Вариант сознания... ч. 36

               
 Музыка живописи.   
    Пришла полоса увлечения живописью. С улыбкой вспоминаю, что и Чехов  однажды  ударился в рисование. Нарисовал гору, кипарис, человечка с палочкой, двухэтажный домик и подписал: «Вид имения Гурзуф Петра Ионыча Губонина».  Собственно, красота чеховской бухты  и соблазнила меня на  живописный подвиг. Жена купила  мне масляные краски, я нарезал кусков картона. Для начала, для учебы, решил срисовать пейзаж Альбера Марке, любимого мариниста.  Пейзаж, конечно, получился  совсем не тот.  Увлекла техническая задача: сначала выписал деревья за рекой,  а потом потихоньку «глушил»  их белилами. Вот они уже проступают сквозь белесый утренний туман… С неделю любовался «шедевром», потом появился критический холодок. Вот, нарисовал пейзажик. Ну, и что?  Таких картинок можно написать тысячи. Захотелось нагрузить  изображение чем-то таким, что  внесет проблемность. И внес. На переднем плане  возникло нечто, что я и сам не могу определить.  Это не марсианский корабль,  не живое существо, не предмет,  не облако, не дух…  Что-то из чужого мира. 
    И пейзаж – ожил! Рядом с этой  чужеродностью  вдруг осозналась 
б е з з а щ и т н а я    к р а с о т а   н а ш е г о   м и р а. 
    Так  я кое-что понял для себя.  Во-первых, то, что  - увы - пока не способен передать мысль, идею, чувство видимыми, реальными образами. Приходится привносить что-то свое,  ирреальное, что ли.  Некий механический довесок. Благодаря такой антиномии (свойство романтического сознания)  возникает  контраст, оттеняющий  мысль.
   То же самое повторилось, когда  взялся за зимний пейзаж. Русские равнины, перелески… Вспомнилась молодость, работа в редакции газеты на Нижегородчине. Приходилось  по  снежной дороге добираться до дальних  ферм и поселков. Помню, однажды дорогу пересек  крупный  след, с крапинкой крови. Я снял  варежку, тронул пальцем холодную вмятину – и вдруг явственно пахнуло псиной, звериным запахом… Я поежился: наверное, волчара…
    Пишу зиму как прилежный ученик, с картинки, купленной на Арбате.. Равнина, перелески. Высунув язык, подбирал тональность, оттенки.  Сложность в том, что  по сюжету  снег  выпал недавно, лесные полосы не потеряли осеннего колера.  Вот сюжет готов.  И – снова сомнение. Нет в  картине смысла.
    Как происходит «скачок» -  рождение нового видения, я не знаю. Но вдруг увиделось, что  по краям перелеска встали  сторожевые вышки,  а через поле – вплоть до горизонта – протянулась колючая проволока. Потом я убрал  лишнюю лесополосу,  поставил на переднем плане падающий  телеграфный столб  с перекладиной и оборванными проводами. Сюжет обозначился.  Сталинские концлагеря. Столб с перекладиной – символ распятия. Оборванные провода -  разрыв человеческих связей. «Россия. Середина ХХ века».  Сюжет я окантовал и подарил  Майе Владимировне Водовозовой,  аккомпаниатору  И.С.Козловского. Она  сама прошла через  сталинские застенки.
Пока что, видимо,  я не способен мыслить  образами, в полном смысле художественными. Мыслю  категориями логическими, умственными.  Это, наверное, близко  к символу, к аллегории в их зачаточных формах. А хочется написать  красоту реальной Чеховской бухты!  С натуры писать, конечно, сложнее.
    Для меня самое  неожиданное то, что  художество  таит в себе музыкальные свойства.  Один и тот же сюжет можно «проиграть» в   разных тональностях – от  яркого мажора до  тишайшего минора.  Все зависит  от  настроения, от выбора красок, от общей цветовой гаммы.  Скалы у меня были и серыми, и охристыми,  и сиреневыми. За сиреневые  Нина Алексеевна Сергеева, замечательная  московская  художница и моя наставница,  похвалила. Свежо.  Но главное, что объединяет  сюжет – это небо.
    Не ожидал, что  живопись может дать столько  радости   и пищи для ума. Счастье, что Бог дал  мне  чувство радости – не в чинах,  не в деньгах, не  в светских развлечениях,  а в тихом движении души.
                22  июля 1989.
                * * *
            СУМЕРКИ

     Белеют в сумерках березы,
     Благоухают тополя.
     За горизонт ушли обозы
     Тяжелых туч. Тиха земля.

     Волнует взоры призрак леса.
     У плеса - росная трава.
     Паук спускается с отвеса
     И голос пробует сова.

     Так длится, кажется, от века,
     От незапамятных годин.
     И незаметно человека,
     Его речений и кручин.

     И нет примет судьбы убогой,
     Убогой мысли и жилья.
     И небо, будто око Бога,
     Таит загадку бытия...

                * * *
                Человек-вода…
Договорились о  выставке  «лечебных»  картин  Г.Сергеева и его жены  Ю.Воронцовой в  Чеховском  музее.  Очень  это  необычно  звучит -  «лечебная  картина». В  чем  заключается  эффект лечения?  Вот что  я  извлек  из  публикаций доктора  физико-математических  наук  Геннадия Александровича  Сергеева.
 Организм  человека  на  70 процентов состоит из  воды,  а мозг  -  на  96  процентов.   Вода в организме не простая. Она  состоит из  макромолекул,  выстроенных  как  цепочки  обычных  молекул  «Аш два О» ( числом в  25 - 81  штук). Если воду  извлечь из  клеток,  то  она  не  замерзает при минус шести. То есть,  это  высокоэнергетическая  структура.  Структурированная  вода. Подкачка  энергии  такой  воды идет за счет  взаимодействия с окружающей  средой -  за счет колебаний  электромагнитного поля,  за  счет  слабых  космических  излучений  и т.п.
 Сергеев полагает,  что следствием  взаимодействия  могут  быть пространственно-временные  изменения   организма и среды.  По гипотезе  академика  Коршака,   атмосфера  есть   нестационарная  полимерная  матрица.  Организм  -  также полимерная  структура,  которую  можно уподобить  жидкому  кристаллу. Роль сополимера,  устанавливающего связи со средой,  играют гидроксильные  группы.  Особенно сильно  эффект сополимеризации  должен проявляться  в водной среде. Во время  эмоционального стресса (когда,  к примеру, человек  тонет)  эффект  регистрируется  на  расстоянии  80-100  метров   от человека!  Как  регистрировали?  С помощью приборов  на  жидких кристаллах, которые  меняют структуру  при ничтожных  изменениях  потенциала. Ну,  как циферки на   электронных  часах…
Итак,  человек  есть жидкий  кристалл  в  среде полимеров. Наверное, его структура  меняется  на  дню  сотни и тысячи раз -  в зависимости от  внешних сил (эмоции, космос,  погода,   магнитные колебания, техногенные воздействия).  А  здорово  было  бы увидеть,  как  меняется   структура пространства в момент   творческого  экстаза  художника!  Теория  сополимеризации    человека  и среды   объясняет  эффект  психотерапии,  лечебного воздействия  картин.  Логично предположить  возможность воздействия  человека  на  химические и  физические процессы, протекающие в окружающем пространстве. Ноосфера  Вернадского  -  это и есть  сополимерное единство человека  и Земли.
А  лечащая картина – что это? Краски  на  масле или воде  -  это  тоже полимеры. Застывая,  они  «запоминают» ауру  творца, конфигурацию  энергетических полей  в момент  наивысшего творческого напряжения  художника. Это  «поле  творчества»,  запечатленное в  картине,   воздействует на  зрителя. Человек  и его мозг -  жидкий  кристалл -    взаимодействуют с  полем  картины,  впитывают  энергию  таланта,  излучаемую  картиной.  Вот почему шедевры гениальных  художников  обладают  таким мощным воздействием.
                * * *
Позднее, при встрече  у нас  дома,   Геннадий  Александрович   подробно рассказал,  как он пришел к  идее  человека-кристалла.  В  молодые  годы  его  как  физика  привлекли к  изучению  феномена    экстрасенсорики. Надо  было  выяснить,  в чем  заключается  механизм  телекинеза,  что за  силы  в человеке двигают предметы  на расстоянии?  Он  изучал собственные  излучения  тела  и  обнаружил,  что   холестерин  обладает свойствами  биологического лазера. При  нормальной  температуре   холестерин  «накачивается»    излучениями  окружающего пространства (в  том числе и слабой радиацией),  а потом  излучает  энергию   для подпитки  клеток  тела.  Благодаря  этому  организм   включается в энергообмен помимо традиционных источников питания.  Вместе с  женой  Юлией  Воронцовой  они синтезировали искусственный  холес-терин. Они  изготовили  из полимера   что-то вроде шоколадных  медалек,  которые можно  вешать на  шею или  прикладывать ко  лбу.  Полимерный  стимулятор  помогает унять  сердечную  боль,  снизить давление.
  Что касается  лечебной  живописи,  то впечатления оказались сложными.  Живописью занимается  жена изобретателя  Юлия  Воронцова. Я  полагал, что  она  разводит краски на  основе  нового полимера, который и закрепляет  творческое поле  художника. Все оказалось проще:   она  лишь покрывает полимерной пленкой  готовые  работы.  Сама  живопись  ничего  не несет,  кроме  очевидной  творческой  беспомощности автора:  это  беспред-метные  цветовые композиции,  лишь  создающие  определенное настроение.  «Лечебный»  эффект    принадлежит полимерному покрытию -  с тем  же  успехом можно  покрывать спичечный коробок и говорить о  «лечебных спичках».

                * * *
Вспомнилось,   что   у атмосферы  как  «неравновесной полимерной  матрицы» (Коршак)  есть   и иные определения. «Неравновесные процессы в  открытой системе»  -  так  атмосфера  охарактеризована в  статье,  которую  я  увидел в  журнале  «Знания-сила».  Человек и среда  -  типичная   неравновесная  система,  которая  в  зависимости от уровня    энергии  имеет определенное число стабильных состояний  и  способна    переживать фазы  нестабильности.  Это касается  не  только отдельного человека, но  и общества в  целом.  Нестабильность и фазовые  переходы  могут быть вызваны  как  человеком,  так и   средой.  По Чижевскому,  космос  также сильно влияет на  людей,  провоцируя  войны  и революции.
Я  думаю,  периодически возникающие в   обществе  психозы -  массовые  увлечения  то «месмеризмом»,  то  «кашперизмом» или «чумакизмом», -  могут  быть вызваны не только  «модой».     Возможно, и особым состоянием  среды,  что  приводит к   «сополемеризации» в  массовых  масштабах.
  Я  пытаюсь представить,   как  можно было бы  нарисовать   этот феномен -  человек в    структурированном,  преображенном   его энергией  пространстве. То видится  человек -  древо,  из ствола которого  расходятся мириады ветвей – полимерных цепочек   воды, которой в атмосфере  немало, -   они  уходят в  землю,   водоемы,  дома,   в  идущих людей… То видится  некая  аура -  гигантски кокон, окружающий   Землю… Чтобы  это  воочию  увидеть -  какое  же  зрение  надо иметь? Глаз,  регистрирующий  магнитное поле,  созерцающий  радугу  силовых линий  земного магнита…
                5  декабря  1989.
                * * *


Рецензии