Ты в ответе за тех, кто рядом

«Ты в ответе за тех, кто рядом» - смысл этих слов стал понятен мне совсем недавно, а вернее 3 года назад, когда я в первый раз решилась попробовать себя в роли вожатой, хоть и на школьном уровне. Опыт общения с детьми у меня уже был, и немалый: мой брат младше меня на 8 лет, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Кроме того, мне частенько доверяли и других детей, с которыми я охотно возилась. Так что бояться мне было в принципе нечего, к тому же многих ребят я уже знала.    
 Отряд мне достался самый старший, и я вздохнула с облегчением: начинать работу с малышами было страшновато.… Как же я ошибалась! Сначала всё было очень даже хорошо: ответственность минимальная, дети самостоятельные, взрослые... Но потом начались конфликты. Вместо того чтобы весело проводить время со всем остальным лагерем, мои «бездельники» почти весь день проводили в комнатах, и вытащить их оттуда было практически невозможно. Если несколько человек от отряда вышли на прогулку – уже хорошо. Как оказалось, на этом мои трудности не заканчивались: дети, вроде бы уже не маленькие, часто обижались по пустякам.… Да, не так я себе всё это представляла. Зато в отряде помладше всё было просто замечательно, так, как я и хотела. Разочаровавшись в «старшеньких», я ушла в другой отряд. Бросив их, я проявила слабость, недопустимую для вожатой. Я сдалась…   
 Мне так понравились детки, с которыми я провела остаток смены, что, не раздумывая, взяла их и в следующем году. И не пожалела! Именно с этого момента я поняла, что очень люблю детей. Мы почти целый день проводили вместе: большинство ребят приходили к 9 утра и до 4 часов вечера были в лагере. И, хотя я параллельно сдавала выпускные экзамены из 9 класса, умудрялась успеть забежать к своим, проведать их. В перерывах между экзаменами я ходила с ними везде: в зоопарк, театр, на прогулку в речном трамвайчике по Суре… Мы действительно привязались друг к другу. Если не получалось поехать с отрядом на экскурсию, провожала деток до автобусной остановки, потом встречала, хотя это было совсем необязательно; частенько сидела с ними на тихом часу.… А как они каждый раз спорили о том, кто пойдёт со мной за руку! Это было очень трогательно…   
 В лагере - своя программа, но мы с остальными вожатыми не ленились проводить мероприятия и внутри отрядов: ставили сказки, придумывали новые игры, устраивали конкурсы и импровизированные концерты для любимых детей. Деньки пролетели незаметно, и мы не успели оглянуться, как смена закончилась.… Всё было здорово и уходить совсем не хотелось, но мы знали, что следующим летом встретимся снова…   
 Я весь год ждала того момента, когда снова смогу зайти в светлый и просторный класс и улыбнуться на радостные возгласы приветствующих меня детей. И вот, наконец, наступил июнь. Я, как и всегда, взяла «своих» детей, но отряды были сборные, и поэтому с некоторыми ребятами я была не знакома. Правда, я с огромной радостью познакомилась со всеми новенькими.    Можно сказать, я являюсь ветераном лагеря «Солнышко»: шутка ли, три года мы вместе, и за эти три года все очень выросли. Да-да, и я тоже! Я росла вместе с отрядом, мы постепенно узнавали друг друга. Состав детей хоть и незначительно, но всё же менялся, так что к концу третьего года меня знала вся начальная школа. И я фактически стала вожатой для всех отрядов, что меня вполне устраивало. Но больше всего мне нравилась атмосфера внутри нашего, третьего. Традиционно у нас был командир отряда и его помощник, но также были ещё санитарки и физрук. Они мне очень помогали во всём: газету мы рисовали вместе, вместе делали зарядку, учили песни и ставили сценки к общелагерным праздникам. А мне постоянно хотелось дать им что-то новое: я искала сценарии и детские игры, готовила новые упражнения для зарядки, придумывала, чем бы их развлечь… Я стала им чем-то большим, чем просто вожатой. Детей с разбитыми коленками и содранными локтями приводили ко мне, ведь у меня всегда с собой была аптечка (очень нужная вещь, особенно если работаешь с детьми); малыши, да и ребята постарше посвящали меня в свои тайны, доверяли большие и маленькие секреты. Да и к кому же им бежать, как не ко мне? Ведь я всегда помогу советом, утешу, разрешу спорный вопрос и улажу конфликт. К тому же они прекрасно знали, как я их люблю.… Чувствовали это, как умеют только дети. 
   Люблю я их всех: и маленьких, и больших; и послушных, и не очень; и озорных, и спокойных. Мне очень жаль, что в этом году из-за поступления я не смогу провести с ними месяц, и поэтому хочу попросить тех, кто будет с детьми вместо меня: понимайте и любите детей, и они будут платить вам тем же… 
  Хочется ещё раз подчеркнуть, что труд вожатого – нелёгкий труд, нужно быть с ребятами всегда, отдавать им всю себя без остатка. Мы в ответе за тех, кто рядом. А рядом они – дети. К ним нельзя остаться равнодушными. Мои детки просили, чтобы я хоть иногда заходила к ним, если не буду в лагере. И я приду, обязательно! А как же иначе?   


Рецензии
Когда-то давным-давно, не счесть, сколько лет назад это было, но - было, я начинала с того же самого - вожатая... Те ребята до сих пор мои друзья, хотя некоторые из них уже стали бабушками и дедушками...

Елена Кудряшова-Норкевич   29.11.2011 18:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.