше меня лет на пять и поэтому в играх часто исполняла роль моей мамы: одевала, кормила, а когда “по сценарию игры” приходила пора свадеб, то и “выдавала меня замуж” за соседского мальчика Вову.               
   Родственники ее матери, тети Паши, жили в деревне и поэтому в коридоре их дома всегда стояли мешки с семечками, лежали огромные тыквы. Очень часто мы с Лидой жарили семечки и тогда вся улица, от мала до велика, лузгала их на вечерних посиделках до самой темноты и до боли на зубах и языке, устилая землю ковром из шелухи.
   Лидочка перешла учиться в школу N3 и брала меня теперь уже и туда на Новогодние елки, к моей великой радости. После окончания школы Лида пошла работать. Через какое-то время она встретила очень хорошего парня и вышла замуж. Много лет прошло и как-то погожим июньским днем, я с Лидой случайно встретилась на пр. К. Маркса. Я узнала, что у Лидии Ивановны растут две дочери, что она очень счастлива
   Милые мои, подруги, как хочется вас увидеть! Меня наполняют мечты о встрече и, если очень постараться, то все может и сбыться!


                Нинель Николаевна.

   Седьмой класс завершился, а вот восьмой начался с разлуки: выстроили новую школу вверху улицы Серова и классы нашей школы  разделили, отправив часть ребят в ту школу. Огорчения разлуки долго не давали нам покоя. Наш класс даже устраивал забастовки: ребята никак не хотели идти в незнакомую школу.
   В конце концов, заботы учебного года и  непреклонная настойчивость учителей пересилили и заглушили страдания разлученных. Жизнь вошла в новую колею, хоть и не такую дружную, но со своими радостями.

   Ушла наша классная дама, а на смену ей пришла изумительнейшая учительница, которая знала немецкий, французский и испанский языки. Высокая, статная фигура ее выражала такую притягательную целеустремленность, темные волосы и брови, темно – карие глаза и ярко – алый рот на бледном лице, создавали полную иллюзию дамы – испанки, сошедшую с картины какого – нибудь испанского художника.               
   Кипучая энергия Нинель Николаевны моментально передалась нашему классу: все вдруг полюбили иностранные языки и принялись изучать даже испанский, хоть его и не было в программе. Вместе с ней мы выпускали очень интересные стенгазеты, как по содержанию, так и по оформлению. Я любила рисовать и на этой почве подружилась с новой классной руководительницей. Она подсказывала новые приемы оформления газет, помогала в подборе материалов. Но ей и этого  было мало!

   Наша выдумщица Нинель Николаевна предложила написать письмо Фиделю Кастро! Целую неделю всем классом мы сочиняли письмо и переводили его на испанский язык. И как мы были счастливы, получив ответ от вождя кубинских революционеров! Он прислал нам галстук голубого цвета -  пионерский галстук их организации, и значки. Так завязалась переписка и дружба с вождем кубинцев. Наш класс ходил счастливый и гордый. Мы  стали переписываться и с другими интересными людьми. В конце концов, пришла идея открыть музей им. Рихарда Зорге, так как к этому времени мы переписывались и с людьми, знавшими о судьбе разведчика, и скопилось много интересного материала.

    Хитрющая наша “иностранка” прекрасно обучала, таким образом, нас иностранным языкам – виден ведь был результат. Мы пропадали в библиотеках, выуживая сведения о жизни интересных людей, делясь добытыми сведениями, учились разговорной речи. А наша милейшая учительница подстегивала наше рвение ненавязчивой поддержкой и умелой похвалой. Это сейчас я так все понимаю, а тогда наш класс горел желанием добывать интересный материал, делиться им с друзьями и слышать одобрение любимой учительницы.

    Завершая маленькие истории школы N13, мне хочется написать еще о двух учителях, оставивших  неизгладимый след в моей жизни.


                Раиса Андреевна.

    Она учила нас математике с пятого класса. Эта строгая, неулыбчивая, очень сдержанная женщина старалась влить в наши головы, как можно больше знаний по своему предмету. Рассказывала о формулах и решениях задач до тех пор, пока самый несообразительный ученик  не доходил до истины. Отстающих учеников прикрепили к успевающим, и нам приходилось отчитываться не только за свои успехи, но и подшефного.
    Раисе Андреевне было около сорока лет, может и больше, зрение от проверки тетрадей уже испортилось. Когда она, чуть прищурив глаза, строго взирала на нас, то у многих учеников “мороз пробегал по позвоночнику”. И совершенно никому не хотелось, чтобы она при этом еще, что – нибудь высказала в твой адрес.
               
    Училась я хорошо, контрольные задания решала в числе первых, и не помню случая, чтобы вызвала ее особое неудовольствие, но, тем не менее, память о взгляде этих строгих глаз приводила меня в трепет долго и после окончания этой школы.

    Как-то по радио передали радиопостановку об учительнице и бывшем ученике, который вспомнил ее и пришел к старой учительнице через тридцать лет с букетом цветов. На уроке мы вспомнили об этой постановке и немного поговорили. У многих на глазах были слезы сочувствия. Наша учительница сказала тогда: “Это обычное дело, когда дети оканчивают школу, то уходят навсегда и редко вспоминают об учителях. Начинается совсем другая жизнь, полная своих тревог и забот”.

    Нам, детям, это было тогда еще непонятно, как можно забыть учителей, которые уделяют нам столько своего времени и дают столько знаний?!
    После этой школы я училась два последних класса в другой школе, которая была далеко от дома. Время свободное появлялось только в воскресенье и на каникулах.  Несколько раз я заходила в свою бывшую школу, даже приходила на вечера – встречи выпускников, но знакомых учителей  и ребят не встретила.

    Года через два я стояла на остановке автобуса, когда подошла женщина. Сразу я не обратила на нее внимания, так как была чем-то озабочена, да и зрение ухудшилось, а когда все-таки глянула в ее сторону, то мне показалось, что это Раиса Андреевна. Хотела уже подойти, но она так памятно строго посмотрела в мою сторону, прищурив глаза, что давнишний страх проснулся вдруг во мне и приковал к месту. Подошли знакомые девочки и отвлекли меня. Когда же я увидела, что автобус закрыл двери и отъезжает, то и вздохнула с облегчением, и следом расстроилась, что не подошла к своей бывшей учительнице. Я так и жалею до этих пор, что не высказала ей слов признательности, что часто вспоминаю о ней, что благодаря ее стараниям я полюбила математику и закончила математический класс в другой школе; за то, что она научила меня мыслить и анализировать.


                Елена Филипповна.

     Елена Филипповна  учила русскому и литературе еще и мою сестру. От сестры я слышала только очень хорошие отзывы об учительнице и очень хотела, учиться у нее. В восьмом классе мое желание исполнилось!
     Елена Филипповна была учителем от Бога! Она не просто прочитывала нам произведения авторов. Она разыгрывала перед нами целые спектакли: перед нашими глазами возникали живые образы героев произведений!               
      Многие строгие учителя требовали тишины, говоря: “Чтобы было слышно, как муха пролетела!”. Елена Филипповна никогда от нас такого не требовала. Но все ученики сидели так тихо, затаив дыхание и послушно, поворачивая головы, следя за передвижениями рассказчицы по классу и, боясь пропустить хоть одно слово или движение, что и впрямь было слышно, как жужжат, летая, мухи.
     Талантливая учительница организовала драматический кружок. Многие из нашего класса приняли в нем самое активное участие. Был поставлен спектакль по произведению М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Я очень любила стихи и многие знала наизусть, поэтому мне поручили роль суфлера. Главную и единственную роль играл наш одноклассник, и ему в поддержку нужен был, естественно, помощник. Мы выступали в городском конкурсе самодеятельности школ города, и заняли одно из первых мест. Ни у кого из школ больше не было театра – студии.
     Дорогая, Елена Филипповна, Вы научили меня правильно говорить и писать, ясно излагать свои мысли в разговорной речи и на бумаге. Эти маленькие истории появились и благодаря той любви к литературе, которую Вы заронили в мое сердце.

     Прошло уже сорок лет, как я вышла из стен своей первой школы. Все эти годы я с благодарностью вспоминала Вас, Дорогие Учителя! Вы с честью несли по жизни это гордое имя – Учитель! Вы щедро отдавали своим ученикам  не только накопленные долгим трудом знания, но не менее щедро Вы делились с нами своими душевными силами, не считаясь со временем, которого было затрачено для нас гораздо больше положенных уроков.
    Двадцать лет я работаю с молодежью и стараюсь быть похожей на Вас, в Ваших самых лучших душевных устремлениях.
    Ваши бывшие ученики закрутились в вихрях жизненных проблем, но память о Вас и все, что подарено Вами, бережно хранится в наших сердцах.
    Низкий поклон Вам, Учителя, до самой земли!!!


                Март – май 2004 г.
       







               
             
 
               


Рецензии
Очень приятные воспоминания... Спасибо!

Ольга Хамдохова   29.02.2012 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Всего доброго.

Вера Соколенко-Малашенко   01.03.2012 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.