Бойтесь б-ей кары...

    1

В нашем районе живут в основном иммигранты из Узбекистана, больше в возрасте, с убелёнными сединами, уважаемые люди, но многие уже одинокие. Кто-то потерял супруга, кто-то любимую жену. У всех у них в глазах тоска и какая-то невысказанная боль, но тем не менее они очень приветливые, внимательны к окружающим, могут дружить и быть соучастником  любых событий: пусть это будет траур или праздничные торжества. Почти у всех есть внуки и даже правнуки. По характеру очень мягкие и добропорядочные, приветливые и благодарные судьбе и Всевышнему, что они ещё здоровы, ходят на своих ногах,  как-будто в какой-то степени счастливы, но увы... В каждой семье есть, оказывается, свои проблемы, свои ньюансы...
После субботней трапезы к нам в гости пришла уважаемая тётя Берта, высокая, красивая, ухоженная, с красивыми ямочками на щеках, как всегда с улыбкой с блестящими увлажнёнными глазами.
После долгих взаимных приветствий, я спросил:
- Тётя Берта, что-то случилось? Вы очень взволнованы и глаза почему-то влажные?
Вместо ответа, я услышал рёв женщины от души, плач матери навзрыд, и этот миг напомнил мне военные годы, когда женщина, мать плачет, получив извещение о том, что погиб её сын, муж или отец.
Успокоить её было невозможно...Прошло много времени, когда т. Берта сумела выговорить:
- Помогите мне! Посоветуйте, куда, к кому обратиться, чтобы помогли мне?
И начала рассказывать...
- Вы знаете, когда мы с мужем - Авнером и с двумя маленькими детьми приехали в Америку, без языка, без средств существования, как нам было тяжело. Чтобы обеспечить своих детей всем необходимым, чтобы они не нуждались,  мы с мужем не брезговали и не гнушались никакой работой. Бывший педагог - работала уборщицей, хоматенткой, посудомойкой, сиделкой и т.д. Авнер  первоначально работал разнорабочим на строительстве, потом водителем карсервиса (работал только по ночам), чтобы днём быть с детьми. Ой, как было трудно! Тем не менее он создал мне условия пойти учиться,  с большим трудом я закончила колледж, организовала небольшой собственный бизнес, где мы с Авнером работали по 15-16 часов в сутки. Легче стало жить, радовались своим успехам, но не заметили, как у порога появилось несчастье – Авнер заболел неизлечимой болезнью и скоропостижно скончался. Мне пришлось одной выводить  детей в люди (правда, не смогла дать им высшее образование, хотя они сами не проявляли особого желания учиться). Дала им возможность создать семьи. Сперва сыграла свадьбу сыну  Борису, потом выдала замуж Софу, слава Б-гу, имею внуков, но счастья нет. Не могу понять, что случилось с моими детьми? Я их не узнаю: были прекрасными людьми, у нас была взаимная любовь и взаимопонимание, а теперь, ничего от прежнего не осталось. Каждая встреча с ними заканчивается скандалом и даже оскорблением.
Мне пришлось вежливо прервать тётю Берту и спросить:
- Что они от Вас хотят?
- Всё было хорошо. Муж перед смертью пригласил детей и сказал, что дни его сочтены, он хочет сегодня подвести итоги своей жизни, попрощаться со своими детьми и сделать ряд поручений:
Сыну Борису:
- Ты - мой первенец, тебе поручаю твою мать, она мне очень дорога, прошу тебя, ты  должен уделить максимум внимания и уважения, чтобы она жила безбедно и была у неё счастливая старость. Она этого заслуживает. Я передаю тебе прямо сейчас своё нотариально заверенное завещание на право  владения бизнесом, домом и сбережением, хранящимся в банке. Тебе же поручаю организовать мои похороны, соблюсти все наши обычаи и традиции, нам обеим поставить памятники, своевременно проводить юшво и читать кадиш.
Софе:
- Моей любимой дочери вручаю все золотые изделия, принадлежащие мне и 5 тысяч долларов, а после смерти матери тебе достанется всё, что принадлежало ей. Очень надеюсь, что ты будешь по-прежнему помогать и поддерживать маму,  любить и лелеять её, ибо кроме вас у неё никого нет.
Вскоре Авнера не стало. Борис провёл недельные, месячные траурные торжества.
Проходит время  Я неоднократно спрашиваю Бориса:
- Как насчёт памятника? Пора заказывать.
И каждый раз он уходил от разговора.
В последний раз у нас состоялся очень серьёзный разговор с Борисом, и он признался, что у него нет денег, он не может заказать памятник не только отцу, но и мне. И, кроме того, не может даже провести годовое юшво.
- Всё, и больше ко мне не приставай.
Всё это сопровождалось криком, шумом и оскорблениями.
Со слезами на глазах я обращаюсь к Борису:
- Сынок, мы должны что-то придумать, найти деньги, срочно установить памятник отцу и на уровне провести юшво года. Мы не должны опозориться, нам будет очень стыдно перед родственниками, друзьями отца; они знали, что твой отец никогда бедным не был. Сынок, не срами, ты же отцу обещал!
В ответ «мой дорогой» сыночек, вытаращив глаза из орбит, с криком подошёл ко мне вплотную, до боли сжав мои руки, громко, с руганью, выкрикнул:
- Нет у меня денег!  Ты  это понимаешь  или нет? Ты знаешь, сколько я потратил на похороны, за место на кладбище, только за два часа панихиды в зале Шварцбразерс заплатил более 3000 долларов, за первый вечер, на юшво израсходовал более 3,5 тысячи долларов! Откуда у меня такие деньги? Ты знаешь, сколько я должен, сколько  я у своих друзей взял денег в долг?  Сейчас пришло время расплаты, а нечем! Теперь ты требуешь поставить памятник и провести годовщину отца! Нет у меня денег, cтарая дура! Не хочешь позора - найдёшь деньги! - и,  хлопнув дверью, ушёл.
Со слезами на глазах я обратилась за помощью к Софе. Она меня успокоила:
- Не волнуйся. Я постараюсь тебе помочь. Вот 5 тысяч долларов, которые мне отец оставил, возьми, закажи памятник, а потом посмотрим.
- А что скажет твой муж Нерик?
- Он знает, что папа мне давал деньги.
Я без участия Бориса заказала памятник и только в день, когда устанавливали памятник, пригласила Бориса со снохой принять участие. На кладбише было много народу, памятник всем понравился. Все подходили и благодарили Бориса, расхваливали его вкус, его усердие.
Не радовало это только сноху, которая в гневе и с неприкрытой  злостью, невзирая на присутствие гостей, почти криком бросила мужу:
- Ты обманщик, ты же сказал, что не ты  заказывал памятник... - и упрёки строчились, как из пулемёта...
Здесь вмешалась я и  стала уверять сноху, что памятник заказала я,  и что  большую часть суммы заплатила Софа. Борис здесь не причём.
Услышав эти слова, не менее гневно и с раздражением зять - супруг Софы, обращаясь к своей жене, спрашивает:
- Откуда у тебя деньги? Сколько ты заплатила? Почему я не знаю?
Над изголовьем усопшего Авнера не на шутку разгорелся дикий семейный скандал, никто не мог их успокоить ...
Наутро прибежала Софа, вся красная, взмыленная и с воплем сообщила, что Нерик выгнал её с ребёнком из дома и предупредил, что, если она  в течение двух суток не принесёт  эти злосчастные  5 тысяч долларов и  все принадлежащие ей золотые вещи, он разведётся со ней. Кроме того он поставил условие: впредь она не должна видеться со мной, не разговаривать  и чтобы ноги её не было в моём доме.
Если бы вы знали, как мне было тяжело все это слышать из уст моей дочери. Я знала жадность и упрямство своего зятя, и во имя сохранения семьи дочери  согласилась принять все его условия. Я сняла с себя  все свои золотые изделия и то, что лежало в комоде, и отдала дочери.
- Мама, большое тебе спасибо, что ты меня понимаешь. Я не хочу, чтобы мои дети остались полусиротами. Пусть, какой он есть, но он - отец моих детей. Мамочка, прости меня!
- Софочка, милая, не плачь. Я сегодня же пойду, найду эти деньги и верну их тебе и обещаю, никогда не переступлю порог твоего дома. Пусть твой муж успокоится и, ради Б-га, не спорь с ним, соглашайся с ним во всём.  Ты же знаешь, какой он упрямый и жестокий.
Что случилось с Нериком? Не могу понять.
- Тётя Берта, вы всё сделали правильно, что не гневили Нерика. Он относится к категории ненасытных людей. Он генетически жаден. На этом свете его насытить нельзя: чем больше даёшь, чем больше делаешь им добра, тем больше они вами недовольны и требуют ещё больше. Эти недочеловеки уподобляются шакалам. Шакал, когда набрасывается на падаль, отгоняет даже своих братьев и родителей, а наевшись досыта, остаток падали прячет на следующий раз. А тигр и лев едят свою добычу один раз досыта и остатки оставляют шакалам. Поэтому, тётя Берта, не расстраивайтесь. Видимо, вам и Софе суждено иметь такого  зятя и мужа. От этой болезни нет лечения, он за счёт уверенности  в своём хамстве  считает себя правым,  считает, что, если он живёт с вашей дочерью, вы должны ему платить. Не обижайтесь, ваш Нерик не первый и не последний.

Через день к вечеру пришёл Борис. Чувствую, он очень расстроен и не знает, как начать разговор. Я обращаюсь к нему и спрашиваю:
- Что случилось сынок? Чем ты так расстроен?
- Да, мать, я очень расстроен. Ты хоть и старая, но у себя на уме. Ты никогда не спросишь, как я живу, в чём нуждаюсь?  Когда расплачусь с долгами? Ты и отец всё сдалали для Софочки: и деньги ей, и золото ей, всё для неё. А мне что? Мне только расходы, юшво делай, памятник поставь, кадиш читай... Нет, мама, так не пойдёт! Я решил рассчитаться с долгами. Давай продадим дом, проведём годовщину отца, тебе  сниму квартиру, рассчитаемся с долгами и остаток поделим с тобой.
- Сынок! А куда делись деньги, которые оставил тебе отец на расходы? А где доходы от бизнеса?
- Ты что, мама, слепая что ли? Ты не видишь, куда идут деньги? Мне же надо содержать дом, тебя,  семью, двух детей, надо всех кормить, одевать, за школу платить, за колледж платить! Не видишь? Ослепла?

- Дорогой сосед, услышав всё это от сына, я почувствовала, что мне становится плохо и что я теряю силы...  и больше ничего не помню. Через день очнулась на больничной койке с микроинфарктом.
За что такое наказание? Что случилось с моим сыном, с моим зятем? Не могу понять, что творится с моими детьми, со снохой и зятем? Где я провинилась? Что мне делать?
Через три недели будет годовщина смерти Авнера. Вопреки желанию Бориса договорилась, юшво будем проводить  в ресторане «Тройка». Приходите, пожалуйста.

                2

- Тётя Берта! Скажите, после вашей выписки  из больницы у вас отношения хоть чуть-чуть изменились, стал он к вам относиться теплее или нет?
- Нет, он стал намного замкнут, старается мне в глаза не смотреть, чем-то встревожен, чего-то боится.
- Не пытались с ним по душам поговорить как мать и сын?
- Не получается. Он всегда избегает  разговора,  поспешно оставляет меня и уходит на работу. Не знаю, что делать! Помогите!
- Тётя Берта, а нельзя нам втроём встретиться с вашим бухгалтером, который ведёт учёт деятельности вашего бизнеса? Попросите его, чтобы он пришёл с  балансом на первое число этого месяца.

Через день встретились у нас дома. Баланс отличный: хватит не только провести поминки, а даже несколько свадеб. Так в чём дело? Почему Борис так себя ведёт? Выяснилось, что все расходные документы, в том числе даже чеки, банк  примет только тогда, когда будут две подписи: Бориса и его супруги  Нелли, а у Нелли жёсткий характер и железная рука и не всегда подписывает те документы и чеки, которые подписал Борис. Он бессилен что-либо сделать, характера не хватает: легче обидеть маму, оскорбить её, нарушить завещание отца и своё обязательство, данное отцу, чем справиться с Неллей или её уговорить.
- Тётя Берта, а какие взаимоотношения у вас со снохой  Неллей?
-Я бы сказала очень хорошие. Она меня не обижает, вежлива, внимательна ко мне, но у себя дома она счень жёсткая как с мужем, так и с детьми. Я в их дела не вмешиваюсь. Всегда молчу.
- Тётя Берта, мне кажется, что ваша сноха - большая умница и очень грамотный бизнесмен, и совершенно справедливо, что она Бориса поставила в такие жёсткие рамки. Поэтому я вас очень прошу - не волнуйтесь и не переживайте. Думаю, что у вас всё будет хорошо.

Через несколько дней с разрешения хозяев дома, я  с женой пришёл в гости к Борису и Нелли. Нас очень хорошо приняли,  было прекрасное собеседование, и вдруг я спросил:
- Борис, когда и где ты проведёшь юшво - годовщину смерти отца?
Мне показалось, что он чуть-чуть растерялся, посмотрел по сторонам и сказал:
- Я делать не буду, нет у меня денег!
Наступила зловещая тишина... и вдруг Нелля очень спокойно сказала:
- Почему не будем делать? Мы будем справлять годовшину моего свёкра, но не так, как ты хочешь. Пригласим 80-100 человек - всех тех, кто его знал, видел его, работал с ним, родственников, его друзей, но нам не надо приглашать 300-350 человек и заказывать 4-5 горячих блюд. Это юшво, понимаешь? Его не надо превращать в свадьбу, где все между собой разговаривают, никто никого не слушает, раббая не слушают, выступающие не знают, о чём говорить, потому, что не знают покойного. Борис, мы обязаны сделать красивое юшво моему свёкру. Он этого заслуживает, он был прекрасным человеком, мир его праху.
Мне как-то стало неловко. Не понял: если в семье есть такое разумное существо, почему Борис ведёт себя так нагло и грубо с матерью, и Софа поставила его в такие жёсткие условия.
Тогда я прямо в лоб спросил Бориса и Неллю:
- Скажите, как много вы взяли в долг для проведения первых похоронных обрядов и почему вы настаиваете, чтобы мама продала дом.
Нелля буквально подскочила с места с вопросом к Борису:
- Какие долги за организацию похорон? Какой дом ты хочешь продать? Ты подумал, где будет жить мать, где мы будем жить? Сколько раз, Борис, я тебя просила -  не мучай маму, не обижай её, не ходи к ней с разными обижающими её предложениями! Побойся Б-га, побойся Б-ей кары и   проклятия матери! Ведь у тебя тоже есть взрослые дети... - закрыв двумя руками своё лицо, Нелля начала плакать навзрыд.
- Я устала от него. Ничем полезным не хочет заниматься. Утром приходит на работу на 10-20 минут, потом садится в машину и уезжает на целый день, вечером приходит тёпленьким, слова не скажи, не спроси, сразу же начинаются крики, шум -  и наконец: «Ты кто такая? Я - хозяин бизнеса, я -  хозяин в доме» - и пошло, пошло... не остановишь. Мне стыдно обо всём этом кому-нибудь что-то сказать. Моя свекровь живёт с нами и я стараюсь, чтобы она ничего не знала и не слышала о проделках её «любимого сына», чтобы не переживала. Честно, я очень устала, у меня не хватает сил всё это выносить и терпеть. Коль вы  вмешались в наши дела, я очень прошу вас, помогите  сохранить семью, вырастить и определить наших уже взрослых детей и обеспечить нормальную жизнь моей свекрови. Она прекрасный человек. Надо, чтобы он прекратил играть в карты. Это к хорошему не приведёт!
- Спасибо, Нелля, мне всё стало ясно. - Я подошёл к Нелле, ещё раз  поблагодарил за всё, поцеловал её и попросил оставить нас с Борисом одних на несколько минут.

- Дорогой Борис, я знаю тебя с пелёнок, знал отца, дедушку (мир их праху). Скажи только правду, предупреждаю - только правду. Ты играешь в карты?


         Мялся, долго мялся и ответил:
- Да, играю...  и никак не могу прекратить. Мне самому стыдно, мне стыдно смотреть маме в глаза, я замучил Неллю, но я не могу остановиться... Через неделю после смерти отца я проиграл большую сумму. Чуть было не продал бизнес, оставшийся мне по наследству, спасибо Нелле: она нашла выход, расплатились, но она меня поставила в очень жёсткие условия. По закону всё - бизнес, дом, банковские и другие сбережения -  принадлежат мне, но я без неё - Нелли ничего сделать не могу. Я не                единоличный хозяин, я - никто. Мне обидно, больно, мы чуть не развелись, и я ничего с Неллей сделать не смог, она не уступила.
- Ты что, жалуешься на Неллю?   Ты что, не понял, какая она молодец - твоя жена?  На мой взгляд, она не только большая умница, но и ещё герой! Ты должен гордиться, что у тебя такая жена! Благодари Б-га, что Нелля сохранила не только ваш бизнес, но и свою семью. Но сейчас речь не о Нелле, а о тебе. Что будем делать? Как быть с тобой? У тебя хватит воли бросить играть в карты? Чем тебе помочь?
Борис долго молчал и, наконец, вымолвил:
- Нет, ничего придумать не могу, меня постоянно тянет к карточному столику и когда я за этим злочастным столом, я всё забываю, вхожу в какой-то азарт, экстаз, и чем больше проигрываю, тем больше тянет отыграться..., тем более становишься злее. Никакие уговоры, просьбы, слёзы уже не могут меня остановить. Нужны только деньги, а где их взять? Мама не даёт. Нелля закрыла все пути к кассе бизнеса. Многие друзья отвернулись и в долг ни копейки не дают...
- Тогда ты, Борис, идёшь к своей матери, к этой святой женщине - трудяге, грубишь, кричишь, оскорбляешь и вымаливаешь у неё последние крохи. Это  ты называл свою мать дурой, слепой, тупой и вынудил отдать тебе последние, собранные по копейке на свои похороны, деньги. Спасибо тебе, Борис! Твоя мать такого отношения от тебя не заслуживает. Родной сын не имеет права так поступать и обращаться с матерью! Это бессердечно,  бесчеловечно. Ты меня прости, ты - не   человек, не имеешь права носить это светлое имя - Человек. Ты забыл, что она тебя родила, вскормила, вырастила, поставила на ноги и на верный путь в жизни, помогла создать семью, ты стал отцом, тебя ввела в общество деловых людей... И ты за всё это её отблагодарил и назвал дурой и тупой и ещё как ты её назвал,  что я не могу даже изложить на бумаге, боюсь, бумага не выдержит...  Твой поступок по отношению к матери не могу ни с чем сравнить: насколько я знаю, даже в джунглях самый страшный хищник не насилует свою мать и не ест мясо матери, а ты своим шершавым языком искромсал её сердце и заставил плакать кровяными слезами. И эти капли крови, упавшие на землю, до сих пор не высохли и источают чем-то неприятным... Ты забыл завещание отца, своё обещание отцу, одну из заповедей Торы -  почитание отца и матери, которая провозглашает: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились  дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой даёт тебе».
Дорогой Борис, ты, видимо, забыл, что Всевышный предупреждал: ...что в той же мере, как при почитании родителей Всевышний увеличивает годы жизни, так же в случае плохого отношения к ним - сокращает.
...Как ты поступаешь со своими родителями, того же ожидай и от своих детей по отношению к тебе.
Борис, я высказал только часть своего мнения о тебе, о твоем поступке, мне бы хотелось услышать от тебя, как ты думаешь исправить свое положение в семье и свои отношения с матерью.
Однако, хочу тебя предупредить, что никто тебе не поможет, только ты сам себе доктор. Изменить окружающий нас мир мы не сможем, однако исправить самих себя, быть более чутким к другим людям и тем более к тем, которым мы многим обязаны, каждому по силам. Вот этого я жду от тебя. Подумай и зайди, продолжим наш разговор, и если нужна будет моя помощь, не стесняйся, заходи, всегда буду рад тебе помочь.


3

Дорогой читатель! Если вы помните, мы с Борисом расстались с тем, что ему может помочь только он сам. Остановить картёжника, запретить ему играть в карты никто не может. Это азарт, когда разум уступает, воля исчезает и ты попадаешь в плен вырабатываемого в организме адреналина, возбуждающий желание играть с надеждой выиграть, только бы выиграть, а  ...если он проигрывает, его желание играть увеличивается в несколько раз за счёт желания отыграться во что бы то не стало, и так до редкого случая, отыгрался и дай Б-г, чтобы  хватило ума, воли встать и уйти. О, нет, коварная заразная болезнь по имени азарт тянет обратно к столу, а остаток разума говорит: «Хватит! Иди домой!» Если он нашёл в себе силы, встал и ушёл с выигрышем (что бывает очень редко), он всё равно размышляет о том, когда ему ещё вернуться и продолжить игру... А дальше, чем все это может кончиться?  Он не знает, но вопреки здравому смыслу он убеждает себя, что он выиграет ещё больше, хотя практика, жизнь подтверждают обратное:  конец неразумного картёжника - нищенство, унижение, одиночество и крах.
Он своим поступком проигрывает не только деньги, он проигрывает прежде всего свой разум, человеческий облик, лишает себя семьи, домашнего уюта, делает несчастными своих родителей, семью и детей.
Если же проигрался  в пух и прах, дома денег нет, друзья в долг денег не дают, он ищет выход как продолжать играть, как вернуть проигранное. Но, увы! Выхода нет. До игры без денег не допускают. Тогда этот банкрот, если у него ещё осталась хоть капелька совести, чести и самолюбия,  находит выход:  пулю пускает себе в висок. Раньше дворяне такой поступок считали благородным, и с началом новой карточной игры об этом «благородном человеке» и случае забывали...
Если же проигравший с мелкой душонкой и в  уголках его нравственной закромы не осталось ни совести, ни чести, ни самолюбия, тогда он наряжается в тогу цинника, хама и встаёт на путь вранья, обмана ближнего, семьи, а некоторые доходят до воровства и мошенничеста. А какой конец? Конец тоже известен...
Слава Б-гу, с Борисом пока ничего подобного не случилось, он не застрелился, не крал, но научился врать и играть на чувствах своей больной и старой беспомощной матери, этой прекрасной женщины, которая дала ему жизнь, вскормила своей грудью, дала свою любовь и посвятила свою жизнь…пока.
В один из погожих дней Борис буквально врывается к матери и просит мать:
- Мама, помоги! Мы с Неллей не досмотрели, у нас оказывается не уплачен налог за предыдущие полгода, и вот мы получили предупреждение, что если в 5-ти дневный срок не погасим задолжность, наш бизнес поставят на торги и мы лишимся бизнеса. Мама, помоги! Пожалуйста, поддержи нас!
Уважаемая тётя Берта в силу своей честности и правдивости, ни капельки не сомневаясь ни в чём, встаёт с места, ковыляя своими больными ногами, выносит из заначки свои последние сбережения в сумме 8 тысяч долларов и вручает их Борису.
Обращаясь к Борису, тётя Берта говорит:
- Сынок, это последние мои деньги, которые я по крохам собирала и берегла на свои похороны, но память твоего отца мне дороже. Нельзя бизнес отца терять. Всё равно меня тебе хоронить, другого сына у меня нет. Ты уж как-нибудь обо мне позаботишься. Возьми, сынок.
«Счастливый сынок», взяв деньги в руки, не поблагодарив и  нехотя попрощавшись с матерю, поспешил прямым ходом в  казино. Там ждали его друзья и завсегдатаи. Увидев Бориса, все они его поприветствовали, выпили по рюмочке и начали играть. Вначале Борису везло, он выиграл несколько партий,  почувствовал себя несколько окрепшим, уверенным в действиях, в решениях. Посторонние наблюдатели своими криками и воплями во всём поддерживали Бориса, а тем не менее ставки на кону заметно увеличивались и оставшиеся два игрока  пошли ва-банк. Борис проиграл с треском. Имеющиеся в наличии деньги не покрывали сумму проигрыша, и Борис остался должным ещё 3 тысячи долларов. Доброхоты и прихлебатели картёжного стола установили срок погашения долга в течение 3-х суток, в противном случае будет конфискована его легковая машина.
После такого крупного проигрыша Борис был почти невменяемым, растерянным. Он вмиг съёжился, стал маленьким, безвольным, жалким и никому ненужным существом. У него не  было сил встать и отойти от стола, чтобы уступить место следующей жертве. По просьбе крупье два молодчика взяли его подмышки и, буквально как отрезок бревна, на руках вынесли из игрового зала на улицу.
Борис еле добрался до своей машины, сел на заднее сиденье и от обиды, бессилия и беспомощности горько, очень горько заплакал. А рядом никого не оказалось и так, под впечатлением своих обид, безмерно пролитых слёз и ощущения своей   ненужности никому, он заснул...
Бориса дома долго ждали, но его не было. Ручной телефон не отвечал. Начали волноваться. В волнении и в тревоге прошла ночь, никто в семье глаз не сомкнул. А Бориса всё нет.
Стало тревожнее на душе. Умная и воспитанная сноха попросила свою свекровь зайти, чтобы вместе позавтракать. Зайдя в дом, к снохе тётя Берта спросила Неллю:
- А где Борис?
Нелля, чтобы не волновать свекровь, ответила, что он давно ушёл по неотложным делам.
- Нелля, вам удалось вчера решить свою проблему в налоговой инспекции? - спросила тётя Берта.
- Какую проблему?
- А что, разве вы не знаете... - и тётя Берта рассказала снохе, как Борис взял у матери деньги, чтобы погасить задолженность в налоговой инспекции и т.д.
Нелле вмиг всё стало ясно, зачем он выудил у мамы деньги, куда он пошёл и почему не пришёл ночевать домой...
Усталая от ночных волнений  и проведённой бессонно тревожной  ночи у Нелли подкосились ноги и она, как подкошенная, упала под ноги своей свекрови... Бедная тётя Берта поднять Неллю не может и звать на помощь не может, от страха в горле перехватило и голос изчез...

Тем временем, наш герой  Борис  проснулся от утренней прохлады и не мог понять, почему он спал в машине, а не дома  в своей пышной белоснежной постели? Где он? Что с ним случилось? Что за сон? Почему меня разбудил отец? Он же давно умер. Разве с того света возвращаются, чтобы разбудить сына и наставлять его. Какая ерунда!
Господи, нет - это не ерунда. И вдруг наступило прояснение в памяти. Борис в течение нескольких минут  прокрутил в своей памяти, как в кино,  всё, что произошло за прошедшие сутки. Это был очень плохой фильм и с очень плохим концом, но страшнее всего была встреча отца с сыном. Борис хорошо запомнил, как отец очень ласково  разбудил его и сказал: «Сынок, ты вопреки моей просьбе  и  завещанию  поступил нехорошо с матерью и со своей женой. Ты грубо нарушил заповеди Всевышнего. Ты оскорбил и обманул мать и жену, ты их унизил. Ты однажды пытался даже руку поднять на мать, на это святое существо. Ты забыл, что твоя мать вскормила тебя своей грудью, поила своим белым молоком, своей кровью вскормила твоё тело, а ты своим поведением, жестокостью, грубостью заставил  её плакать кровяными слезами. Ты забыл, что когда  мать, жена, женщина  плачет от нанесённых им обид, оскорблений -  сыном, мужем, мужчиной - это вызывает гнев даже у Всевышнего и он вкладывает в уста матери проклятие в адрес обидчика. И тогда сам Всевышний  бессилен предотвратить или приостановить исполнение проклятия. Берегись, сынок! Я тоже буду бессилен спасти тебя. Поспеши домой, встань на колени перед матерью и выпроси у неё прощение. Спеши, сынок! Не дай Б-г, опоздаешь, ты будешь самым несчастным человеком во всём свете.
Бориса прошиб холодный пот. От страха предстоящей встречи с обманутой матерью, женой, у него началось что-то наподобие лихорадки; его всего трясло, ломило всё тело и он почувствовал страшную тревогу за свою бесцельно прожитую жизнь..., но встать и сесть за руль у него не было сил, и он горько, очень громко, долго,  навзрыд плакал, пока не почувствовал, что кто-то его очень грубо толкнул локтем и  крикнул:
- Я же просил тебя поспешить!
Собрав последние силы, Борис поспешил домой. Он буквально ворвался в дом. Тихо, никого нет. Зашёл к матери - её нет. Пошёл к себе и застал страшную картину: в столовой: на полу лежат мать и жена... Борис бросился к матери, стал её обнимать, целовать, теребить, будить - бесполезно. До его заржавленных мозгов дошло, что он обнимает бездыханное тело своей родной матери, и непроизвольно его прорвало: раздался истошный крик. напоминающий рёв раненого тигра... Бесполезно, тёти Берты нет. Ушла из жизни красивая, добрая труженница с красивой ухмылкой на лице и с большой  невысказанной болью в душе  за своего непутёвого сына. Тётя Берта ушла навсегда к своему любимому мужу. Освободила себя от всех забот и переживаний, от упрёков и оскорблений единственного сына, от позора и падения родного сына. Она приобрела счастье.
А несчастный Борис с большим трудом привёл в чувство свою жену  Неллю, которая,  только взглянув на Бориса, поняла, какое несчастье пришло в этот дом. Бросившись  на бездыханное тело свекрови, она запричитала:
- Мама! Вы не имели права так поступить, Вы должны были и меня взять с собой и освободить меня от этих переживаний и позора...
На крик и шум прибежали соседи, родственники, друзья.
На следующий день состоялись пышные похороны. На митинге, как принято у нас, были хорошие и трогательные выступления, все благодарили Бориса и Неллю за доброе и хорошое отношение к тёте Берте, и каждый раз, услышав эти добрые слова в свой адрес, Борису казалось, что люди смеются над ним, издеваются над ним, ибо он в глубине души чувствовал, что он - причина безвременной смерти матери, что по-настоящему он - убийца матери. Её смерть на его совести.

4

После пышных проводов тёти Берты в дальнюю, безвозвратную дорогу, в иной мир, откуда никогда не возвращаются, Борис впервые понял, что он действительно потерял очень близкого, очень дорогого ему человека, он потерял мать и первопричина потери матери - его бездумное и безрассудное поведение...
И он мысленно прокрутил в своей памяти, как в многосерийном художественном фильме всю свою жизнь, своё поведение, своё отношение к жене, семье, детям, завещание отца, просьбы матери со слезами на глазах, увещевание друзей и  родственников об изменении своего образа жизни и поведения, о прекращении игры в карты ... И финал в игорном доме. Наконец, он до мельчайших деталей воспроизвёл в памяти свой сон в машине, когда его отец торопил его поспешить к матери, просить прощение за своё бесшабашное и безответственное отношение к жизни, к матери, к семье... Не успеет - будет проклят...
Борис не успел. Он застал свою мать уже мёртвой. Он её обнимал, целовал, тысячу раз просил прощения, умолял со слезами на глазах хоть на миг открыть глаза, сказать хоть одно слово ... Увы, теперь мать с иронической улыбкой, с закрытыми глазами совершенно не реагировала на вопли и крики Бориса. Он ревел как загнанный и раненый зверь, и всё равно мать ни на что не реагировала, точно так, как Борис при жизни матери не реагировал на её просьбы.
«Что делать?» - подумал Борис. Дома я как непрошенный, не желанный гость. Нелля меня почти не замечает, дети как чужие, смотрят на меня исподтишка, с опаской, как- будто я совершенно посторонний человек в этой семье. Они стараются обходить меня, не замечать и почти со мной не разговаривают. Так долго продолжаться не может. В своём доме чувствовать себя ненужным, лишним крайне тяжело. Мои попытки убедить Неллю, детей, что я уже очень многое по-новому осмыслил, понял, много передумал и стараюсь с прошлым раз и навсегда покончить, никто всерьёз не воспринимал и не воспринял.
Как быть?  Что делать дальше? Какой выход?
...Выход один... Что посеял, то и получил. Надо быть мужественным до конца и найти в себе силы и воли за всё  содеянное:  за своё безволие, безделие, обман, растранжирование домашнего бюджета, пренебрежительное и неуважительное отношение к жене, детям, родственникам и друзьям, за нарушение завещания отца, обман и неуважение матери, за её смерть, распад семьи..., в конце концов, повинен   Я. Только - Я и Я должен за все отвечать. А как? Мне по-прежнему никто не верит. Никто меня и мои извинения, мои мольбы о том, что я уже другой человек, другой Борис, всерьёз не воспринимает. Что делать?
Борис долго молчал, наконец после долгих раздумий, собрав всю свою волю и силы, встал и громко, с неподдельной радостью крикнул на весь дом: «Нашёл выход, нашёл единственно правильный выход - я иду к своим родителям».

Борис, не теряя ни минуты, поспешил в дом, выкупался, обновил свою одежду, одел свой новый костюм. Подошел к буфету, налил себе стопочку хорошего коньяка и выпил, потом подошёл к портрету своей жены Нелли,  встал на колени и долго, долго что-то шептал, просил прощения, извинялся. Потом подошёл к фотографии своих детей, искренне и со слезами на глазах просил у них прощения и, наконец, подойдя к портретам своего отца и матери, он невольно встал на колени и не мог выговорить ни одного слова, его охватил какой-то ужас, страх, он оцепенел... Ему показалось, что в рамке ожил отец, несмотря на свой жесткий и  суровый взгляд, он  спокойным шагом  подошёл к своему заблудшему сыну, приподнял и усадил его за стол... Борис услышал мягкий  голос своего отца: - «Что, сынок, тяжело? Не выдерживаешь испытаний, выпавших на твою долю? А породил эти ненужные испытания себе на голову сам, своим поведением. Ты свой разум, своё семейное счастье и благополучие променял на разрушающие силы сиеминутных  соблазнов. Ты нарушил и не выполнил завещание отца. Ты попрал заветы наших отцов и требования Торы почитать своих родителей. Ты унизил и оскорбил  чистые чувства своей жены и предал своих детей. Ты жизненную правду променял на ложь, шантаж, на вымогательство. Ты и твоё поведение - первопричина смерти твоей матери, ты - убийца матери. Ты потерял свой человеческий облик и  навлёк на себя презрение людей и их ненависть. Дорогой сынок! С таким грузом земных грехов тебя никто не пустит к нам. Чтобы попасть к нам, тоже надо иметь благословение Всевышнего, ибо не каждому суждено  иметь право занимать и владеть двумя квадратными метрами земли. Сегодня ты своим необдуманным шагом опять нарушаешь законы Торы. Всевышний даровал тебе жизнь и определил сроки твоего пребывания в гостях на этом свете и никто, кроме Его самого, не имеет права лишать тебя жизни; самоубийство у нас серьёзно осуждается и презирается. Мы с мамой тоже осуждаем твоё решение и, как родители, которые тебе дали жизнь, против твоей смерти. Несмотря на обиды, нанесённые тобою нам, мы прощаем тебя и просим свой гнев на своё бессилие сменить на милость и желание жить. Ты себе не представляешь, как жизнь прекрасна, за жизнь надо бороться, хорошую жизнь надо создавать и утверждать и им радоваться каждый день, каждый час, каждый миг.
Сынок! Сейчас ты должен пойти домой, собрать свою семью - жену, детей. Убедить их, что покаялся и что ты - совершенно другой Борис. Нелля прекрасный человек, замечательная жена и сноха, добрая и отзывчивая мать. Попроси у них прощения и начни новую, счастливую  жизнь с чистого листа. Мы поможем тебе своими молитвами, тебе помогут наши друзья и родственники. Вставай, сынок, не теряй времени, спеши  встретить свою семью. Они тоже тебя ждут».

Через день к нам пришла жизнерадостная и весёлая Нелля. Она от счастья вся светиталась и впопыхах, в двух словах, рассказала, что по воле Всевышнего и помощи друзей и родственников, её семья восстановилась, они теперь все опять вместе. Спасибо Вам. Я и мои дети очень счастливы.
Давайте помолимся за их счастье и благополучие.
Пусть всё негативное останется позади.


АБРАМ  ИЛЬЯЕВ.

Нью-Йорк
3 июля 2007 года.


Рецензии