Воспоминания о блокаде Ленинграда. Дуранда

Дуранда

Дуранда, о которой я сказал выше требует особого отступления
Как я помню, настоящего хлеба в Ленинграде не было. По слухам все  запасы муки и сахара сгорели в сентябре 1941 года на Бадаевских складах.
Я , конечно, не видел этого пожара, но слышал от старших людей. Они друг другу шопотом разказывали о черном дыме, покрывшем Бадаевские склады и о том как текли ручьи подпаленного сахара. Я очень хотел очутится рядом, чтобы макнуть ломтик жмыха в эти ручьи.
Говорили о том, что немецкие самолеты навели на склады ракетчики. На дежурствах  все всматривались вдаль, выискивая загадочные зеленые ракеты, но только ловили тех кто плохо соблюдал светомаскировку.
А соблюдать её было легко, потому что стеорина, из которого делали свечи не было и его использовали многократно, закатывая нитки в «новые свечи». Еще было какое -то техническое масло, но это было мало достижимо. Так что зря светить никто не хотел.

В декабре ломтик хлеба сократился до 125 граммов. Это срез буханки на 2 –3 сантиметра.  И то дневную норму хлеба надо было получить по карточке, отстояв в очереди. Уже в конце блокадного периода я узнал о людях (условное название этих тварей), которые в блокадное время покупали рояли и мебель  у людей за буханку хлеба. Ненависти моей не было предела. Она жива до сих пор.
То , что иногда я встречаю упоминание о нормах макарон и вермишели у меня это  вызывает недоумение. В ночной голодной очереди, была мечта, чтобы утром в магазине оказалась дуранда. А то и её не было.
Далее помню, как начиналсь цынга. Это болезнь, которая развивается от отсутствия витамина C. Я не медик, тем более не был им тогда, но знал, что сначала бледнеют десны, потом вываливаются зубы.
Помню, какое счастье было, когда мать приносила еловые ветки и варила из них отвар. Этот кисленький отвар мне казался самым вкусным в мире.
Дуранду я боготворил. Она как то отвлекала. Чувства голода я не помню, может привык к тому, что было. Но когда можно было пососать чуть-чуть дуранды, это было вкуснее теперешних конфет и разносолов.
Скажу, что уже совсем недавно, я увидел в дорогом магазине, небольшие кирпичики хлеба, о которых в рекламе было написано: «Жмыхи подсолнечные. Отличный способ похудания». Я не вдавался в подробности и истину этой рекламы. Я купил этот кирпичик и дома отрезал кусок. Положив его как раньше на язык и начал посасывать.  Ничего прошлого я не испытал, скоро кусочек рассосался на какие –то нитки, и не было вообще никакого вкуса. Но в блокаду это было спасение.
Есть надо было уметь, пить тоже.Я и сегодня  поражаю окружающих тем, что не могу напится теплой водой любого типа (чай, кофе, молоко).Чтобы напиться мне нужна холодная вода. Теплая вода – это еда типа супа.
Ее надо было и пить особо. Сначала берешь в обе руки кружку и греешь руки, а потом прихлебываешь потихоньку, получая удовольствие от разливающегося тепла.
Среди «лакомств», которые я вкусил в те годы, но уже ближе к лету, были  суп из лебеды и  крапивы.
Конечно, и сейчас я могу его приготовить, но если добавить огурцы , нарезанные кубиками, укроп и сметану.
Тогда я даже не слышал эти названия - сметана . Я первую булку  попробывал, когда прорвали блокаду, и мой дядя, приехав в  увольнительную, привез из своего пайка. А  шоколадную конфету попробовал в 1947 году (после первого снижения цен). Но это можно рассказывать о всех детях войны.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/25/236


Рецензии
Боюсь, людям нынешних поколений никогда не понять многих вещей, о
которых Вы пишете - даже если они попытаются подключить все свое
воображение. Мне же не так и трудно понять, что такое "кусочек
настоящего хлеба", дуранда и счастье, подаренное кружкой кипятка.
Нет, я никогда всерьез не голодал, но я понимаю Вас. Хотя бы потому,
что прекрасно помню слова отца о "мечте вволю наесться черного хлеба".
Не о часах, не о велосипеде или о новом пиджаке - о хлебе...
Спасибо и всего Вам самого-самого! С поклоном А.Т.

Александр Терентьев   16.03.2016 11:22     Заявить о нарушении
Александр!
Думаю, что поколению, которое занимается похуданием трудно понять того малыша на случайном блокадном фото.
Но даже уже внучки не выбросят оставшийся хлеб.
Этот обычай хотелось бы поберечь. Хотелось бы, чтобы не боялись выжить без водки, грязи и прочее в трудном мире , где много тайных ловушек.
А далее пусть живут уже в новом мире.
Для этого и вспоминаем.

Игорь Коровин   16.03.2016 17:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Игорь. Мы, писатели Галина и Павел Барышниковы, написали роман о детях блокадного Ленинграда. Готовим к публикации, и к счастью, нашли Ваши воспоминания. Хотели бы наладить с Вами общение. С уважением, Павел.

Павел Ихтиандров   13.03.2022 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.