Магия художника книги - Европейский класс

Магия художника книги



«Когда я делал «Три мушкетера» (1957 г.), то подсчитал, что Атос, сидя в погребе (вместе с Гримо), выпивал в день 12 бут. вина. Я тоже купил 12 бут. по 98 коп. — «Плодово-ягодное». Стал пить, но не хватило терпения — пил одну рюмку за другой. После 6-ой бут. — заснул. Меня разбудил Дима Краснопевцев — принес еще 6 бут. Выпили все. Сбились со счета»...
 
Иван Кусков «Из записных книжек художника»
 


ДОРЭ. ЛЕЛУАР. БРОК. ЗАПАДНЫЙ  КЛАСС

Хорошая книга всегда интересна. Хорошо иллюстрированная книга интересна вдвойне. Пример из детства. Сильнейшим потрясением раннего моего читательства стали сказки Александра Мелентьевича Волкова. Было так.
 
В гостях у двоюродной сестры увидал две книжки: «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Увидал и обомлел. Сперва от картинок. Упросил дать почитать. Проглотил за пару дней и утонул в мире Гудвина и Элли. "Урфина…" перечитывал еще раз 20, не меньше!!! Обыкновенное приобщение к Чуду, где триумф великого сказочника разделил полноправный его соавтор – великий иллюстратор Леонид Владимирский. Раз и навсегда влюбившись в мир Волкова/Владимирского, я начал поиски продолжения. А в годе 1972-м Волков-Владимирский был, доложу я вам, Дефицитище!

И вот в детской библиотеке попадается мне блёкленькая книжица с серенькими мазками – «Огненный бог Марранов» (4-я часть «шестикнижия»). Художника не запомнил, ненастоящий он. И всё равно «штурмовал» на одном дыхании. Но без красок Владимирского… НЕ ТО. Позднее, в ходе упорных поисков, отыскал ТО, а также «Семь подземных королей» («3 серия»), «Желтый туман» («5 серия»)… В зрелые уже годы урвал несколько отличных собраний Александра Мелентьевича Волкова с иллюстрациями Леонида Викторовича Владимирского. Читать не читаю (многие куски с детства наизусть помнил), а вот картинками полюбоваться и ныне в радость...

Такова сила таланта настоящего книжного иллюстратора! К такому, видимо, и применима формула величайшего русского графика и гравера Владимира Фаворского, утверждавшего, что он не иллюстрирует произведение, а создает книгу.

В этой скромной нарезке я решил воздать должное искусству тех волшебников, которые на равных с Авторами приобщали нас к Чтению. Поводом послужили советы двух знакомых авторов (Дарины Сибирцевой и Александра Терентьева). Толчком же… ну, конечно, Запад… Хохма в чем? Начав копаться в памяти, книжках и интернете, наткнулся я на удивительный расклад:


«7 лучших иллюстраторов детской книги»

Ну-ка, ну-ка… Ей богу, ничего не имею против этих господ. Но вот имена:

«1. Кейт Гринвей (Kate Greenaway, 1846-1901). Критик Боб Спил (Bob Speel) отозвался об этой британской художнице так: «Она известна своими сладкими как сахар изображениями маленьких деток... Современному человеку трудно привыкнуть к таким рисункам в качестве произведений искусства - ведь сейчас похожие третьесортные изображения заполонили все вокруг...» Рисунки Кейт Гринвей невинные, светлые, с детьми в одежде викторианской эпохи. Художница использовала прозрачные, чистые тона акварелей, интересные композиции и сюжеты из «маминых сказок». В Великобритании талантливых детских иллюстраторов ежегодно награждают медалью Кейт Гринвей.

2. Джесси Уилкокс Смит (Jesse Wilcox Smith, 1863-1935) . Эта американская художница-иллюстратор - ученица школы выдающегося художника и педагога Говарда Пайла. Уилкокс плодотворно работала с журналом Ladies Home Journal, также известна многочисленными плакатами, афишами и рисунками к книгам для самых маленьких. Среди 40 проиллюстрированных ею изданий были «Маленькие женщины», «Айда», «Водные детки». Художественный стиль иллюстратора отличается интересной композицией, чудесными цветами, способными привлечь внимание детей. По иронии судьбы, художница, которая всю жизнь рисовала для детских книг и женских журналов, так и не вышла замуж и не имела собственных детей.

3. Артур Ракхам (Arthur Rackham, 1867-1939). Английский иллюстратор, победитель выставок в Милане и Барселоне, автор рисунков к «сказок братьев Гримм», «Питер Пен», «Сон в летнюю ночь», «Рождественская колядка», «Колечко Нибелунгов» и др. Артур Ракхам был сыном своего времени, когда правила королева Виктория и творил Диккенс. Поэтому его рисунки характеризуются придирчиво вырисованными деталями, сложными орнаментами и частым выполнением сочетания черного и коричневого, которые лучше всего подходили для очень реалистичного изображения орков, троллей, фей и других сказочных существ.

4. Максфилд Перриш (Maxfield Parrish 1870-1966). Художественный почерк Перриша характеризуется использованием масляных красок, вырисовыванием деталей с реалистичной точностью и естественной четкостью, чего он добивался благодаря технике наложения краски в несколько слоев. Стиль этого художника уникален и узнаваем, но его трудно объяснить или описать. Один из цветов палитры, «Голубой Перриш», назван в его честь. Художник часто изображал детей или фей на фоне широких панорам, обвернутых в золотистый свет с густыми синими тенями. Много современных исполнителей (Енья, Элтон Джон, Moody Blues) черпали вдохновение в картинах Перриша, выставленных в нью-йоркском музее «Метрополитен».

5. Джонни Груель (Johnny Gruelle 1880-1938). Большую часть жизни художник посвятил созданию карикатур для газет и журналов. В 1918 году вышли в свет «Истории тряпичной Энн», которые стали успешными именно благодаря иллюстрациям Груеля. Он создал также серию рисунков к сказкам братьев Гримм. В 1929 году художник начал рисовать свой комикс «Брут» для «воскресной газеты», который публиковали в течение девяти лет. Работы Груеля отличаются необыкновенной композицией, использованием ярких, но гармоничных красок и высокой авторской техникой.

6. Н. К. Вейт (NC Wyeth, 1882-1945). Настоящее имя Ньювелл Конверс Вейт (Newell Convers Wyeth). Американский художник и иллюстратор, лучший ученик школы Говарда Пайла, основатель династии художников (его сын Эндрю и внук Джеми тоже художники). Н. К. Вейт долгое время работал для издательского дома Charles Scribner's & Sons, и 25 книг из серии классики, которые он оформил, принесли ему славу и увековечили его имя среди лучших иллюстраторов мира. Рисунки Конверса отличаются эмоциональностью позы и жеста, придающим изображению драматизм. Художник максимально воплотил в жизнь лозунг своего учителя - «Картина должна оживать».

7. Доктор Зюсс (Dr. Seuss, 1904-1991). Настоящее имя Теодор Зюсс Гейзель (Theodor Seuss Geisel), американский писатель и карикатурист. При жизни этот талантливый человек опубликовал более 40 детских книг. Эти издания запомнились читателям яркими персонажами, которых рисовал сам автор, и частым использованием рифмованной прозы. Его самымы известными работами являются «Зеленые яйца и ветчина», «Кот в шляпе», «Одна рыбка, вторая рыбка, красная рыбка, синяя рыбка». Сам автор характеризует свое творчество так: «Я люблю бессмыслицы, ведь они тренируют клетки мозга». Его иллюстрации собственных замечательных историй, возможно, выполнены несовершенно с точки зрения техники рисунка, однако они давно уже стали классикой детской литературы. По мотивам книг Зюсса неоднократно ставили спектакли на Бродвее, снимали мультики и художественные фильмы (конец цитаты)»…

Изучил я «синодик», картиночки обозрел. И оборзел: а наши где? Ну, Владимирского нет, так Сутеев или хотя бы Константинов? И тут же  подумалось резонно, во-первых: «А судьи кто?». И во-вторых: «Запад он завсегда правее»… Что до судей, вот они: сию разблюдовочку утвердил  musea.us – американский информационный ежемесячник, главная цель коего: «вести художественную революцию против потребительской культуры и конгломератов медиа, а также знакомить широкую общественность читателей с независимым искусством. На ресурсе работают критики и независимые эксперты из многих отраслей искусства».

http://www.rate1.com.ua/kultura/literatura/548/

(Поскольку на сайтах нет возможности увидеть почерк художника по его рисункам, в дальнейшем под очерком об очередном авторе я буду ставить ссылку на альбом с его произведениями)

Ничего не имею против. Но поскольку наших ни там (среди призёров), ни тут (среди арбитров), я и решил срочно восполнить взыскующе-тоскующую нишу, форсируя дружески заданную тему:
«ДА, ЗДРАВСТВУЕТ, ИЛЛЮСТРАТОР КНИГИ».

Правда, в отличие от, как всегда добрых, зарубежных коллег, я решил воздать должное и их мастерам. За что? За благодарный след в памяти… С них и начну личный разбор «глазами и сердцем ребенка», постепенно погружавшегося в Великий Мир Книги… А критерий оценки у меня один – Сила Воздействия…


МАСТЕРА  ЗАРУБЕЖНОЙ   ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назвав корифеев «их взгляда» на украшение детской литературы, упомянутые эксперты не учли, что на маленького=юного=большого Читателя, помимо детских книжек с доступными раскрасками, в любом возрасте влияют и вполне взрослые произведения с хорошими иллюстрациями, ведь для классики не существует разделения по числам и полам.

Поэтому скромный свой обзор я начну с Титана книжной графики… Честно скажу, 11-ти лет от роду мало что понимал я в «Дон Кихоте». Однако и учебник литературы для 5 класса, и двухтомный роман великого Сервантеса, буквально, дразнили и завораживали. Чем? Необыкновенными гравюрами человека по имени…

Гюстав Доре (1832–1883).
«Величайший иллюстратор XIX века». Это лишь один из неоспоримых титулов. И уже оспоримых: а не подпадает ли под него и век минувший? Способности рисовальщика у Гюстава выявились к 4 годам, к 10-ти он проиллюстрировал «Божественную комедию» Данте Алигьери. Академий парнишка не кончал, школой стали Лувр и ближайшие галереи, сухую теорию заменила благотворная созерцательность, а общую практику – личная схватчивость. Колесница дарований разгонялась со скоростью ветра. В 15 лет выходит альбом литографий «Подвиги Геркулеса», принесший мальчику солидный и стабильный гонорар среди крепких профессионалов (5000 франков годовых). В шестнадцать Гюстав впитывает радикальный аромат и опыт участника февральской революции 1848 года.

А в 22 приходит слава. Феерические иллюстрации к шедевру Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упрочивают за Доре репутацию художника гениальной, можно сказать, бескрайней фантазии и неистощимого образного претворения. Юному самоучке, казалось, подвластны все жанры, приемы и средства визуальной пластики. Еще через год, в 1855-м, Доре окончательно закрепляет успех бурлескной серией рисунков к «Озорным рассказам» Оноре де Бальзака, своего кумира. «Смотреть на мир, как Бальзак» - таков был девиз художника. В том же году и на протяжении последующих 5-ти он совершает свой кропотливый творческий подвиг: иллюстрирует «Божественную комедию» Данте. Уже к середине 1862 года авторство Доре носит сорок четыре тысячи рисунков! Работоспособность маэстро феноменальна: за утро он способен заработать 10 000 франков. Ему ничего не стоит, разминки ради, поволхвовать над 50 рисунками за раз! Тогда же Доре блестяще иллюстрирует жемчужины детского слова: «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро и «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распе.

После такой «студии гениального остроумия и выдумки» князь светотени вплотную подбирается к вершине мировой сатиры - «Дон Кихоту» (1863), с легкостью берет ее, оставаясь как всегда недосягаемым... Однако, каков диапазон пристрастий: всего через 2 года Доре приступает к книге книг - «Библии», оживляя «ветхий и новый завет» 230 каноническими с тех пор изображениями! В то же десятилетие (1860 – 1870) Гюстав Доре увлёкся живописью, где опять же не признавал жанровых и тематических рамок. Одним из последних великих даров Читателю стал альбом рисунков к замечательной рыцарской поэме «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто (1879), а «журавлиной песней» - памятник Александру Дюма-отцу. Помни всегда это имя, Читатель…

http://www.arteveryday.org/paul-gustave-dore/

Генрих Иоганн Фюсли (Фюзли, Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely), 1741-1825).
Грандиозный культурный феномен из маленькой Швейцарии, ставший  классиком английской живописи, графики, а также знатоком в литературе, ремесле перевода, истории и теории искусства. Робкий цюрихский богослов, заявивший о себе, как способный литературный переводчик с ряда языков, и ставший "еретиком", самостоятельно постигшим премудрости античного и ренессансного искусства в Италии. Более всего прославился причудливыми, фантасмагорическими, готическими полотнами и замысловатыми, переполненными зловещим гротеском иллюстрациями на темы эллинской мифологии, Библии, Гомера, Эсхила, Вергилия, Данте, Боккаччо, Мильтона, Шекспира, немецких романтиков. В 47 лет стал членом Британской Королевской академии художеств, а в 64 возглавил ее!
 
http://smallbay.ru/fussli.html

http://artnud.com/gal5/photo50.htm

Жан-Ильяс-Исидор Гранвиль (1803—1847).
Великий французский график с трагической судьбой. Настоящая фамилия - Жерар (Гранвиль - сценический псевдоним дедушки и бабушки, комиков театра в Нанси). Отец и дядя были художниками-миниатюристами. Первые опыты живописи в Париже оказались неутешительны, с точки зрения кошелька, и юноша увлекся более прибыльной литографией. Техникой овладевал самостоятельно, буквально, схватывая на лету. Успех и деньги последовали после первых же циклов жанровых миниатюр «Воскресные дни парижского буржуа» и «Четыре времени человеческой жизни» (1827). Настоящая слава, однако, свалилась после знаковых «Метаморфоз» (1829), где Гранвиль впервые опробовал фирменную изюминку «анимало-антропии», соединяя в едином портрете человека с животным. На молодого сатирика-республиканца мгновенно ополчилась цензура, а после неудачной революции 1830 года, вообще, последовала монархическая реакция. Его радикальных друзей арестовывали, судили, штрафовали, сам он подвергался гонениям с взломом арт-студии. В 1835-м, после запрета полит-карикатуры, разочарованный художник с головой ушел в книжную графику. Помимо потрясающих виньеток к поэтическим памфлетам Жана Поля Беранже, Гранвиль, можно сказать, угадал по-крупному, выбрав для книжного оформления два «головных линкора» в «фарватере литературы путешествий»: «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Практически все читающее человечество впоследствии приобщалось  к этим («культовым», сказали б нынче) произведениям глазами Гранвиля. Уже после этого его пригласили снабдить «мордою лица» знаменитые «Сцены частной и общественной жизни животных» в двух томах (1842), подписи к коим сделали светила национальной словесности: Оноре де Бальзак, Жорж Санд (Аврора Дюдеван) и другие. Собрание убедительных «зверо-птичьих» масок на тогдашний «бомонд» закрепило за Гранвилем прозвище: «Ла Брюйер животных» (Жан де Лабрюйер (1645-96) – моралист-психолог, большой специалист по классификации и типологии людских характеров). К сожалению, проблемы с личной психикой не позволили художнику продолжить дальнейшее восхождение. После пары глубоко психологичных (можно сказать, подсознательно-иррациональных) серий рисунков, во многом предвосхищающих сюрреализм, он ушел…

http://irunyahelena.livejournal.com/3563.html


Если XIX век подарил музыке целую россыпь австрийских Штраусов, то книжную графику он побаловал сразу четырьмя английскими братьями  Броками.

Чарльз Эдмунд Брок (1870-1938).
Старший и самый авторитетный из братьев-иллюстраторов. Один из основателей школы штриховых рисунков, он блестяще работал в технике тонированного письма. «В струю», как теперь говорят, Эдмунд Брок попал сразу после первого заказа в 1890 году. И прославился, прежде всего, как признанный специалист по английской классике: Джонатан Свифт, Джейн Остин, Джордж Элиот и, естественно, Уильям Теккерей с его бесподобной «Ярмаркой тщеславия».

http://www.liveinternet.ru/users/irena_69/post188989856/

Не слукавлю, признавшись: лично мне больше по сердцу младший Брок. Ну, тот, без которого ни один читающий мальчишка уже не вообразит другого пирата Сильвера, равно как Натти Бумпо и Чингачгука… И верно подметил Александр Терентьев: говоря о книге «Остров сокровищ», следует уточнить, - это «Остров» Стивенсона-Брока. Тогда уж ни с каким другим не перепутаете.

Генри  Мэтью Брок (1875-1960).
Помимо книжной графики, занимался пейзажной живописью. Великолепный мастер детализированной прописки персонажей, в том числе лиц, а, значит, и характеров. Исключительно плодовитый Генри Брок даровал «штрихованную жизнь» героям 2000 книг, среди которых Чарльз Диккенс и первая десятка приключенческого жанра: Артур Конан Дойль, Роберт Льюис Стивенсон, Фенимор Купер  («Зверобой», «Следопыт», «Пионеры»).

http://ru-comics.livejournal.com/310978.html

Уж, коль зашла за Диккенса речь, есть повод отдельным блоком справиться о «клубе диккенсистов и его мультипликаторов». Я не оговорился: величайший романист Диккенс начинался именно как заказной  текстовик к рисованным комиксам карикатуриста Р. Сеймура. Однако Сеймур успел сделать лишь первые 7 гравюр к под них, в сущности, и сочинявшемуся тексту. После чего «приказал долго жить». Молодой же Чарльз Диккенс продолжил «травить байки» для комикса с милым названием «Посмертные записки Пикквикского клуба», которому суждено было стать не только бестселлером, но и скорейшим залогом бессмертия молодого гения. Уверен: тот, кто хоть раз прикоснулся к двум лучшим собраниям Диккенса (в 30 томах 1960-х и в 10 томах – 1980-х) навсегда запомнил как причудливые, затейные фигуры с руки загадочного мастера «ФИЗа» - псевдоним изумительного иллюстратора Хэблота Найта Брауна (1815-1882), так и более реалистические композиции от Фреда Барнарда.

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/179374/1/

Впрочем, славу верховного жреца «диккенсописи» стяжал совсем другой человек…

Маркус Стоун (1840–1921).
Многогранно одарённый рисовальщик и потомственный живописец (сын члена Лондонской Академии Художеств и сам академик) дружески общался с Диккенсом, в том числе на предмет его представлений о собственных героях. Последние 11 лет своей жизни первый романист Англии был патроном юного дарования, за что тот отвечал ему привязанностью в художественном творчестве. Оставив достойный след в книжной графике, Стоун зарекомендовал себя и отменным баталистом, портретистом, историческим и сентиментальным жанристом...

http://www.korners.com.ua/russian/painters/1049

Если Брок во многом монополизировал изобразительный ряд персонажей Стивенсона и Купера, то на поле Александра Дюма-старшего, еще славнее порадел…

Морис Лелуар (Maurice Leloir, 1851-1940). 
Раскрытию способностей самобытного и, в хорошем смысле, многостаночного умельца способствовали родители: Жан-Батист Огюст Лелуар (1809–1892), живописец, и Элоиза Колен (1820–1874), акварелистка. Сын с лёгкостью необыкновенной усвоил оба начала и без особого труда освоил кучу иных: книжная графика, гравюра… А еще он рисовал для театра и сочинял. Именно, Лелуар к полувековому юбилею выхода в свет «Трех мушкетеров» (1894) создал  250 рисунков, предопределивших последующую трансформацию образов самого популярного романа всех времен и народов. Неформально подойдя к истории (в отличие от папаши Дюма), Лелуар достоверно и порционно воскрешал характерные мелочи и приметы антуража, пейзажа, быта, костюма, прически, походки, не говоря про глубочайшее проникновение во внутренний мир Атоса, Портоса, Арамиса, д’Артаньяна, чьи 4 «точки» мужского характера порою путают с исконными типами французского менталитета.  Лелуар проиллюстрировал многие книги Дюма, но «3 мушкетера» стоят особняком и  на века. До 90 лет сохранял творческую активность…

http://photo.qip.ru/users/farin/150516219/
http://www.liveinternet.ru/users/3090603/post173981743/

Если говорить конкретно о картинках для западной сказки, то, возможно, более других повезло братьям Гримм: им отдали весь свой талант сразу два выдающихся иллюстратора.

Филипп Грот-Иоганн (1841–1892).
Рисовальщик-виртуоз, он не гнушался филигранно оформлять адреса, дипломы и открытки, писал отличные акварели, делал дорогостоящие, ввиду тончайшей техники и взыскательности заказчиков, графические листы к подарочным изданиям. Один из лучших интерпретаторов космических миров Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера. Но всё это, в конечном счете, затмила стезя сказочного рисовальщика. Подарочное издание «Детских и семейных сказок» братьев Якоба и Вильгельма Гримм мастер Грот-Иоганн назвал «главным делом своей жизни». И в это легко поверить: двухтомник проиллюстрированных им сказок недавно был переиздан и у нас (Престиж-Бук, 2006). К сожалению, самоотверженный труд Грот-Иоганна оборвала смерть. И издателям пришлось срочно искать достойного продолжателя. Нашли. Звали его…

Роберт Лейнвебер (1845-1921).
Карандашу Лейнвейбера досталась галерея загадочных героев великого сказочника Вильгельма Гауфа (см. опять же издательство «Престиж-Бук», 2006), а также мистического беллетриста, египтолога Георга Эберса. Однако подлинным увенчанием заслуг Лейнвебера стало то самое лестное предложение завершить труд прославленного Грот-Иоганна над сказками братьев Гримм. Более двух лет отдал художник этому проекту, ставшему, воистину,  звездным для обоих соавторов (в данном случае – графиков). В 1895 году подарочный комплект «Детских и семейных сказок» братьев Гримм начал свое победное шествие по Европе. И это было, по большому счету, второе рождение главного детища филологов-братьев Гримм, а «сопутствующие» рисунки Грот-Иоганна и Лейнвебера с тех пор являются бесспорным эталоном жанра и художественного вкуса.

http://ru-book-illustr.livejournal.com/231754.html

Ну, и еще несколько имен…

Рокуэлл Кент (1882-1971).
Оригинальный американский график и натуралист, как известно, оформлял преимущественно книги собственных путешествий в Гренландию, на Аляску, Огненную Землю. И все же его лепта в книжный рисунок не осталась незамеченной. Взять «Моби Дик» Германа Мелвилла (или трагедии Вильяма Шекспира): скупые, но выразительные черные тона с белыми переливами, плюс чуток абстракции с конструктивизмом, и моментальное западание в память - признак таланта.

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/10/kent.html
http://www.pinakoteka.ru/blog/?p=1158

Йозеф Лада (1887-1957).
Сегодня трудно представить другого Швейка, что понятно: над запоминаемостью персоны пивного смехача изрядно попотел чешский художник и прозаик Йозеф Лада, заявивший о себе блестящей серией рисунков тушью под роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» (1924). Лада также иллюстрировал народные сказки и собственные книги.

http://www.03pressa.ru/shveikr/index9.php

…Убежден, благодарный русский читатель, не в пример евро-американскому коллеге, отыщет в книжной графике Запада немало еще импонирующих, но мною пропущенных имён... Та же Илон Винкланд, обеспечившая всемирную «трансляцию» полётов Карлссона с Малышом от тетушки Астрид Линдгрен. Не говоря про иллюстраторские поиски такого исполина, как Альбрехт Дюрер (1471-1528): роман «Турнский рыцарь Жоффре де ла Тур-Ландри», авторские книги императора Максимиллиана I Габсбурга, «Корабль дураков» Себастиана Бранта...


Но так уже хочется к Нашим…

Иллюстрация Мориса Лелуара к "Трем мушкетерам" А. Дюма-отца.

Основные понятия

Виньетка (от франц. vignette) — украшение (заставка или концовка) полиграфической продукции (книга, альбом, рукопись) в виде небольшого рисунка или орнамента.
 
Гравюра (от франц. gravure от нем. graben — копать или франц. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства путем оттиска. Известны две основных разновидности: «высокой печати» (краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски) и «глубокой печати» (краска переносится — из углублений штрихов). Главные инструменты: угловые, продольные стамески, нож для обрезки мелких деталей.

Гравюра на картоне — вид графического (высокая печать) тиражируемого изображения. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов.

Гравюра на металле (на камне, на холодном оружии и т.п.). Здесь делаются формованные выемки на материале для получение узора.
 
Графика (от греч. ;;;;;;;; — письменный, от греч. ;;;;; — пишу) — достижение художественного изображения посредством пунктирной линии, штриха, пятна и точки, цвет играет вспомогательную роль.

Гуашь (от франц. Gouache, итал. guazzo - водная краска, плеск) — разновидность клеевых водорастворимых красок плотнее акварели. Применялась еще Средние века для книжной миниатюры (нередко вместе с акварелью).

Ксилография (от др.-греч. ;;;;; — дерево и ;;;;; — пишу, рисую) — древнейшая техника деревянной гравюры.

Линогравюра — гравирование на линолеуме (с конца XIX века).  При печати линогравюры применяются обычные типографские краски, накатываемые, преимущественно, вальцмассовым валиком.

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
 
Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода», или «аквафорте» - итал. аcquaforte) — гравюра на металле, техника станковой графики глубокой печати для получения оттисков с печатных «досок». Для создания изображения поверхность травится кислотами. Популярность приобрел в XVI веке. Одна из самых интересных техник офорта: акватинта (итал. Aqua + tinta, т.е. вода + оттенок), при помощи нее создаются тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — художественные материалы для графики и живописи в форме мелков и карандашей без деревянной оправы.

Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы.

Темпера (от итал. tempera, от лат. temperare — «умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении») — краски со связующим веществом в виде эмульсий. Бывает  клеевой (пигменты разводятся на смеси воды, желатина, столярного клея или казеина), гуммиарабиковой, казеиновой, синтетической, яичной (последняя известна со времен фараонов). В Средневековье для связки практиковали мёд (его нередко добавляют в акварель).

Тушь (от нем. Tusche) — черная краска из сажи (жидкая, концентрированная и сухая) в графике для перьевых изображений (редко используется тушь цветная).

Эстамп (франц. estampe, от итал. stampa) — оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы), чаще всего гравюрный. Оригинальными, авторскими считаются отпечатки, произведенные самим художником или печатником при его участии. В Европе распространен с XV века, сперва - как оттиск с гравированных деревянных досок.



Продолжение следует:

"Магия художника книги: Русская школа"

http://proza.ru/2012/02/07/721
 


Рецензии
Дорогой Владимир, во-первых, спасибо за упоминание моей персоналии в Вашей замечательной работе - ей-богу, даже неловко. Во-вторых, теперь понимаю, что я был абсолютно прав, когда свои "размышления по темам" называл "расследованием дилетанта". Ваша же работа - это вещь по-настоящему профессиональная. Причем, написанная легким и "удобочитаемым языком". А теперь особое спасибо: читая, поймал себя на мысли, что в какое-то мгновение дохнуло тем самым ветерком детства, который шевелил тогда еще буйные мальчишечьи вихры и казался нам тем самым пассатом, который дул в паруса "Испаньолы", или буйным зимним ветром, сдувавшим пригоршни снега со стенок вигвамов делаваров... Теперь начну еще упорнее думать о том, чтобы как-нибудь рассказать о своей детской дружбе с Ее Величеством Книгой... Всего Вам доброго. С искренней признательностью А.Терентьев.

Александр Терентьев   22.10.2011 19:13     Заявить о нарушении
Благодарю за оценку скромных штудий такого же дилетанта. Писалось недолго, под настроение, половина - на работе, посему исследовательской составляющей здесь немного - так, на помощь памяти чуток книжек и интернета. За ветерок спасибо вдвойне. А Ваши заметки... Не преуменьшайте свой уровень! Мне очень нравится: пишете хорошо,искренне, занимательно, честно. Иначе не "толкнули" бы мен яна такоедело.

С уважением и нилучшими пожеланиями. Владимир.

Владимир Плотников-Самарский   22.10.2011 19:44   Заявить о нарушении
Хорошо, будем считать, что я чуточку причастен к хорошему делу. А если серьезно, то повторюсь: как бы было здорово выпустить нечто подобное Вашему обзору, плюс множество иллюстраций и зарисовок по каждому упомянутому автору. Получился бы изумительный "путеводитель в мире книг и художников", который для детей был бы полезен, а для взрослых... стал бы ностальгическим "теплым ветерком детства". Хотя... сегодня этакое издание потянет лишь серьезное изд-во или "Большой спонсор"... Всего Вам доброго. А.Т.

Александр Терентьев   22.10.2011 20:00   Заявить о нарушении
Хотел ведь написать: "множество иллюстраций и к ним - лит.зарисовка о каждом из авторов и о его самых известных произведениях..." А.Т.

Александр Терентьев   22.10.2011 20:03   Заявить о нарушении
Бога ради, Наталья. Добра (доброго) никогда не жалко!
С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   12.12.2011 16:27   Заявить о нарушении
Вечер добрый, Владимир! Кстати, репродукция одной из картин Р.Кента уже лет двадцать пять висит у меня на стенке - вид Аляски... С уважением А.Т.

Александр Терентьев   07.02.2012 19:11   Заявить о нарушении
Претензия! Тут одному человеку хотел показать этот Ваш цикл - так еле нашел. Дорогой Владимир, нельзя так - чуть ли не в прямом смысле закапывать такой материал. С уважением и улыбкой Ваш А.Т.

Александр Терентьев   03.05.2012 19:29   Заявить о нарушении
Кстати, как Вы посмотрите на то, что я дам на своей стр. ссылку для любителей и ценителей настоящей школы иллюстрации?

Александр Терентьев   03.05.2012 19:31   Заявить о нарушении
Без проблем - плодов просвещения для!

Спасибо, уважаемый Александр!

Владимир Плотников-Самарский   03.05.2012 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.