Суфии и Южный Дагестан

Суфизм как религиозно-мистическое течение, оказал значительное влияние на становление и развитие ислама в Дагестане

По мнению ряда исследователей, широкое распространение мусульманской идеологии шло именно  в форме суфизма. Исламизацию дагестанского общества историки  разделяют условно на несколько этапов, которые отличались друг от друга не только темпами распространения новой религии и социальными условиями, но и носителями и проповедниками религиозных идей. Первый период можно назвать «арабским периодом» проникновения ислама в Дагестан, так во времена раннего средневековья основными распространителями идей ислама были арабы. Утвердившись в Дербенте, они использовали этот город опорной базой для дальнейшего распространения мусульманской религии. Так, укрепив Дербент в 733 г., Абу Муслим (Маслама) совершил поход оттуда в Кумух, Кайтак, Табасаран, которые он обложил налогами и заселил переселенцами.

При халифе Абу Джафар ал-Мансуре (754—775) правитель Дербента Йазид ибн Асад по велению халифа построил в районе Дербента ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность Дербента и для охраны своих северных границ от набегов хазар. Впоследствии эти пограничные посты превратились в суфйские центры — рибаты, откуда с дальнейшим распространением ислама идеи суфизма распространились в другие районы Дагестана.

Много сведений об арабских ученых — выходцах из Дербента зафиксировано в арабоязычных источниках. Так, например, известными учеными были Хабиб Афанди ибн Пир из Дербента (ум. в конце X в.) Хасан б. Ибрахим (ум. в 759 г.), Мухаммад б. Химам (ум. в IX в.), Абу-л-Касим Йусуф б. Ибрахим, Ирахим б. Джа’фар (ум. 1018 г.) и другие. Также известными учеными Дербента этого периода были Абу Абдаллах Маммус б. ал-Хасан ал-Лакзи ад-Дарбанди (1040—1110 гг.) — знаток хадисов, историк, один из влиятельных шейхов, автор исторической хроники «Тарих баб ал-абваб ва Ширван», Абу-Йакуб Йусуф б. ал-Хусайн. ал-Лакзи ал-Баби (ум. около 1089—1090 г.) — знаток хадисов, духовный глава общины шафиитов в Дербенте и Абу-бакар Мухаммад б. Муса б. ал-Фарадж ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII в.) — крупный мусульманский теолог, автор объемистого труда по суфизму «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» (Базилик истин и сад тонкостей), который является самым ранним в Дагестане зафиксированным сочинением по суфизму. Этот трактат написан на рубеже ХI— начала XII вв. и сохранился в копии 743 г. х./1342—1343 г.

Как отмечает исследователь суфизма М.Х. Якубов: «из рукописи  дербентского философа  видно,  что в начале процесса  исламизации Дагестана  в Южном Дагестане существовали различные суфийские  группы».  В Дербенте  проживали шейхи Абдул Хасан Аджуржани и Абул  Хасан Фуки.  Ад Дербенди, также отмечает, что здесь же  имелись суфийские группы, вносящие огромную лепту в развитие  суфийского богословия.

Именно суфизм представлял собой в тех исторических условиях форму, в рамках которой догматы мусульманской религии внедрялись в местной среде. Суфизм, игравший огромную роль в X-XII вв. в мусульманском мире, из идей и движений элиты превратился, как отмечают исследователи, в «народную» религию. Дербент XI - второй половины XIII в. был городом суфиев.

Дагестан, между тем, дает иной вариант, когда «спрос» на суфийские идеи обнаруживается (начиная с XII в., особенно сильно в XV-XVII вв.) именно в сельской местности.

Таким образом, идеи суфизма были привнесены в Дагестан в начале IX века и Дербент в X—XI вв. являлся не только крупнейшим центром исламизации на Северном Кавказе, но и крупным духовным центром, где утверждалась и развивалась суфийская традиция, откуда в дальнейшем с распространением ислама распространился и суфизм в Дагестане.

Одновременно с этим происходит проникновение тарикатских  братств  в Южный Дагестан, на тот момент  Дербент был важнейшей опорой арабов на Кавказе. Исторические факты свидетельствуют о том, что  в соседнем с Дербентом Ширване  очень большое развитие  получила  арабо-мусульманская  школа, а также суфизм, местные  алимы  имели тесные связи с  религиозными кругами Востока, посещали  центры  теологической и суфийской мысли Багдад, Медину, Мекку, а также другие известные центры в  Египте,  Сирии,  Ширване.
Всего в Дагестане тарикат  развивался по семи направлениям (ответвлениям).

Из них некоторые прекратили свое существование, такие как  сухравардийа. По данным историков, в 14-15 веках через Иран в Дагестан проникли и получили определенное распространение идеи  суфийского братства сухравардийа. Это братство базировалось в основном в Индии, но также имело распространение и в Иране. Оттуда  пришли на  территорию Южного Дагестана шейхи сухравардийского  тариката - Ходжа Джамшид, Джунейд и Хайдар.

В 705 г. х./1305—1306 г. в Кубачах был убит шейх ордена Сухраварди Хасан ас-Садик аш-Ширвани. Там же обнаружена его могильная плита с арабскими надписями XIV в. Во второй половине XV в. наблюдается активизация деятельности ордена Сефивидов. Основателем ордена Сефевидов был шейх Сафи ад-Дин (1252—1334 гг.) от которого берет начало династия Сефевидов. Как сообщает Бакиханов, правнук шейха Сафи ад-Дина шейх Джунейд, собрав 10-тысячное войско, отправился в Ширван с намерением вести с черкесами войну за веру11. 4 марта 1460 г. в сражении на левом берегу р. Самур шейх Джунейд был убит.
После его смерти место его занял сын шейх Хайдар, который также воевал в Дагестане и в 1488 г. на левом берегу р. Рубас он также был убит. Все они погибли в Дагестане, и братство сухравардийа в дальнейшем  не получило здесь особого распространения. Эти факты говорят об активности суфийских миссионеров сефевидского Ирана. В настоящее время осталось  4 действующих направления  тариката: 2 направления накшбандийя, по одному - шазалийя и кадирийя.

О распространении суфизма в средневековом Дагестане свидетельствует богатый эпиграфический материал.

В с. Татиль Табасаранского района находится могила шейха-аскета Джамалутдина Йахйа ибн Шейх Юсуфа, датированная 583 г. х./1187 г. В Дербенте была обнаружена надмогильная плита шейха Ахмада ибн ал-Хусайна, датированная примерно XI—XII в. А.Р. Шихсаидовым также описаны надписи о смерти шейха Джунейда (ум. в 651 г. х./1253—1254 г.), шейха Мир-Сулеймана ал-Багдади (ум. в 680 г. х./1281—1282 г.), шейха Заман ибн шайх Ашур ибн Исмаил (ум. в 1171/1757—1758 г.). В селении Орта-Стал (С.-Стальский район) имеется большое купольное здание Пир шейха Ибрахима с указанием надписи о смерти шейха Ибрахима в 940 г. х./1541—1542 г.

В период позднего средневековья (XIII—XV вв.) усилилось влияние суфизма как в  Иране и Ширване, что не могло не отразиться на положении суфизма в Дагестане. Начиная с XIII в. в Дагестане наблюдается более ощутимое влияние суфизма.
О распространении суфизма в Дагестане свидетельствует большое количество сочинений по суфизму, в основном Абу-Хамида ал-Газали, переписанных в разное время в период с XII по XVII век, древнейшая из которых, «Ихйа’ улум ад-Дин», была переписана в Багдаде в 589/1191 г.

Сочинения аль-Газали переписывались в Дагестане вплоть до XVIII в. В таких населенных пунктах, как Акуша, Ахты, Дусрак, Мискинджа, Ихрек, Кудали, Кушух, Корода, Обода, Согратль, Башлы, Урада, Усиша, Хунзах, Эндери и др., создавались множество копий популярных трактатов и учебников на арабском языке, в том числе и по суфизму. 

Автор: Али АЛБАНВИ


Рецензии
Интересно... Вот только для тех, кто не является историком, уж слишком много дат... Может быть, потом как-нибудь адаптируете Ваши статьи для более широкого круга читателей, интересующихся исламской культурой? Кстати, к Эльмире Ибрагимовой 3 не заходили?
С уважением,

Нелли Искандерова   25.10.2011 17:48     Заявить о нарушении
Изучаемый предмет предрасполагает к упоминаниям различных исторических дат.По поводу адаптации: скажу сразу - это вряд ли, просто времени не будет. С творчеством Эльмиры Ибрагимовой 3 к сожалению не знаком, после Вашего совета с удовольствием ознакомлюсь.

Спасибо за комментарии.

Али Албанви   25.10.2011 19:26   Заявить о нарушении