Джен Ландберг - Мир после цивилизации

20 октября 2011 г.
CultureChange

У Кита Фарниша проблемы с западной цивилизацией. У меня тоже.  То есть, Моцарт, конечно, это хорошо, но разрушение планеты промышленностью и экономическим ростом  не стоит  всех достижений цивилизации.  Или мы должны заплатить вымиранием за наши славные достижения? Все наши беды связаны с доминантной культурой.

Даже если бы экологическая устойчивость не была сегодня главной на повестке дня, идея платить  за то,  чтобы жить на Земле, кажется чудовищной. Но это именно то, чего требует от нас наша замечательная система,  когда люди поставлены в такие условия, что должны  соперничать и платить за свое рабское существование. Забыть о природе для того, чтобы покупать какой-то ширпотреб – вверх неэффективности и затратного образа жизни.  Современный человек  демонстрирует поразительную глупость, согласившись на рабство, в то время как у любого животного достаточно ума, чтобы оставаться на свободе и выживать в дикой природе.

Одна из форм человеческого рабства – согласие с глобальным загрязнением, таким, например, как парниковые газы, выбрасываемые Китаем и США.  Можно предположить, что у тех из нас, кто сидит и не ударит пальцем о палец, каким-то образом отсутствует "ген выживания".

Кит попросил меня, в свете освобождения человечества и других порабощенных видов, написать главу для его книги Underminers: A Practical Guide for Radical Change. Прочитав введение к книге, я понял, что нужно поддержать его проект. Вот, что я написал в начале октября:

Мир после цивилизации

Срочный переход к "новой" экономике - к местной самодостаточности и общинной кооперации.

Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man*
 - Imagine, John Lennon

Представьте, нет имений
(Быть может, сложно вам)
Нет жадности, нет принуждений,
И люди братья навсегда
 - Представьте, Джон Леннон


*Если феминистки будут обижены последней строчкой, напомню им, что Леннон вскоре написал песню «Женщина – рабыня мира» ( "Woman is the Nigger of the World.)"


Хочу думать, что критика цивилизации должна быть прежде всего сочувственной, ненасильственной и реалистичной.  Вероятно, надо иметь в виду, что желание спасти планету и разбить оковы капитализма и авторитаризма надо сопоставить с сегодняшней повсеместной зависимостью от промышленности.  Да, экономика разрушится и с ней прекратятся выбросы парниковых газов.  Но это не значит, что после остановки промышленности и транспорта все пойдет гладко. Последуют серьезные сбои в поставках энергии, продуктов питания и материалов.

Поскольку промышленная цивилизация построена на эксплуатации невозобновляемых "ресурсов" (многие из которых вообще следовало бы оставить в покое) и человеческого потенциала, а потребление материалов подходит к своему пику, неустойчивое положение с цивилизацией становится очевидным.

Вне зависимости от того, понимают это люди или нет, коллапс может произойти внезапно и быстро; экономика, построенная на дешевом топливе разрушится как карточный домик, как только возникнет брешь в одном из ее отделов. Затем рухнет инфраструктура, после чего машина цивилизации начнет глохнуть на всех уровнях.

Некоторые скажут: «Хорошо. Земля отдохнет». Но население начнет вымирать по двум причинам: просто от голода и от ослабления генетики из-за ядерных катастроф, болезней и климатических изменений.

Если будет просто голод и мы переживем другие напасти, то у людей есть некоторый шанс.  Я смотрю на это с оптимизмом.  Из-под завалов нефтяной цивилизации возникнет новая культура, она будет заимствовать лучшее из традиционных аборигенных культур, и подкрепляться идеями  современных провидцев.  Распад глобальной корпоративной культуры и отсутствие дешевого топлива для быстрого перемещения, приведет к возникновению множества автономных биорегиональных государств и племен. 

Для отдельного человека конец промышленной цивилизации и больших правительств означает освобождение от работы, т.е. работы на других, на их цели, на то, чтобы зарабатывать деньги и покупать то, что природа, вообще говоря, предоставляет бесплатно.  Для многих сегодня такое положение немыслимо, они не верят в то, что люди способны думать самостоятельно, самоорганизоваться [такого слова нет в компьютерном словаре – ВП!] и  добровольно кооперировать.

Учитывая очевидные промахи и ошибки предшествующей эры экономического роста и «прогресса», новая культура должна будет установить гармонию с природой.  Это невозможно с иерархическим, патриархальным, религиозным, имперским мировоззрением, которое привело к опустошению земли, вероятно, начиная с шумеров.  Поэтому новая культура будет отличаться равенством, справедливостью, взаимопомощью и откажется от грандиозных проектов, подпитываемых жадностью.
 
Что касается практических навыков, или их отсутствия, то в январе 2007 г. я писал (Culture Change Letter #150): "Можно представить себе как будут развиваться местные ремесла на основе отходов и возобновляемых источников. Личное имущество не будет довлеть над людьми. Люди не будут ежедневно пользоваться массой вещей, потому что новые товары не будут поступать в магазины как ранее из-за дороговизны транспорта. Поэтому переработка и повторное использование вещей наконец станут нормой." 

Однако повсеместное распространение велосипедов и велосипедных трейлеров будет временным явлением и продержится максимум одно столетие. В этом нет никакой беды:  мы станем более духовными существами. Можно доказать, что природа и дух – одно.  Если "примитивная" или «простая» жизнь кого-то не устраивает, черт с ними.  Проблема в том, что нас ждет впереди, а не в том, чтобы сохранить наш гонор Homo "sapiens." Когда маятник качнется в другую сторону, тесно связанная с землей духовность обязательно возвратится, и люди будут поклоняться земле с той же силой, с какой они раньше ее разоряли.

Поскольку некоторые регионы разрушались на протяжении веков, они не смогут более обеспечивать проживание племени или государства за счет местных продуктов и материалов.  Потребуется торговля. Без дешевой нефти и при отсутствии возобновляемого топлива потребуется введение парусного транспорта. Уже сейчас его применение привлекательно ввиду низкой стоимости перевозок, и с учетом того, что корпоративная глобальная экономика продолжает загрязнять атмосферу продуктами сгорания и утечками нефти. Этот факт упорно игнорируется массмедиа.

Люди в умеренном и арктическом климате смогут прожить без кофе, шоколада и других деликатесов, которые в настоящее время перевозятся на огромные расстояния для пристрастившихся к ним бонвиванов. Но люди не хотят унижения: если что-то можно сделать, они это сделают.  Кроме того, там, где я живу, например, отличная среда для выращивания маслин, почему бы не выращивать их, чтобы некоторый излишек обменивать на зерно? Специализация весьма спорное преимущество с точки зрения выживания, но после Большого Коллапса обмен и взаимопомощь будут незаменимы для развития биорегионов с богатыми уникальными культурами. Со временем восстановятся утерянные языки и культуры. Парусный транспорт будет поддерживать достаточный уровень коммуникации, обмен знаниями и взаимопомощь между биорегионами со значительно уменьшенным населением.

И это все возможно, если мы переживем цивилизацию и оставленную после нее ядовитую и радиоактивную среду.


- Джен Ландберг «Разрушитель асфальта»,  независимый аналитик
Монтерей-бей, Калифорния, 8 октября, 2011 г.
 * * * *
Читайте некоторые статьи Кита Фарниша на Culture Change. (Например, http://www.proza.ru/2010/05/25/1031)
Эссе Джена Ландберга (2007): Конец индустриализма: Спасет ли пикойл климат, или же нам  вначале создать новую культуру?


Рецензии