Вадим Шефнер

                ВАДИМ ШЕФНЕР
Недалеко от нашего дома, на Литейном проспекте, находился очень оригинальный культурный центр. Я никогда не слышал о подобных  заведениях в других городах. Это был ЛЕКТОРИЙ, в котором был комплекс залов, где читались лекции на самые разнообразные темы. Мы с женой часто посещали эти залы. Обычно, проходя мимо, я читал афишу при входе, и, когда какие–либо темы вызывали интерес, я покупал билеты. Так мы прослушали много лекций на самые разные темы по: вычислительной математике, бионике, первым лазерам, которые назывались тогда еще «мазеры», рассказы о путешествиях по разным странам. Прослушал я однажды такую интересную тему  как: «Теоретические основы ловли хищных рыб на металлические приманки». Данная лекция в первую очередь привлекла рыболовов, поэтому, несмотря на наукообразное название, лекция напоминала «новгородское вече». Лектор, директор завода спортивных принадлежностей, так и не смог заставить слушателей сидеть чинно и слушать его. И, до тех пор, пока он, наконец, не разрешил слушателям сгрудиться вокруг него и начать обычный рыбацкий разговор, порядка не получалось. 
И вот однажды я прочел на афише – «Вечер поэзии. Ларионов В.» Я ранее знал этого прекрасного артиста, мастера художественного слова, как тогда называли артистов этого жанра, и поспешил купить билеты.
На концерт пришли с женой. Читал Ларионов Блока, Брюсова, Евтушенко, Вознесенского. На втором отделении он объявил -  « Вадим Шефнер. Первый мост».
И начал читать.
            И вот он вырвался из чащи
            По следу зверя. Но поток,
            В глубокой трещине урчащий,
            Ему дорогу пересек.
                На берегу другом – добыча,
                Для всей семьи его – еда:
                Нетронутые гнезда птичьи,
                Косуль непуганых стада …
             Себе представив на мгновенье
             Закрытый для него простор,
             Затылок он в недоуменье
             Косматой лапою потер.
                И брови на глаза нависли,
                И молча сел на камень он,
                Вдруг напряженьем первой мысли,
                Как судорогою, сведен.
             И вдруг голодный узколобый
             Он встал, упорен и высок,
             С уже осмысленною злобой
             В ревущий заглянул поток.
                И, подойдя к сосне, что криво
                Росла у самого обрыва,
                И корни оглядев – гнилье!
                Он стал раскачивать ее.
               И долго та работа длилась,
               И камни падали в обрыв
               Но, с хрустом дерево свалилось,
               Два берега соединив.
                И он тропою небывалой
                На берег перешел другой,
                И пот с лица отер усталой –
                Уже не лапой, а рукой.
Я был тогда молод, недавно окончил институт, был безмерно увлечен своей специальностью. Передо мной была вся жизнь, которую я хотел посвятить творчеству, поиску, дерзаниям. И это стихотворение, я воспринял, как посвящение именно истокам творческой мысли.  Таким образом, оно прозвучало в резонанс с моим настроением того периода.  За этот вечер  мы прослушали в прекрасном исполнении много поэтических шедевров, но я ушел с этого концерта под впечатлением  именно этого стихотворения. И, кроме того, я почувствовал, что я встретил своего поэта. И это чувство я пронес через всю жизнь. Я никогда не проходил мимо книг Шефнера на прилавке магазина, мимо литературного вечера, на котором читались его стихи. Все телевизионные и радиопередачи, в которых звучало имя  Шефнера,  привлекали мое внимание. И поэт ни разу не обманул моих ожиданий. Знакомство, а затем и увлечение его поэзией, приносило новые открытия. Я обратил внимание на то, что почти в каждом стихотворении, главный
итог подводится в последних строчках. Так  и, приведенное выше, написано ради пяти последних слов –«Уже не лапой, а рукой». 
В то время мне понравилось его стихотворение «Глоток», хотя и я, и автор тогда были еще молоды, видимо нам приглянулась концепция трактовки человеческой жизни.
           До обидного жизнь коротка.
           Не надолго венчает на царство,-
           От глотка молока до глотка,
           Подносимого с плачем лекарства.
                Но меж теми глотками – заметь!-
                Нам не мало на выбор дается:
                Можно дома за чаем сидеть,
                Можно пить из глубоких колодцев.
            Если жизнь не легка, не гладка,
            Если в жизни шагаешь далеко,
            То не так уж она коротка,
            И бранить ее было б жестоко.
                Через горы, чащобы, пески,
                Не боясь ни тумана, ни ветра,
                Ты пошел от истоков реки –
                И до устья дошел незаметно.
              Вот, и кончен далекий поход, -
              Не лекарство ты пьешь из стакана,
              Это губы тебе обдает
              Горьковатая зыбь океана.
Трудно выделить лучшие стихи у любимого поэта. Поклоннику нравится почти все. Проникнув в мелодию  звучащей струны поэта, настроившись на логику выражения его мыслей,  начинаешь чувствовать в каждой строчке именно ту мысль, которую он хотел высказать. Отсюда, наверное, можно сделать вывод – «нет плохих поэтов, есть поэты непонятые». Может быть, это положение и спорное, а потому не буду на нем настаивать. Не могу не привести еще одно стихотворение, понравившееся мне особенно.
                МИГ.
         Не привыкайте к чудесам –
         Дивитесь им дивитесь!
         Не привыкайте к небесам,
         Глазами к ним тянитесь.
               Приглядывайтесь к облакам,
               Прислушивайтесь к птицам,
               Прикладывайтесь к родникам,
               Ничто не повториться.
          За мигом миг, за шагом шаг
          Впадайте в изумленье.
          Все будет так – и все не так
          Через одно мгновенье.
Константин Симонов, а думаю и не он один, высказал мысль, что поэзия принадлежит молодости, она основана на душевных порывах, свойственных этому возрасту. Ссылался он на таких крупных поэтов, как Пушкин и Лермонтов. Подтвердил он эту мысль и собственным опытом, в зрелые годы он перешел к прозе, когда им были написаны  романы и пьесы. Вадим Шефнер, будучи долгожителем, пытался подчиниться этому правилу. В среднем возрасте он писал повести, ударился даже в фантастику. Не хотелось бы обижать его, но истина дороже, с прозой у него получилось неважно, он остался на всю жизнь поэтом. Более того, одно из лучших своих стихотворений он написал практически под занавес.  Называется оно ГОСТИ.
             Все свои годы решил собрать я,
             Чтоб оценить их, окинуть взглядом,
             Чтобы они, как дружные братья,
             Все в моей памяти встали рядом.
                Гости явились. Галдят в прихожей,
                Гости меня затолкали в угол…
                Ну, до чего же они несхожи,
                Многим из них не узнать друг друга.
             Глупые годы, умные годы,
             Годы красавцы, годы уроды,
             Годы невзгоды, годы счастливцы,
             Годы трудяги, годы ленивцы….
                Годы в обносках, годы в обновках,
                Годы в шинелях, годы в спецовках,
                В кепках приперлись годики-шкеты,
                Годы хрычи снимают береты….
             Год второгодник сжался в комочек,
             Год юбиляр ему что то бормочет,
             Годы солдаты стоят в сторонке,
             Свой разговор ведут негромкий.
                Год-весельчак зовет на танцы,
                Год-забулдыга требует водки,
                Годы-юнцы и годы-старцы
                Спорят вовсю, надрывая глотки….
             Разные взгляды, разные лица
             Не столковаться им, не сдружиться…
             Рано созвал я вас, годы-братцы,
             Старшего брата надо б дождаться.
                Вверю я вас ему командиру,
                Он вас построит всех по ранжиру,
                Всех приструнит, подведет итоги…
                Он самый строгий – уже в дороге.
Главное для читателя в поэте – его стихи, и, по сравнению с ними, все остальные разговоры ничего не стоят. Все, что он сделал, все, что оставил людям, сосредоточено в его стихах. Они говорят о нем все, и где он совершил чудо
прозрения, и где он скатился в банальности, поэтому я постарался не давать литературного разбора его поэзии, а постарался  дать слово самому автору.
Выбрать четыре стихотворения, было трудно, поскольку я видел зерна открытий почти в каждом его произведении, поэтому выбор сделан,  конечно, пристрастно. Думаю, что Вадим Шефнер займет свое место в русской поэзии ХХ-века.


Рецензии
Вадим Шефнер - замечательный поэт, но и фантаст неплохой!
А тебе, Артем, спасибо за подборку, напомнил далекое время, когда читал Шефнера!
Но из воспоминания твоего вызвало восхищение ЛЕКТОРИЕМ, такого в наших краях не было!
С теплом,

Валерий Заикин   08.05.2020 20:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. С днем победы!.

Артем Кресин   09.05.2020 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.