Моя азиатская ментальность

Моя  азиатская  ментальность   стояла  у  нас  за  огородом,  когда  мы  жили  в  большом  селе  Приморского  края.  Это  тот  самый  край,  где  в тайге  всё  ещё  бродят  тигры.  Ментальность  называлась – фанза  корейца  дяди  Коли.  Она  была  круглая,  а  крыша  напоминала  соломенную  шляпу самого дяди  Коли.

Говорили,  что  у  него  когда-то  была  жена,  но  я  это  время  не  застала,  потому что  меня  тогда  ещё  не  было  на  свете.  Помню,  что  дядя  Коля  всегда  был  пьяный  и  худой  и,  иногда,  просил  деньги.  Пил  он,  наверное,  от  одиночества,  а  может  потому,  что  в  него  вошла  не  самая  лучшая  часть  русской  ментальности,  а  корейская  в  этот  момент  задремала  и  не  дала  по  морде  русской  ментальности. 

Потом  дядя  Коля  умер  от водки,  а  его  фанзу  разрушили  и  подожгли  мальчишки,  и  она  сгорела. Почему  я  это  всё  вам  рассказываю?  Сейчас   объясню.  У  меня  есть  родственник  в  Америке – муж  моей  двоюродной  сестры.  Он  журналист  и  пишет  в  русские  издания,  выходящие  в  Америке  для  русской  эмиграции.

Я  прочла  его  многие  публикации.  Пишет  он  неплохо,  но,  иногда,  критикует  нашу  русскую  жизнь уж  как-то  очень  смело,  хочу  сказать  несколько  высокомерно,  в  общем  так,  как  нужно  для  эмигрантской  прессы – с  чувством  небрежного  превосходства  и  с  поучительными  интонациями.

Вирус  у  них  там  такой  бродит и всех  поражает,  даже  вновь прибывших,  называется:  «Как  нам  обустроить  весь  мир  согласно  нашим  желаниям». Живёт  он  в  Америке  семнадцать  лет,  но  уже  наловчился  поплёвывать  в  сторону  исторической  Родины. 

Покинул  он  её,  в  действительности,  давно,  переселившись  в  самую  западную  часть  бывшего  СССР - Прибалтику. Родина  - г.Омск,  а  восточнее   нигде  не  был.  Затем  перебрался  в  Америку.

Не  могу  привести  всю  его  статью – незачем,  но  извлеку  из  контекста   следующие  предложения: «Образованный  народ  с  азиатской  ментальностью  опять  добровольно  лезет  в  петлю  культа  личности.  История  Россию  ничему  не  учит».  Статья  опубликована  в  2008  году. 

Я  не  политик.  В  нашем  роду  политиков  вообще  никогда  не  было.  Каждый  занимался  своим  делом. Однако  про  ментальность  круто  сказано.  Он - то   имел  в виду  среднеазиатскую  ментальность, где  власть  по  наследству  передаётся,  а  я  решила  вспомнить  другую  малознакомую  ему  азиатскую ментальность  жителей  самых  восточных  русских  территорий.  Очень  многие  жители  центральной  полосы России  ничего  об  этом  не знают.               

Большую  часть  своей  жизни  я  прожила  в  Приморском  крае  рядом  с  корейцами.  Говорили  они  на  чистом  русском  и  воспринимались,  как  соотечественники.  Корейцы  народ  трудолюбивый,  мирный.  Зарабатывали,  чем  могли,  но  законов  не  нарушали.  Детей,   кстати,  своих  никогда  не  бросали.

Самые  ранние  огурцы  и  помидоры,  редиска  и  клубника  появлялись  у  корейцев.  Не  помню  ни  одного  пьяного  корейца,  кроме  нашего  дяди  Коли. Он  был  нетипичным  представителем  этого  народа. 

Училась  я  вместе  с  корейцами,  работала  вместе  с  корейцами  и  жили  мы  с  ними  по  соседству.  С  удовольствием  ела  их  еду,  как  и  все  жители  Приморья.  Корейская  квашеная  капуста  вместе  с  длинной  белой  редиской,  чесноком,  луком  и  красным  перцем  - моё  любимое  корейское  блюдо. 

Я  помню  его  с  детства. Мы  называли  его «чимча».  Ещё  помню  корейские  белые, сваренные  на  пару  манты.  Они  были  очень  сочными   потому,  что  были  из  свинины  и  капусты.

А  вот  корейскую  морковь  почему-то  не  помню. Она  появилась  позже.  Называли  мы  её  «сабза». Как  я  дозналась,  её  привезли  из  Казахстана   корейцы,  которые  вернулись  обратно  на  Сахалин  и в Приморье. С  блюдом  «хе»  я  познакомилась,  когда  жила  на  о.Шикотан  в  одной  комнате  с  кореянкой  Ли Люсей.

Как-то  она  принесла  свежие  иваси,  разделала  их,  порезала  на  кусочки  и  залила  соевым  соусом  на  несколько  часов.  Боже,  какая  же  это  была  вкуснятина!  Не  пропал  аромат  и  вкус самой  рыбы, а  соевый  соус  придал  пикантный  привкус. Корейцы  любят  всё  свежее,  не  переваренное.

То,  что  я  вам  расскажу, возможно,  вызовет  у  вас  шок.  Своими  глазами  видела,  как  русский  рыбак,  выпутывая  свежий  улов  из  сети,  подхватил  ещё  живого  извивающегося ивася  и  грызанул  ему  спину. Там  ивась  самый  жирный  и  вкусный. 


Спокойно  съел,  выкинул  надкушенного  ивася,  и  стал  дальше  работать.  Уверена – научился  этому  он  у  корейцев.  Корейская  еда  не  предполагает  глубокую  тепловую  обработку. Собачатину  они  тоже  ели, но  мне  пробовать  не  пришлось.  Делали  они  это  редко  и  так,  чтобы  не  шокировать  нашего  брата. 

Очень  популярен  был у  них  соевый  соус. В  больших  корейских  семьях  его  изготавливали  старейшие  в  роду.  Они  знали  его  рецепт.  А  ещё  помню  маринованные  салаты  из  баклажан  всё  с  теми  же  корейскими  приправами.

В  институте  училась  и  жила  в  общежитии  с  очень  красивой  (скажете, таких  нет – ошибаетесь)  кореянкой  Элеонорой Пак.  Вся  семья  у  них  уже  жила  в  Алма-Ате,  а  поступать  учиться  она  приехала  в  родное  для  советских  корейцев  Приморье. 


Элька  обладала разнообразными  талантами  и  способностями:  прекрасно  рисовала  и  чертила, вязала, печатала  на  пишущей  машинке.  Одна  из  всех  не  только  училась,  но  и  подрабатывала. Сестра  у  неё  была  художницей. 

Элька  всегда  говорила:  выйду  замуж  только  за  русского с голубыми  глазами.  И  вышла!  Теперь  она  Антонова  Элеонора  Владимировна. По – настоящему  с  проблемой   корейцев  я  столкнулась  во  время  преддипломной  практики  в  городе  Холмске  на  юге  о.Сахалина в 1973 году.

Поселили  меня  в  общежитии  рыбзавода,  рядом  жили  кореянки  моего  возраста.  Конечно,  мы  подружились. Одну  из  них  на  русский  манер  звали  Надя. У  меня  до  сих  пор  хранится  её  фотография.  У  неё  было  много  братьев  и  сестёр.

Надя  мне  рассказала,  что  все  они  живут  без  паспорта  и  покидать  о.Сахалин  не  имеют  права. Я  была   потрясена!   Для  меня  это  означало,  что  в  конце  20  века  на  территории  СССР  существовала  резервация!

Ничего  из  истории  советских  корейцев  я  тогда  ещё не  знала. Не афишировали  у  нас в стране  корейский  вопрос. Надя рассказала -  чтобы  получить  советское  гражданство,  надо  проработать  много  лет  без  единого  замечания.

Она  приносила  из  дома  в  бидончике  вкуснейшую  «чимчу». Такую  вкусную  «чимчу»  я  ела  только  на  Сахалине. Помню,  пошли  мы  в  кино,  а  основная  масса  зрителей – корейцы. В  кинотеатре  стоял  настоянный  запах  чеснока,  лука,  красного  перца.  В  общем,  тот  самый, специфический  запах  корейской  еды.

Потом  я  узнала,  почему  корейцы  пользуются  перцем  и  чесноком.  Сохранять  еду  в  Корее  сложнее,  чем  нам,  живущим  намного  севернее,  а  чеснок  и  красный  перец, помимо  соли,  используются  как  дополнительные  консерванты.

Ещё  Надя  рассказала,  что  в  пятидесятые годы   её  старший  брат вместе  с  другими  репатриантами,  уехал  в Северную  Корею.  На  прощанье  сказал:  «Мой  долг  быть  со  своим  народом».  Вся  семья  умоляла  его  не  ехать,  но  это  не  помогло.  Не  испугали  его  ни  голод  в  КНДР,   ни  слёзы  родных.  Единственное,  на  что  он  согласился – взять  чемодан  с  солёным  салом. 

Через  несколько  лет  он  очень  пожалел  о  содеянном.   Наверное, оттого,  что  сало  быстро  закончилось. Вместе  со  своим  народом  он  много  лет  служил  в  армии,  голодал и  проклинал  тот  день,  когда  уехал  с  Сахалина  с  первой  волной  репатриантов.               

История корейцев,  как  тех,  кто  поселился  на  территории  Уссурийского  края  ещё в  начале  20  века  по  причине  голода  в  родных  краях,  так  и  тех,  кого  завезли  обманом  японские  оккупанты  за  1938 – 1945 годы  на  юг  о.Сахалина в качестве дешёвой рабсилы,  трагична.

Корейцы – первая  в  СССР  депортированная  этническая  группа.  За  1937 – 1938 годы  в  Среднюю  Азию, Узбекистан, Казахстан, Киргизию  было  вывезено  около  180 тыс. приморских  корейцев – все  с  поражениями  в  правах.

Многие  погибли  в  первый  год  депортации. Сахалинские  же  корейцы  после  освобождения  юга  о.Сахалина  и  южных  Курильских  островов  от  японских  оккупантов,  ждали  возвращения  на  Родину – Южную  Корею.   

Корейский  полуостров   также  был  освобожден  от японского  протектората,  но  многие  корейцы  во  время  оккупации  Кореи   японскими  войсками,  насильственно были  превращены  в  граждан  Японии. Таким  образом,  сахалинские  корейцы  после  войны  вообще  остались  без  гражданства, т.к. после поражения в войне Японии, их японское гражданство стало недействительным, а другого у них не было.

Япония  вывозила  своих  граждан  с о.Сахалина, а  корейцев  бросили.  Не  озаботились  они  судьбой  бывших  рабов.  Правительство   СССР  не  могло  выдворить  с  острова  более  40  тыс.человек, т.к.  их никто  не  принимал,  а  дипломатические  отношения  с  Южной  Кореей (РК)  были  налажены  только  в 1990 году.

Решение  вопроса  по-настоящему  началось  только  после 1994года. Умерли  старики,  состарились  их  дети.  Немногие  сахалинские   корейцы  решили  вернуться  на  историческую  родину  доживать  свой  век. Этих желающих набралось чуть больше 2 тысяч. Это были уже дети советских корейцев ("карё-сарам"). Правительство РК отнеслось к ним с теплом и пониманием, но первые советские корейцы не дожили до светлого дня и остались лежать в русской земле, которая стала им второй родиной. Грустно.               

Русские   корейцы  очень  трудолюбивый,  мирный  и доброжелательный народ. Они  научили  русских  возделывать  рис,  сою, ранние  овощи.  По  количеству   людей  с  высшим  образованием,  корейцы  на  втором  месте  после  евреев. Много  среди  них  талантливых  художников,  писателей, вокалистов и  других  представителей  творческой   интеллигенции.

Благодаря  своему  трудолюбию,  высокому  уровню  образования,  корейцы заняли  достойное  место  в  элите  среднеазиатских  республик.  Они  избраны  на  руководящие  посты, назначены   послами  в  другие  государства,  стали  высококлассными  врачами, педагогами и т.д.   Среди   корейцев  больше,  чем у других  народов,  Героев  Социалистического  труда.          

Китайцы  из  Приморья  за  их  хищническое  разграбление наших  природных богатств  были  выдворены  задолго  до  моего рождения.  Помню,  что  их  называли  «манзы».   Занимались  они  торговлей,  добычей  женьшеня, морских  водорослей,  лесозаготовками,  нанимались  на  летние работы.

Население  Дальнего  Востока  до  1937  года  на  40%  состояло  из  китайцев,  корейцев  и  японцев.  Как  ни  крути - верти, но  это  очень  поспособствовало  развитию  этого  региона. Бабушка  ещё  помнила  те  времена,  когда  можно  было  купить  у  китайцев красивые  ткани,  всякие  украшения.

Был у  нас  альбом  с  очень  нежными  и  красивыми  рисунками  птиц,  цветов.  Листики  альбома  были  проложены  тончайшим  пергаментом.  Наверное,  это  тоже  было  приобретено  у  китайцев.

Помню, у  деда  была  деревянная  шкатулка,  а  там  лежал  какой-то  бурый  комок,  похожий  на  грязный  воск.  Я  спросила  деда,  что  это.   Он  ответил,  что  это  опиум.  Я не  знала,  что  означает  это слово.  Долго  он  валялся,  а  потом  куда-то  делся.

Как  потом  выяснилось – купить  опиум  можно  было  только  у  хунхузов – китайских  бандитов  и  разбойников, от  которых  страдало  население  Приморского  края.   Вспоминаю,  что  дед  умирал  от  рака  желудка  в  страшных  муках.  Тогда  обезболивающие  почему-то  не  кололи.  Вот  бы,  когда  пригодился  этот  опиум!  Это  сильное  обезболивающее  средство.

Китайские  ткани,  в  основном  шелка, китайский  фарфор  и  японское  кимоно  привезла  моя  тётка в  начале пятидесятых  годов,  когда  вместе  с мужем -  командиром  Красной  Армии, вернулась  из  Харбина – русского  гарнизона  на КВЖД, после  окончательного  освобождения  Китая, Кореи и  Маньчжурии  от  японских  оккупантов.   Командиры  там  находились  вместе  с  жёнами. 

И  таких,  вернувшихся  из  Китая,  русских  жён  было  в  Приморье  десятки  тысяч.  Китайские  шелка,  веера, побрякушки были  в  моде.  Мой  рыжий  дед  Онуфрий  много  лет  служил  в  армии, но до 18 года. Сейчас уже трудно сказать, что это была за Армия. 

Как  он  смог  выжить  в этой  мясорубке  гражданской  войны,  иностранной  оккупации  и  тотальной  резни  в  русских  гарнизонах,  внезапно  напавшими  японцами  в  ночь  с  4 на  5  апреля 1920  года?  Тогда  японцы  вырезали, расстреляли  и  сожгли  почти  4 тысячи  народоармейцев, партизан,  корейцев  и  всю  верхушку  Военного  Совета  Приамурского  земского  правительства во  главе  с  С.Лазо. Не помогло ему то, что он назвался чужим именем. Всех пойманных членов правительства, они расстреляли в тот же день. А легенда о том, что С.Лазо сожгли в топке паровоза, до сих пор живёт в народе, хотя историки давно доказали, что это домыслы.

Сколько  сёл,  городов и  деревень,  иногда  вместе  с  жителями, были  сожжены,  взорваны  и  уничтожены  в  те  годы  всевозможными  бандами,  анархистами, атаманами!  Помню нас,  восьмиклассников, возили  в  Спасский  гарнизон  и  показывали  японские  укрепления,  где  в  подвалах  пытали  партизан. 

Была  у  нас  учительница  в  школе -  дочь руководителя  крупного  партизанского отряда  Борисова Л.А.  Она нам,  соплякам,  часто  рассказывали  об  истории  партизанской войны  на  Дальнем Востоке. А  нам  в  одно  ухо  влетало,  а  в  другое  вылетало. Возраст  был  такой – бессознательный. Всё  вспоминалось  уже  потом.               


Отклонилась  я  несколько  от  рассказа  о  своей  азиатской  ментальности.  К  ней,  я  думаю,  относятся  и  воспоминания  о  памятниках  пленным  японцам,  умершим  в  плену.  Квантунская   армия  в  1945  году  была  разбита  за  12  дней  и  в  плен  попали  630  тысяч  японских  военных. После окончания войны с японцами Сталин, вопреки международному праву, отказался вернуть их на родину. На то была веская причина.

Они  работали  на  многих предприятиях  Дальнего  Востока – в  шахтах,  рудниках,  строительстве.  Их  руками  возведён  Находкинский  порт.  Пленные  болели, страдали  от  эпидемий,  непривычных  условий  жизни,  холодных  зим, чужой  еды.

Умирали  часто. Хоронили  их  отдельно  на  японских  кладбищах.  К  сожалению,  за  ними  некому  было  ухаживать. Они  разрушались,  ветшали,  где-то  мешали  строительству,  где-то  подверглись  вандализму.

Последний  пленный  японец  покинул  нашу  страну  только  в  1955 году.  Когда  я  была  ребёнком,  японских  кладбищ  было  много,  но  потом  становилось  всё  меньше  и  меньше.

Конечно,  это  неправильно, культура  наша  пока  не  на  высоте. Стыдно  становится  перед  родственниками  этих  людей, которые,  как  и  все  люди  на  Земле,  хотели  бы  поклониться  праху  своих  отцов и  дедов. 

Идут  годы,  меняется  международная  обстановка, правители.  Но,  неизменным  остаётся  одно – отсутствие  мирного  договора  между  нашими  странами. Похоже,  что  он  никогда  не  будет  подписан.

Мирные  и  добрососедские  отношения  возможны  и  без  него. У  нас  налажены  торговые,  туристические  взаимоотношения  с Японией.  Первый  японский  космонавт  летал  на  российской  орбитальной  станции.

Мы  с  удовольствием  покупаем  японские  автомашины, новейшую  высокотехнологичную  технику. В  душе  я  осталась  дальневосточницей.  Это  означает  большую  толерантность  к  другим  национальностям, чем  у  жителя  центральной  России.  Знаю,  о чём  говорю.

В  Приморье всегда мирно  соседствовали  люди  разных  национальностей,  и  никого  это  не  удивляло,  и  никому  не  мешало. Мечтаю  посетить  свою  родину - Приморский край,  съездить в китайский  г.Далянь -  побратим Владивостока,  и  всё  увидеть  своими  глазами.  Судите  сами  о  моей  азиатской  ментальности. 


Рецензии
Здравствуйте, Оля.
Я не понял, почему корейцы оказались без гражданства на Сахалине после войны.
До войны Сахалин был чей? Японский?

Зачем японцы насильно корейцев принимали в гражданство? Своего населения не хватало?

Спасибо за рассказ.

Огай Александр   17.04.2012 05:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.