Как уничтожить трамвай

                ранее  http://www.proza.ru/2011/10/22/1420

        Года с сорок седьмого - начался процесс «совершенствования подвижного состава». Тогда же на улицах появились закрытые со всех сторон новые «цельнометаллические» трамваи ЛМ47. Их появление больше всего способствовало тому, что старый «ленинградский трамвай» перестал существовать
        Первыми начали прятаться под крыши моторного и последнего вагонов номера и огни маршрутов, затем дело дошло до открытых площадок. И до войны-то, а особенно после, трамваи ходили по городу всё обильнее обвешанные с двух сторон людьми, словно гроздьями винограда. Даже американки! Взрослые люди ездили на колбасе, иногда на пружинно-раздвижных ограждениях и, рискуя сорваться прямо по колёса, между вагонами. Видимо, в трампарках постепенно стали зашивать площадки, закрывать их с левой стороны, решать старую наболевшую проблему.
        Тетя Наташа как-то рассказала, почему ещё задолго перед войной снесли исторические Московские Ворота. Близко сходившиеся трамвайные пути проходили ровно посередине этих ворот, и однажды висевшие на встречных трамваях гроздья людей в узком пролёте смели друг друга. Тогда-то, мол, и было принято решение о сносе этих Ворот. Теперь они восстановлены, трамвайные пути обходят их по сторонам.
        Затем были убраны выступавшие за обводы корпуса поручни на входах, потом вообще закрыты площадки с «рабочей» стороны, приделаны двери. В вагонах установили «трамвайные печки», ездить зимой стало комфортнее. Казалось, пора бы остановиться! Ан, нет!
        В старых вагонах стали снимать дубовые скамейки, устанавливать мягкие сидения, вскоре кем-то благополучно изрезанные ножами. «Американкам» тоже были заменены внутренности, при этом ликвидированы отдельные места кондукторов, но на слегка отвисшие консольные площадки и давно незакрывающиеся двери-гармошки никто из переделывателей не обратил внимания.
        Затем из вагонов изгнали кондукторов (видимо, в целях экономии на их зарплате, а может быть и воспитания пассажиров в коммунистическом духе), а взамен них в каждом вагоне были установлены кассы, прозрачные ящики. Теперь каждый пассажир должен был сам бросать в них денежку и сам же отрывать себе билетик. Трамвай, видимо, стал приносить убытки, и тут же были введены в обиход компостеры и талонные книжечки: сам купи книжечку, сам же оторви талончик. Прокомпостируй и – ты честный пассажир! Резко возросло количество контролёров, среди них появились самозванцы. Возникали скандалы, увеличилась занятость милиции… А в газетах, по радио всё чаще зазвучала похвальба на тему «Ленинград – самый трамвайный город в мире».
        Затем многие трамвайные вагоны, особенно новые цельнометаллические,  перекрасили в разные цвета – синие, жёлтые, зелёные – всегда ровным слоем, без этих вычурных жёлтых линий, замазали прежние «выпуклые» личные номера, вывели белой краской заново мелкие цифирки…
        Чувствовалось, что «подвижной состав» приходит (и, в конце концов пришёл!) в упадок. Впервые появились варяги среди трамвайного населения города: чешская «шкода» и усть-катавские вагоны. А старые трамвайные вагоны стали исчезать… Их стали пачками отправлять в ссылку. Однажды я видел из вагона поезда, как на путях - то ли Навалочной, то ли Сортировочной - стоял целый состав из ленинградских трамвайных вагонов. И во время командировок у меня не единожды были встречи с ними в самых разных городах – в Ярославле, в Калинине, где-то ещё … Трудяги, угрюмые и зашарканные, они ничем не напоминали бывших франтов, когда-то весело разъезжавших по улицам «северной столицы». Да и в ней самой сегодня их днём с огнём не сыщешь! Послевоенные цельнометаллические новоделы и разные «гости», они - не «ленинградские», не «ленинградский» (в моём понимании) трамвай! А этот вот новый удобный современный трамвай, на котором я еду сегодня, он – «петербургский»!
        Странно… В Риме, Вечном городе и в Мюнхене тоже, и – особенно! – Праге повсюду и сегодня уважают и ценят старый трамвай, берегут. Совсем не мешает он другим творениям человека, потребляющим бензин или соляру, и никакой безбашенный «феррари» с нулевым клиренсом даже не заметит пары рельсин, буде встретятся они на его бархатном пути! Почему-то влага, ниспосланная с небес в Риме или в Праге, вежливо и не застаиваясь, немедленно покидает тамошние трамвайные путя. В Мюнхене, между прочим, тоже сразу. Протестанты ли тамошние, католики – видать, не такие они, как мы, православные…
        А ещё в Праге есть Музей трамвая. Там заботятся о старых трамваях, показывают их экскурсантам, выводят на прогулку. Идёт по Златой Праге, как современник, ухоженный старый трамвай… И вокруг люди рады этому, детям его показывают, деньги платят, чтобы прокатиться на нём. Видимо, хорошо становится им, когда представляют, будто бы, минуя век двадцатый, выезжают они из девятнадцатого века прямо в третье тысячелетие!...

        - Светлановский! Граждане, вагон идет только…

                далее  http://www.proza.ru/2011/10/22/1430
      


Рецензии
Историческое исследование. Близкое по духу, вклад инженеров, трудового народа. Как описание жизни, одной из составляющих. Будет память в веках, будут живы и люди. С новым годом, Эргэдэ счастья и здоровья, личных успехов и всей страны на радость всех людей.

Николай Палубнев   24.12.2017 09:05     Заявить о нарушении
С Новым Годом, Николай! Успехов Вам, счастья и непреходящего интереса к людям и авторам, по какой-то причине ставшим близкими! Мне кажется, я попал по случаю в из число. С надвигающимся Новым Годом!

Гордеев Роберт Алексеевич   24.12.2017 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.