Музыка похожа на жизнь...

Мы встретились в день размещения им первых глав «Алисы…»
И я сразу «заразилась»…
Его неординарным мышлением,  блистательной,   образной речью,  неподражаемой иронией,  удивительной,  редкой доброжелательностью,  невероятным умением ответить на любой вопрос и непостижимой легкостью в общении.

Он обо всём имел свое суждение и внятно, основательно и интересно аргументировал.  Его хотелось слушать всегда.  И запоминать.

Вот только некоторые его представления:

О ЖИЗНИ

 …когда понимаешь,   не знаешь,  а именно   —  понимаешь,  что жизнь всегда заканчивается смертью,   —   перестаешь от нее требовать что-либо.  Просто наслаждаешься близостью,  пока она с тобой.

ЕЩЁ О ЖИЗНИ

Мы перестали задумываться над тем, к чему привыкли. Почему? Может, потому что нам никто не задает неожиданных или неудобных вопросов? Только дети. Но мы нечасто к ним прислушиваемся. Потому-то "Маленький принц", "Алиса в стране чудес", где подобных вопросов немало, всегда будут любимы и читаемы. Вы не думаете о небе, Вы просто им любуетесь. Вы не размышляете о ромашках, просто вдыхаете их аромат. Вы не удивляетесь сверчкам и цикадам  —  скрипачам южной ночи, они просто фон для парада звезд на черном бархате летнего неба... Но почему?! Разве сами по себе они не удивительны и не стоят Ваших мыслей? Вы просто привыкли. Как все мы. И удивительный мир перестает удивлять и начинает пахнуть вчерашним борщом и куриными котлетами. Вместо рыцарей без страха и упрека  —  ловкие коммерсанты. Вместо прекрасных дам  —  гламурные телки. Мы сами меняем наш мир в сторону котлет и телок, не замечая маленьких чудес, живущих рядом.

...не относитесь к жизни серьезно: она Вам этого не простит. В жизни надо парить, как в небе. Не порхать над землей, а парить в его толще. Оттуда и виднее, и слышнее.

Летайте! Для того, наверное, людям небо. Ну в самом-то деле, это же не крышка на кастрюле, где все мы варимся!

О СЧАСТЬЕ

Простые повседневные радости   —   это и есть пазлы счастья,   нужно только уметь собрать нужную картинку.


ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Стоит раз испытать настоящее одиночество,  чтобы научиться наслаждаться им.

Настоящее одиночество  —  это когда ты один в толпе себе подобных,  и тебе нескучно наедине с собой.


О ЛЮБВИ

Никто не знает,  что такое любовь.  Я тоже не знаю. У каждого свое понимание любви. Но любовь  —  это что угодно,  только не  свобода.  И счастьем она,  даже взаимная,  бывает очень недолго. Скорее,  это такое патологическое состояние человека,  при котором стремление жертвовать преобладает над инстинктом самосохранения…   Не слишком романтично,  правда?

И все-таки,   многие из нас ищут эту патологию всю жизнь, а найдя  —  счастливы,  как дети... Может,  готовность пожертвовать собой во имя другого (или других)  —  глубинное свойство наших душ,  подчеркивающее наше человеческое  или,  если хотите, божественное,  —  начало,   вопреки всему животному,  которого в нас,  увы,  больше? И не важно,  что это за любовь:  к женщине,  к Родине,  к своему ребенку,  к справедливости,  —  объект любви не имеет значения. Потому что любовь  —  это ТВОЕ состояние,  для которого никто третий не нужен.

О МУЗЫКЕ

Знаешь, музыка  — это такая штука, которая больше всего похожа на жизнь: так же красива и так же непонятна. Конечно, ее можно расписать по нотам, но разве это что-то объяснит?

О БОГЕ,  О МИРЕ,  О ВОЙНЕ

"Создатель дал нам Мир и Жизнь в нем"? Возможно. А возможно, и нет. Возможно, это человек создал Бога силой своего разума и по причине собственной слабости: уж очень ему, человеку, нужно было, чтобы кто-то мог спасти и сохранить его. Нужен был кто-то, к кому можно было бы прийти с болью (с радостью к Богу редко ходят)...

Не собираюсь спорить о мироустройстве — тут никто никому ничего не докажет, — просто говорю о собственном мироощущении.
Универсум — это просто совокупность наших знаний об окружающем мире. Кто-то знает много, кто-то мало, но никто не знает всего. Потому наш мир так переменчив, что он разрастается вместе с нашим знанием о нем. Потому наш мир такой разный, что он у каждого свой. А Универсум  —  это область пересечения индивидуальных пространств. Т.е. у каждого есть  —  или может быть — индивидуальное пространство, не доступное для других.
Неназванное не существует! Пока мы не замечаем предмет, явление и не даем ему названия, его нет в Универсуме.

А Бог... Бог  —  это нравственный закон внутри нас, в соответствии с которым устроен наш индивидуальный мир. Потому неизбежны внешние конфликты, что у каждого свой Бог и свои законы, по которым устраиваются миры.

Война  —  неизбежность? Война  —  неизбежность! Вот только что именно считать войной? Драку за кусок хлеба  —  пусть даже и с маслом! —  голодных белковых оболочек человеческих душ? Конфликт амбиций  —  личных ли, державных ли? И их тоже. Но война  —  это Катарсис. Война как явление, а не как действо. Это, знаете ли, как генеральная уборка в доме: результат приятен глазу, а процесс  — ну оч-чень грязный!

Вот и воин: пока он убирается у себя в доме — светлый герой. Но как только он приходит убираться в мой дом он либо халдей, которого я для этого и нанял, либо агрессор, навязывающий мне свое понимание чистоты и порядка, без спросу двигающий мебель в моем доме. А окружающие формируют свое отношение к этому воину, исходя,во-первых, из своего отношения к навязываемому им мироустройству; во-вторых, из своего отношения к тому, в чьем доме генерально убираются.

И еще одно маленькое замечание: со своим миром я един. Я часть того мира. А вместе мы  —  Природа. А чужой мир  —  окружающая среда. Для того, чтобы природа не становилась все больше окружающей средой, нужно понять чужой мир, хотя бы попытаться понять чужую личность: может, не такая уж она и чужая? Тогда, возможно, тот мир станет частью нашего, наш мир - частью того, который вчера мы считали чужим... А что чаще всего делаем мы? Хватаемся за оружие, чтобы переустроить чужой мир по подобию своего! Главная причина всех войн и конфликтов кроется в головах: мы не стремимся понять других - мы стремимся их уничтожить! Кто думает не так, как мы,  —  Чужие.


О КРИТИКЕ

И вообще, Вы на меня не очень-то рассчитывайте: для критика я слишком доброжелателен. Не в надежде на ответное поглаживание по шерстке. Скорее, вследствие убеждения, что любая попытка высказаться оправдана, любое. даже маленькое открытие приумножает знание...  Да, я избегаю безвкусицы, но прощаю ее, если попытка сделана искренне.


О САМОЛЮБИИ

Спасибо. Принимаю Вашу оценку с благодарностью.

Ничто так не тешит самолюбие,  как одобрение коллег.  А ведь самолюбие   — нянька любого творчества,  его воспитатель и вдохновитель.  Так что от заслуженной няньки Вам тоже большое спасибо:  потешили!


О СОМНЕНИИ И ПРИНЦИПАХ

Сомнения  —  это единственный рациональный продукт человеческого мозга: познает только сомневающийся.

...сомнения  —  интимное дело каждого. Я не выношу их на всеобщее обсуждение, потому что у меня есть возможность, сила, время, жизненная опытность сделать свой выбор позиции. Только выбор никогда не бывает окончательным: готов воспринимать чужие идеи, мне интересны иные мнения и мысли. Не только в литературе  —  вообще по жизни. А компромисс... Когда-то я исповедывал такой принцип: если мы правы, то мы правы; если не правы, то возможен компромисс. Мужчина обязан принимать твердые решения. Но вовсе не обязан их отстаивать как дело принципа. Просто если принимаешь решение, будь готов за него сражаться. А иначе зачем его принимать?

..я не вещаю, я говорю. Просто говорю. И все, что я говорю, оспоримо. Но я ведь не говорю просто, чтобы сказать: я это все пропустил через себя, через свою личность, через свое мировоззрение. И все, что я говорю, я  —  так понимаю, так мыслю, так чувствую, а потому готов защищать. И только. Простая мужская позиция.

О ПЛАНАХ 

Затеял писать новую штучку. Пока забавляюсь: такое себе лоскутное одеяло. Очень хочу, чтобы получилась. Думаю, по формату получится повестушка. Хотя... несет, несет куда-то. Не хотелось бы раздувать. Лучше бы глоталась, как таблетка: одним глотком и даже без запивания водичкой. Посмотрим.  Вещица довольно эклектичная получается. Не по языку или манере. Скорее, по жанру. Материал такой…  из моей прошлой жизни.
Вот получится ли?


О ОСЕНИ И ОСЕННЕЙ ЛЮБВИ

Ну,  вот и осень.  Снова.  И снова проскользнула незаметно,  будто шла мимо,  да остановилась на минутку оглядеться.  А,  оглядевшись,  так очаровалась увиденным,  что уже никуда отсюда.  Я-то,  положим,  и рад:  ждал ее,  люблю очень. Она умеет удивить и удивляет.  Осень  —  гораздо более подходящее время для любви,  чем весна.  Это для юношеской любви необходимо весеннее кипение,  бурление,  водовороты!  И она сама вся такая бурная,  горячая и быстро проходящая...  Осень приходит с грустью и успокоением,  с тихой нежностью,  и любовь осенняя не столь бурная,  но чистая и пронзительная,  как звук перетянутой струны:  отчаяние в этом звуке,  мольба о пощаде и тихая отвага влюбиться...

Я навечно околдован осенью.  Она очищает помыслы,  латает подранную душу, заговаривает раны.  Она много значит в моей жизни,   почему-то.  Я всегда ее жду и всегда боюсь.  Осень всегда полна отчаянья,  но не безысходности.  А это дает право на надежду...  Осень беременна надеждой.  И это моя надежда...


***

О своей любви к осени он написал в начале прошлой…
А до наступления нынешней он не дожил всего несколько дней...

25 августа 2011 года АЛЕКСАНДРА БАЛАНИНА не стало.

Я без крыльев уже,  ведь туда не летят,  а уходят,
Потихоньку,  без скрипа,  затворяется дверь в бытие.
Я устало уйду, и меня с облегченьем проводят…
* * *
Там,  в углу,  —  уголёк:  догоревшее сердце мое...




22 октября 2011 года


адрес его странички:
http://www.proza.ru/avtor/oldcat


Рецензии
Света, Добрый день!
Так прискорбно. Светлая память Александру Баланину. Ему жить бы и жить- молод был.
Но смерть коварна и жестока, пред ней человек бессилен, к сожалению.
Соболезную родным, друзьями близким.
С уважением,- Лидия



Лидия Парамонова -Фокина   12.10.2021 12:11     Заявить о нарушении
особо жаль, когда уходят такие талантливые и хорошие люди, каким был Александр,
светлая ему память!

спасибо, Лида, что прочла и откликнулась!
всего тебе доброго, -
Света

Светлая Ночка   12.10.2021 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.