Возрождение суфийских братств в Дагестане

Возрождение религиозной жизни, в том числе и суфийских братств, в республике началось со второй половины 80-х годов ХХ в.

Новые законы РФ и РД о свободе совести, значительно расширившие права верующих, способствовали резкой активизации деятельности религиозных организаций, в том числе и суфийских братств  в  Дагестане. После упразднения в 1991 г. Совета по делам религий в Москве суфийские общины вышли из под негласного государственного надзора.
В мае 1989 г. был созван съезд мусульман Северного Кавказа, где было принято решение о смещении с должности старого муфтия Махмуда Геккиева и формирование нового Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Не останавливаясь подробно на истории формирования нового муфтията в постсоветскую эпоху, хочется просто отметить, что именно с этого периода за весь досоветский и советский периоды именно суфийский ислам перестал быть объектом давления со стороны государства.

Первым муфтием нового Духовного управления был Магомед-Мухтар Бабатов впоследствии один из наиболее влиятельных суфийских шейхов республики. Все последующие муфтии так же имели непосредственное отношение к суфизму.
В постсоветское время идеологическая работа нового муфтията отличалась значительным акцентом на суфийские ценности. Многие культовые места (пир, зияраты) были восстановлены и стали объектом посещения со стороны мусульман республики. Были построены или восстановлены сотни мечетей, открылись исламские университеты.

Несмотря на то, что суфии в мусульманском мире иногда и вмешивались в политику, все же эта гибкая система, которая в течение веков существовала в Дагестане настолько адаптировалась к местным реалиям, что приобрела черты, отличающую ее от аналогичных братств  в других мусульманских регионах. В настоящее время суфийские общины Дагестана являются наиболее активными сторонниками существующей власти.
С падением Советской власти положение суфийских групп в Дагестане изменилось. Из гонимых религиозных диссидентов шейхи возрожденных тарикатов превратились в уважаемых религиозных лидеров. После распада в 1990 г.  Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) с центром в Махачкале.
 В республиканском муфтияте (ДУМД), возникшем в 1992 г. на развалинах ДУМСК на первый план выдвинулись мюриды некоторых шейхов. К середине 90-х годов муфтият попал в руки последователей крупнейшего в Дагестане накшбандийского и шазилийского шейха Саида-афанди (Ацаева) Чиркейского (ал-Чиркави, 1937 г. р.). В свою очередь власти республики стали активно поддерживать шейхов и ДУМД, видя в них заслон в борьбе с религиозной оппозицией постсоветских диссидентов-ваххабитов, выступающих также и против суфизма.

Автор: Али АЛБАНВИ


Рецензии