Эволюция Информационного поля. Часть V-я

Понятия и принципы, лежащие в основе теории,
 являются свободными изобретениями человеческого духа,
 они не могут быть обоснованы ни ссылками на природу
 человеческого духа, ни каким-либо априорным способом.
(А.Эйнштейн)

Прежде чем приступить к дальнейшему рассмотрению механизмов воздействия   эгрегоров на сознание и организм человека, а также их совместного эволюционного развития,  нам необходимо ещё раз понять различия между искусственными (религиозные институты, профессиональные объединения, общественные организации, политические партии, государственные структуры) и естественными информационными образованиями (семья, племя, род, нация, биосфера).
В основе создания искусственного эгрегора лежит идея. Носителем идеи может выступать как человек и группа лиц, так и любой источник информации, который находится в тесном контакте с ними. Носители идеи, распространяя её в обществе, «заражают» часть людей её мемом (мем - единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.). Процесс «заражения» мемом похож на  вспышки вирусных заболеваний (грипп, ОРЗ, скарлатина и др.). Если идея несёт в себе способы разрешения социальных конфликтов и противоречий, накопившихся в обществе, отвечает его определённым потребностям,  то она становится основой для построения искусственного эгрегора.  Существенное отличие искусственного эгрегора от  естественного заключается в том, что эволюция искусственного эгрегора заканчивается созданием социальной системы  полностью отвечающей первоначальному замыслу.  Затем, происходит её постепенный регресс и распад. Это осуществляется потому, что искусственный эгрегор  копирует иерархическую структуру управления биосферы в общем виде, тогда как внутреннее содержание  управляющих блоков, ему недоступно. Естественный эгрегор имеет свою корневую  часть, которая является его динамично изменяющейся программой развития, соответственным образом реагирующей на любые изменения состояния источников информации и соответственно перестраивающей  внутреннее содержание древа иерархической  структуры. Каждый его структурный блок или узел по «конструкции» подобен общей структуре (фрактальная структура) и имеет автономную систему управления, полностью синхронизированную с главной. Естественный эгрегор постепенно интегрируется в «вышестоящие» информационно-энергетические структуры такие как: планетарная, солнечная, галактическая и вселенская, тем самым, занимая несколько мировых плоскостей жизни (или сфер жизни). Его энергетический ресурс постоянно увеличивается, стимулируя разнообразные формы энергообмена и увеличивая количество и качество обрабатываемых информационных потоков (открытая система). Искусственный эгрегор развивается в одной плоскости социальной сферы, и напрямую зависит от количества источников информации поддерживающих его энергоресурс (закрытая система). Началом его формирования служит  процесс укрупнения информационных полей. Идея, лежащая в основе рождения государственного эгрегора,  предопределена проблемами защиты общинников от посягательств других племён, развитием торговли, сельского хозяйства, появлением избыточного, общественного продукта, расширением «сферы влияния» племени, противостояния природным явлениям.  Это приводит к объединению различных племён в сообщества называемые  политиями, куриями, дворцами и т.д и т.п. Государственный эгрегор возникает на базе эгрегоров рода, племени, фратрии как управляющая надстройка. Период его «эмбрионального» развития в виде политий или других объединений племён достаточно долгий. В этот период он представляет собой общий эгрегор нескольких родов и использует эффективные, саморегулирующие  структуры управления, основывающиеся на более глубоких уровнях воздействия на источники информации (клеточный, генный аппарат). Его конкурентами являются другие родовые эгрегоры, объединяющие множество племён и народов по родовому признаку, действующему на уровне генотипа. Но постепенное расслоение генотипа, рассудочно-эмоциональная деятельность человека, его постоянная миграция, воздействия окружающей среды и кровосмешение, постепенно приводит к ослаблению и подавлению влияния этих естественных структур.  Искусственный  эгрегор использует только рассудочно-эмоциональную часть источников информации (люди), поэтому потоки информации, обрабатываемой им, ограничены. По закону естественного отбора, он вступает в конкурентную борьбу за источники энергии, как с другими государственными образованиями, так и с естественными эгрегорами (семьи, рода, племени, биосферы). Он использует людей как инструмент для получения и преобразования энергетических запасов планеты в удобоваримую форму потребления. Создание новых технологий, производственная деятельность, развитие науки, культуры, градостроительство – все эти виды деятельности увеличивают общий поток информации, за счёт которого существует государственный эгрегор. Он «не забывает» и об увеличении количества источников информации (людей), поэтому военные действия против других государств являются его неотъемлемой задачей, в результате которой он расширяет своё пространство на завоёванные племена и народы.  Новые технологии и прогресс – это его главная цель, выраженная как мотивация идеи развития цивилизации.      
 Любая социальная структура общества, которая создаётся людьми,  вначале бурно развивается, а затем входит в состояние стагнации. И если её дополнительно не «накачивают» энергией, выраженной в форме новой идеи, она начинает развалиться, постоянно воспроизводить состояние кризиса управления или экономики. Дополнительная «накачка» - это или активное  рекрутирование новых членов организации, или процесс слияния с другой организационной структурой. Самые отлаженные и долговременные искусственные эгрегориальные образования – это государство и религиозные институты, которые поглотили множество более мелких информационных образований путём интеграции или преобразования их в свою организационную структуру. В отличие от простых эгрегоров, не имеющих системы управляющих рецепторов, способных напрямую взаимодействовать с источниками информации, государственный эгрегор представляет собой завершённую энерго-информационную структуру, наделённую полным набором рецепторов, позволяющих воздействовать на источники информации. Он имеет свои «филиальные» структуры управления в виде властных и силовых ведомств. Причина ограниченного развития искусственного (в данном случае государственного) эгрегора заключается в самом его возникновении. Он возник в результате реализации идеи (программы), которая дала импульс для его развития, но потом стала ограничивающим фактором, приводящим к его распаду. Естественный эгрегор биосферы развивается под влиянием закона эволюции, постоянного самосовершенствования и создания разнообразных форм. Именно этого закона  самосовершенствования и единства в разнообразии форм не хватает эгрегору государства. Эгрегор биосферы периодически «стирает» все существующие формы жизни и после определённого латентного периода, в течение которого происходит анализ предыдущего периода, детальная проработка следующего «сценария», он вновь создаёт жизнь, но уже более совершенную по видам и формам, тем самым, повторяя естественный ритм вселенной. Эгрегор государства не может позволить себе такой «роскоши», т.к. он создан людьми, которые не знают законов развития больших информационно-социальных систем. Они не смогли изменить своё сознание таким образом, чтобы совместно анализировать итоги развития общества, его проблемы, без социальных потрясений оперативно менять его структуру, вплоть до ликвидации старых и отживших свой век государственных образований. Конечно, люди много раз делали попытки изменить существующий государственный строй, но это заканчивалось крахом уже вновь созданной системы, т.к. она полностью копировала старую, меняя только идею и название. Наглядным примером, полностью подтверждающим всё вышесказанное, являются две идеи, реализованные в прошлом веке в виде «экзотических» государственных образований: идея социальной справедливости, равенства и братства, реализованная в СССР, и идея национал-социализма (идея пятой расы), реализованная в фашистской Германии. Обе идеи получили широкую общественную поддержку в своих странах. На первоначальном этапе своей реализации оба государства смогли в короткий исторический срок выйти на высокий уровень технического и индустриального развития, опередив все остальные страны по темпам экономического развития.  Но в то же время обе идеи обладали одним и тем же недостатком – они предполагали гегемонию. В СССР  провозглашалась диктатура одной прослойки общества  - пролетариата, выраженная в руководящей роли одной партии (ВКПБ). В Германии объявлялась диктатура арийской нации над всеми остальными народами. Целью обоих государств было всемирное господство в виде перманентной революции (СССР) и в виде национал-социалистической мировой державы, в которой арийцы были бы главенствующей нацией, превратившей другие народы в своих рабов. И та и другая страна работали над идеей искусственного создания сверхчеловека. Общим для России и Германии явился и тот факт, что в обеих странах основная масса населения были верующими людьми. Современникам, в сознании которых ещё оставалась хоть доля здравого смысла, было непонятно как  убеждённые католики, лютеране и православные отреклись от своей веры и убеждений и стали активными сторонниками и носителями новых, бредовых идей. Конечно, это проявление массового гипноза, источник которого – эгрегор астральных животных. Ему удалось заблокировать импульс эгрегора биосферы и перевести его в плоскость идей, идущих от ума человеческого, который он полностью контролирует. Сейчас это кажется нам дикостью, но это были реальные события, которые произошли совсем недавно в истории человечества. Следствием этих  преобразований явилось огромное количество жертв,  насчитывающее сотни миллионов человеческих жизней. Ни одна природная катастрофа, кроме эпидемии испанки 1918г, не нанесла такого чудовищного урона человечеству, как реализация этих, на первый взгляд, безобидных идей. С другой стороны, в Третьем Рейхе был достигнут невероятный скачок науки и технологии, которыми мы пользуемся до сих пор. Ядерная физика, ракетная техника, реактивное двигателестроение, психология, медицина, цветное телевидение, альтернативные источники энергии, модели летающих тарелок – вот неполный перечень того, что получили победители нацисткой Германии. Многие секретные документы, которые эшелонами вывозились из Германии странами-победительницами, засекречены до сих пор и сроки их рассекречивания уходят в отдалённое будущее (от 2050 до 2200 года).  Почему же так происходит, неужели человечество не в состоянии жить разумно, без войн и взаимного уничтожения?  Происходит это по следующим причинам:
1. Основной идеей государства является древний  миф о построении на Земле в отдельно взятом месте «царствия небесного», своего рода Эдема. Поэтому одними из первых государств были царства, представляющие отдельные города или селения. Иерархическое строение Вселенной побуждало людей к слепому копированию её структуры и принципа разделения на функциональные блоки (классы и сословия).  Общинное общество сознательно разделялось на классы и сословия повторяющие «небесную иерархию»;
2. Потомки забывают о смысле первоначальной идеи, о том, что государство это результат творения многих поколений  их предков, и воспринимают государство как естественное социальное образование, развившееся в ходе межплеменных отношений в данную форму организации общества, которая является конечной и дальнейшему развитию не подлежит;
3. Власть узурпируется небольшой группой населения;
4. Животный инстинкт доминанты, выраженный в «избранности» той или иной нации или государства, не позволяет людям жить мирно, заниматься созидательной деятельностью во благо мира и совершенствования человечества естественным путём, поэтому государство превращается в хорошо организованную модель стада, в котором суть структуры управления социумом не меняется;
5. Постоянное воздействие эгрегоров на сознание людей, которые сами того не зная, находясь под действием гипноза, выполняют чужую волю, не отдавая себе отчёта в том, что их мотивирует в данный момент времени (патриотизм, расизм, религиозный фанатизм, или всё вместе взятое и превращённое в различные маниакальные идеи и фобии);
6. Консерватизм и догматизм как индивидуальный, так государственных и общественных институтов. Неспособность развивать и корректировать первоначальную идею, придавая ей новый импульс развития и расширяя её границы не только в географическом и планетарном, но и космических масштабах. Антагонистическое противостояние общественных и государственных структур (политические и религиозные  разногласия, борьба за «контроль» правящей верхушки между силовыми ведомствами, большой разрыв в мировоззрении и сознании между отдельными субъектами общества);
7. Антропоцентризм. Признание главенствующей роли развития человека, противопоставление человеческого общества Природе (идея покорения природы, обуздания её стихий, хищническое отношение к ней, разграбление энергетических ресурсов, экологическое загрязнение биосферы). Самодовольство и не критичность по отношению к самим себе. 
  8. В основе всей функциональной структуры государства, под внешними, привлекательными и революционными идеями, хорошо замаскирована основная мотивация – идея создания «суперстада», опирающаяся на принцип управления «альфа-самца», который может быть как автократическим, так и коллективным органом управления.
Естественный и искусственный эгрегоры различаются также и по своему воздействию на сознание и организм человека. Эгрегор биосферы в первую очередь действует на клеточном и генном уровне, изменяя химические процессы, происходящие в организме, тем самым, создавая те или иные мотивации поведения «изнутри». Искусственный эгрегор воздействует только на рассудочно-эмоциональном уровне, частично блокируя сознание и подсознание человека, нарушая естественный ход биохимических процессов организма, создавая мотивации «извне». Противоборство этих двух мотиваций приводит к различным болезням и психическим отклонениям.
Давайте более детально рассмотрим механизм взаимодействия между источниками информации (человеком и окружающим его миром). При активном информационном взаимодействии двух объектов создаётся «временный рецептор» или «поле взаимодействия», посредством которого сканируется та или иная информация об их строении, характеристиках и координатах в пространстве. Любой материальный объект или процесс является первичным источником информации (в данном случае человек). Все возможные его состояния составляют код источника информации. Мгновенное значение состояний представляется как символ («буква») этого кода. Для того чтобы информация могла передаваться от одного объекта другому как к приемнику, необходимо, чтобы был какой-то промежуточный материальный носитель, взаимодействующий с источником. Такими носителями, применительно к человеку, являются: звуковые волны (язык, речь), световое излучение (зрение), атмосфера (обоняние), кинестетика, тактильные ощущения (осязание), мыслеобразы (мышление), ясновидение и интуиция (шестое чувство), кровь, клетки организма (гормональный, генетический уровень).  Перенос информации источника на структуру носителя называется кодированием. При этом происходит преобразование кода источника в код носителя. Носитель с перенесенным на него кодом источника в виде кода носителя называется сигналом. Таким образом, наше взаимодействие друг с другом, между людьми и окружающим миром представляет собой взаимное кодирование, механизмом которого является гипноз. Каждый городской житель регулярно испытывает желание прогуляться по парку или скверу, выехать на лоно природы. Это как раз и есть проявление «дефицита»  кодирования естественной среды обитания. Не стоит удивляться и тому, что гипноз является естественным механизмом общения и восприятия.
Гипно;з (др.-греч. ;;;;; - сон) - особое состояние сознания. Гипноз характеризуется процессом привития психической сфере человека идеи, волевого решения в виде мыслей, эмоций и чувств. При гипнозе мозг воспринимает их без понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Гипноз известен более 5 тысяч лет. Гипноз применялся жрецами Древнего Египта, Индии, Тибета, врачевателями Востока, позднее использовали в своей практике врачеватели древней Греции и Рима. В Европе широкую известность гипноз получил в XVII веке. Основоположниками гипноза были Франц Месмер и английский врач Джеимс Брэд.
Мы видим, что определение дано одной из стадий гипноза – внушению.
Внушение (лат. suggestio сугге;стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением. В 1897 году на актовом собрании Военно-медицинской академии В. М. Бехтерев выступил с речью "Внушение и его роль в общественной жизни". Он говорил о том, что «внушение может быть привнесено извне другими лицами или идеей, охватившей массы; может оно возникнуть из собственных побуждений (самовнушение). Человек в состоянии "развить воображение до появления иллюзий и галлюцинаций. Это и есть самовнушение" (В. М. Бехтерев).
Теперь приведём более общее, уточнённое определение гипноза.
Гипноз – это особое, естественное состояние воспринимающих рецепторов и кодирующих функций источников информации, возникающее при концентрации внимания (транс) и взаимном обмене информацией на сознательном и бессознательном уровне. Это универсальный язык природных информационных систем (организм, стадо, племя, род, семья, биосфера).
Эриксон выделял так называемый повседневный транс - хорошо всем нам знакомое состояние, в котором каждый, из нас бывает много раз на дню. Когда мы едем в транспорте и погружаемся в свои мысли и перестаем замечать все вокруг - это транс. Когда мы ловим себя на том, что глаза бегают по строчкам, а мысли витают где-то далеко - это транс. Когда мы сидим на вокзале или в аэропорту и размышляем о чем-то своем - это тоже транс. Современными исследованиями показано, что транс - это естественное физиологическое состояние; каждую минуту человек на несколько миллисекунд погружается в транс. Это необходимо для того, чтобы подсознание человека могло привести в систему и распределить всю ту информацию, которую он получает. «Транс терапевтичен», - говорит Милтон Эриксон. Это означает, что пребывание в этом состоянии благотворно; оно позволяет воспользоваться ресурсами бессознательного, позволяет ему включиться в работу и помогать нам достигать наши цели. Когда мы бьемся над решением какой-то задачи и не можем ее решить, и откладываем ее в сторону, а затем вдруг решение всплывает как бы само собой - это работа нашего бессознательного. Это благотворное состояние можно продлить с помощью специальных приемов; по Милтону Эриксону это «углубленный транс». Это можно делать самому - и тогда это называется самогипноз. Это можно делать с помощью другого человека - и тогда это гипноз. О гипнозе и его стадиях можно говорить очень долго для более детального понимания и освоения его механизмов есть специальные работы, поэтому не будем отвлекаться от основной темы нашего повествования. Итак, мы уже выяснили механизмы воздействия эгрегоров на организм и сознание человека, которые происходят на  генном, клеточном, сознательном и бессознательном уровне и что их общим методом воздействия является гипноз. После этих кратких пояснений, вернёмся  к продолжению предыдущей главы.
В предыдущей главе мы остановились на том, что очередной, эволюционный импульс по изменению сознания человека, инициированный биосферой, преломляясь в их сознании, превратился в различные идеи и формы государственных образований: от демократических республик  и  родовых империй до автократий  и теократий. Людям был дан шанс показать себя, свои способности и готовность общества к «сотворчеству» с природой, но этот, своеобразный  «тест» был успешно провален. В тоже время, идеи мирового господства, властолюбия, корыстолюбия, порабощения одних людей другими, разнообразия телесных пресыщений,  строительства автократических государственных систем люди с успехом выполнили и стали ещё больше  зависимы от эгрегора астральных животных. Ум преобладает над разумом, ложь попирает истину! Таково было положение дел в социальной и духовной сферах человеческого общества. Необходимо отметить, что политеизм был, после тотемизма, вторым этапом становления человеческого сознания в области формирования мировоззрения. На начальном этапе он сыграл роль консолидирующей идеи объединения племён, завоевания и расширения жизненного пространства обитания. Но его характерной и важной особенностью является то, что человек постоянно стоял перед выбором, кому из богов отдать предпочтение. Любой выбор для человека является сложной задачей, которую многие не в силах выполнить самостоятельно, поэтому всё более и более возрастает роль отдельной личности в жизни племени и государства, тем самым, усиливая власть автократии.   Кроме того, каждый город, входящий в государство, имел своего бога-покровителя и из-за этого, порой, происходили кровавые столкновения. Такие эмоциональные всплески были выгодны эгрегору астральных животных, несмотря на то, что это разрушало эгрегор самого государства. Логика действия информационных полей не укладывается в обычную, человеческую логику, хотя постоянно проявляется в их поступках и действиях. Она скорее иррациональна, чем рациональна, но это в малых отрезках и масштабах времени, которое доступно для восприятия человеческого сознания.  Для обновления и поддержания государственной структуры, а также для укрепления власти, кое-где стало происходить реформирование религии и привычного уклада жизни общества. Одним из первых инициаторов таких реформ в Древнем Египте стал фараон Эхнатон он же Аменхоте;п IV (1375—1325 гг. до н. э.).
 Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, исследователям до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии (Ближний Восток, Средний Восток, Южный Кавказ)  и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти. Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесно связанной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния. Сначала Аменхотеп терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону. Затем Аменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стен нового храма. Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.
На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой — к старым богам. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной, природной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах (этот образ используется и современными мистическими организациями). Это одна из версий официальной исторической науки. В ней есть доля истины, но причина этих реформ совсем иная. Крайне редко в описаниях Египетского Царства упоминается о том, что религия в нём была разделена на две категории: религия для масс и религия для и избранных.  Все египетские фараоны проходили в обязательном порядке обряд посвящения. Аменхотеп IV не был исключением и был посвящён  «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Жречество, которое в те времена было самым прогрессивным и образованным сословием в обществе, занималось естествознанием: астрономией, математикой, физикой, химией, психологией, медициной, фармакологией. Фактически оно узурпировало знание, основная часть которого передавалась только избранным. Сфера изучаемых явлений была широка - от построения математических моделей мироздания и психологического состояния транса до методов трансформации сознания и получения «запредельных знаний» от информационного поля. Жрецы знали и владели искусством управления природными стихиями и силами природы. Основным инструментом для этих целей являлась магия. Это своеобразная технология того времени, которая использовалась как в быту, так и в военном деле.  Об  искусстве владения магическими приёмами наиболее подробно и ярко рассказывается в Библии на примере «десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; нашествие мошек; нашествие песьих мух; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Вполне естественно, что жречество в те времена играло ту же  роль, которую играет для нас современная наука - оно формировало мировоззрение общества. Аменхотеп IV, как реформатор, решил исправить  накопившийся перекос в понимании религии и веры у  населения страны, который приводил к неоправданным жертвам и вооружённым конфликтам среди поклонников тех или иных культов богов. Можно сказать так, что это была первая попытка введения всеобщего образования с целью консолидации всех граждан страны на одной идее. Конечно, никто не собирался посвящать народ в таинство бытия и строения вселенной, но первоначальный комплекс знаний, необходимый для дальнейшего развития кругозора и сознания, был заложен в новой концепции религиозной доктрины монотеизма, которая должна была сплотить, зацементировать распадающееся государство в единый монолит. После этих нововведений «посвящёнными» могли быть не только жрецы и фараоны, но и выходцы из народа. Таким образом,  Эхнатон «освежал» кровь сословной знати, расширяя круг поиска талантливых и способных личностей, которые бы стали его надёжной опорой на ключевых позициях структуры управления государством. Для него не было «святотатством» упразднение старых богов и введение нового культа, т.к. он знал истинный смысл религии и рассматривал её как естественный механизм по манипуляции сознания народных масс. Сама идея монотеизма заключается только в том, что она наиболее точно отражает суть государства – иерархически построенную структуру общественного объединения с жёстким, тотальным контролем и хорошо организованным аппаратом насилия. Логика этих преобразований проста – раз не получается построить «царство небесное» на земле такое, каким оно является на небесах, то нужно реформировать сами небеса, переделав их таким образом, что они станут логическим продолжением земной жизни. Идея монотеизма – это кризис духовного развития человечества, его неспособность понимания устройства и функции разнообразия и единства Вселенной, это попытка очеловечивания структурного строения космоса  и «вознесения» земного уклада жизни до уровня всей Вселенной.
Технология по  манипуляции общественным сознанием не нова. Её применяли цари, узурпаторы и гегемоны в различных государствах до Аменхотепа IV, возвышая одного из богов пантеона до «главного» и провозглашая себя его наместником. Впоследствии это привело к возникновению различных культов в рамках одной религиозной доктрины. Но такой однобокий подход к укреплению  власти вел к разрушению единства государственной структуры и обострению противоречий внутри различных социальных групп населения. По сути, все эти манипуляции были связаны с построением искусственного эгрегора, с дальнейшим его использованием как психотропного устройства.  Искусственный эгрегор должен был выполнять функции цензора, создавая однообразное, информационное пространство, лишённое влияния других источников информации. После неудачных экспериментов с пантеоном богов и богинь, единственным выходом из сложившейся ситуации стало его упразднение  и построение информационного пространства, которое реализовывалось в идее монотеизма. Понятие монотеизма относительно и было введено гораздо позднее. Концепция является результатом постепенного развития генотеизма (состояния религиозного сознания, когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).
Кроме Древнего Египта, в истории нескольких древних ближневосточных религий, начиная с бронзового века, можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: почитание  Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.  Идея монотеизма,  позволяла консолидировать государственные структуры в единое, управляемое, однородное образование и способствовала укреплению царской власти. Нельзя сказать, что новое мировоззрение было везде одинаково. Как всегда, в обществе случались определённые «перегибы». Монотеизм полностью упразднял народную магию. Он ставил её вне закона. Ещё одним аспектом нововведения было желание концентрации власти и материальных благ в одних руках. Это было признаком наступающего автототалитаризма.
(продолжение следует)


Рецензии